Технологическая карта урока по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление".
Класс: 7
УМК: Пёрышкин А. В.
Тема урока: Вес воздуха. Атмосферное давление.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по получению, осмыслению и первичному закреплению блока новой учебной информации (определение атмосферного давления, изучить причины возникновения атмосферного давления; явления, вызванные действиями атмосферы)
Задачи урока:
а) формирование представлений об атмосферном давлении, формирование умений объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы, использовать знания об атмосферном давлении в повседневной жизни (предметный результат);
б) развивать умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, использовать различные источники для получения информации, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, проводить наблюдения, опыты, обобщать и делать выводы (метапредметный результат);
в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
Методы обучения: поисковый, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку, рабочие карты для учащихся.
Оборудование: на группу – стаканы с водой, пипетки, шприцы без иголок, трубочки, присоски, 2 листа бумаги;
на демонстрационном столе – насос, тарелка со стеклянным колпаком, весы электронные, стеклянный шар с краном, 2 шарика для рефлексии.
Технологическая карта урока
Ход урока |
Формируемые УУД |
|||
Позновательные |
Коммуникативные |
Регулятивные |
||
1. Мотивация к деятельности |
||||
Здравствуйте! Садитесь. Рада вас всех видеть. Я думаю, вы согласитесь с высказыванием английского ученого Эдварда Роджерса «Физика – это наука понимать природу». Что это значит? (С помощью законов физики мы объясняем явления, происходящие в природе.) Я желаю вам успеха в открытии тайны удивительного явления. Ребята, у вас на столах лежат жетоны. В течение урока вы будете их брать за правильные ответы. |
Выделение существенной информации из слов учителя. |
Слушание учителя |
Умение настраиваться на занятие |
|
2. Актуализация знаний уч-ся |
||||
Сейчас давайте вспомним, что мы изучили на прошлом уроке. (Сообщающиеся сосуды) - Какие же сосуды называются сообщающимися? Сформулируйте закон сообщающихся сосудов. Вы изготовили самостоятельно такие сосуды, продемонстрируйте их классу. Ученики представляют сделанные из подручных материалов сообщающиеся сосуды. Устное оценивание представленного проекта. Ученики получают по 2 жетона за выполнение проекта «Сообщающиеся сосуды». Молодцы! |
Умение демонстрировать продукт проекта. Компетенция обучающихся в области физики. Умение строить речевое высказывание |
Умение вступать в диалог. |
Оценка.
|
|
3. Этап целеполагания |
||||
Ребята, отгадайте загадку:
Есть ли, дети, одеяло, Слайд 1 (Учащиеся отгадывают загадку) У: Верно. Это атмосфера Земли. Ребята, а какую общую тему мы с вами изучаем сейчас? Учащийся: Мы изучаем тему «Давление». У: Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Учащийся: «Атмосферное давление.» У. корректирует: «Вес воздуха. Атмосферное давление.» Слайд 2. (учащиеся записывают в тетрадь тему урока) У: А сейчас постараемся определить для себя круг вопросов, на которые мы с вами должны найти ответы в течение урока. Учащиеся предлагают формулировки вопросов, учитель с помощью магнитов прикрепляет на доске следующие вопросы:
Ребята, а какова же будет цель урока? - Найти ответы на поставленные вопросы. - Давайте двигаться в достижении этих целей. |
Отгадывание загадки. Формулирование темы урока. Выделение существенной информации из слов учителя. Выделение проблемы и путей ее решения.
|
Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. |
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
|
4. Этап открытия новых знаний |
||||
-Из курса географии вспомните: что такое атмосфера? Из чего она состоит? (21% кислорода, 78% азота, 1% другие газы). Учащиеся формулируют определение: Воздушную оболочку, окружающую Землю, называют атмосферой (от греч. атмос — пар, воздух и сфера — шар). Атмосфера, как показали наблюдения за полетом искусственных спутников Земли, простирается на высоту нескольких тысяч километров. Атмосфера не имеет четкой верхней границы. Плотность атмосферы с высотой уменьшается. У всех ли планет Солнечной системы есть атмосфера? У всех, кроме Меркурия, но составы отличаются от земной атмосферы. Как вы думаете,что произошло бы с атмосферой Земли, если бы не было силы земного притяжения? (она бы улетела). - А почему атмосфера «не оседает» на поверхность Земли? (Молекулы газов, составляющих атмосферу, движутся непрерывно и беспорядочно) |
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в письменной и устной форме. |
Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других. Поиск в традиционных источниках.
|
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия |
|
Мы находимся на глубине воздушного океана. Как вы думаете, атмосфера давит на нас? (-Да) |
Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
|||
Вследствие действия силы тяжести верхние слои воздуха, подобно воде океана, сжимают нижние слои. Воздушный слой, прилегающий непосредственно к Земле, сжат больше всего и, согласно закону Паскаля, передает производимое на него давление по всем направлениям.
|
Умение слушать и вступать в диалог.
|
|||
Давайте попробуем дать определение атмосферному давлению (ученики высказывают свои мнения). Итак, атмосферное давление – это давление, оказываемое атмосферой Земли на земную поверхность и на все тела, находящиеся на ней.(Записать в тетрадь)
|
Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
|||
Учитель создаёт проблемную ситуацию. - Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нет, странно! А кто-нибудь может ответить, почему мы не ощущаем этого веса? -Может воздух не имеет веса? -Как это проверить? Предложите способ определения веса воздуха при помощи весов и надувного шарика. Ученики высказывают свое мнение, проверяем с помощью электронных весов. Так почему же нас не раздавливает вся толща воздуха, мы даже не ощущаем атмосферного давления? |
Поиск ответа на проблемный вопрос. |
Принятие и сохранение учебной цели и задачи. |
||
Опыт. Если растянуть двумя руками бумажный лист, и кто-то с одной стороны надавит на него пальцем, то результат будет один — дырка в бумаге. Но если надавить двумя указательными пальцами на одно и то же место, но с разных сторон, ничего не случится. Давление с обеих сторон будет одинаковым. То же самое происходит и с давлением воздушного столба и встречным давлением внутри нашего тела: они уравновешивают друг друга. Посмотрите на высказывание Фламмариона. Давление жидкостей, заполняющих сосуды тела, давление воздуха в легких уравновешивают внешнее атмосферное давление. |
Выполняют эксперимент.
|
Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. |
Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
|
|
О том кто и как доказал существование атмосферного давления, вы узнаете из текста:
Много и плодотворно изучением атмосферного давления занимался немецкий физик Отто фон Герике. В 1654 г. Отто фон Герике поставил опыт, который доказал существование атмосферного давления. Для опыта подготовили два металлических полушария, одно с трубкой для откачивания воздуха. Их сложили вместе, между ними поместили кожаное кольцо, пропитанное расплавленным воском. С помощью насоса откачали воздух из полости, образовавшейся между полушариями. На каждом из полушарий имелось прочное железное кольцо. Восемь пар лошадей, впряженных в эти кольца, потянули в разные стороны, пытаясь разъединить полушария, но это им не удалось. Когда внутрь полушарий впустили воздух, они распались без внешнего усилия. Вопросы:
Подобный опыт мы можем продемонстрировать сейчас. Опыт со стеклянным колпаком, из под которого выкачивают воздух. Получение жетонов за ответы. Существованием атмосферного давления могут быть объяснены многие явления, с которыми мы встречаемся в жизни. Образуйте группы по 4 человека. На столах у вас есть оборудование. Выполните предлагаемые задания и ответьте на вопросы, обсудите ответ в группе. |
Чтение текста, выделение существенной информации. Получают информацию из текста. Делают вывод.
|
|
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Осуществление самоконтроля |
|
Задания.
1 ученик от группы (5 групп) отвечает на один из вопросов. Вы на опытах увидели работу атмосферного давления. Сформулируем правило: жидкость движется из зоны большего давления в зону меньшего давления. Отвечающие получают жетоны. |
Выполняют исследование. Наблюдение, анализ, выводы. Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе, делают выводы.
|
|
|
|
5. Физкультминутка |
||||
Встаньте поудобней. Сегодня у нас дыхательная гимнастика. Выполняется под музыку. |
|
|
|
|
6. Этап первичного закрепления изученного |
||||
А вы знаете, что именно атмосферное давление помогает нам дышать! И не только здесь работает атмосферное давление. Сейчас поработаем с текстами в парах. А потом послушаем желающих рассказать классу принцип работы некоторых органов человека и других животных, действующих за счет атмосферного давления. Работа в парах. Ученики получили карточки №1 с одним из текстов, после 2-3 минут рассказывают о том, что узнали из текста. Текст 1. Как мы дышим.Легкие расположены в грудной клетке. При вдохе объем грудной клетки увеличивается, за счет мышечного усилия, давление в легких уменьшается, становится меньше атмосферного (рис. б). И воздух через воздухоносные пути устремляется в легкие. При выдохе объем грудной клетки уменьшается (рис. в), что вызывает уменьшение объема легких. Давление воздуха в них увеличивается и становится выше атмосферного, и воздух из легких устремляется в окружающую среду.
Текст 2. Как мы пьём. Втягивание ртом жидкости вызывает расширение грудной клетки и разрежение воздуха как в легких, так и во рту. Наружное атмосферное давление становится выше внутреннего. И под его действием жидкость устремляется в рот. Текст 3.Почему мухи ходят по потолку.Мухиподнимаются вертикально по гладкому оконному стеклу и свободно разгуливают по потолку. Как это им удается? Все это им доступно благодаря крошечным присоскам, которыми снабжены мушиные лапки. Как же действуют эти присоски? В них создается разряжённое воздушное пространство, и атмосферное давление удерживает присоску у той поверхности, к которой она «прилипла». Отвечающие получают жетоны. |
Чтение текста, выделение существенной информации. Выступление перед одноклассниками. |
Умение использовать речь для регулирования своего действия Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
|
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Контроль и оценка процесса и рез-тов действия.
|
|
7. Самостоятельная работа |
||||
Выполним индивидуальную работу, чтобы проверить, как вы усвоили изучаемый материал. Задание на карточке №2. Восстановите предложения, заполнив пропуски. 1. Вокруг Земли существует ___________________, которая удерживается благодаря _________________________________. 2. Воздух обладает ________ и давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела. 3. С увеличением высоты плотность воздуха ____________________ и атмосферное давление _____________________ . |
Самостоятельное решение задач. Установление причинно-следственных связей. Применение изученных знаний. |
Понимание вопросов, умение использовать внутреннюю речь для выбора ответа |
Управление процессом деятельности |
|
8. Самопроверка по эталону |
||||
1. Вокруг Земли существует атмосфера, которая удерживается благодаря силе притяжения. 2. Воздух обладает весом и давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела. 3. С увеличением высоты плотность воздуха уменьшается и атмосферное давление уменьшается. За правильно выполненное задание возьмите 2 жетона, если допустили 1-2 ошибки – 1 жетон, более 2-х ошибок – жетон не получаете. |
Анализ, сравнение. Контроль и оценка процесса и результатов действия.
|
Понимание затруднений
|
Умение слушать. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. Коррекция. Самооценка |
|
9. Подведение итогов |
||||
Скажите, смогли вы ответить на все поставленные в начале урока вопросы? Посмотрим на доску. Кратко повторяем ответы на вопросы, сформулированные в начале урока и записанные на доске. |
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. |
Понимание на слух ответов обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. |
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. |
|
10. Информация о д.з. |
||||
§42,43, №550, 552 (устно) из сборника задач В.И.Лукашика. По желанию выполнить проект «Опыт, демонстрирующий работу атмосферного давления». |
Выделение существенной информации из слов учителя. |
Слушание учителя |
Регуляция учебной деятельности. Выбор задания. |
|
11. Рефлексия |
||||
- У меня в руках 2 шарика. Их надули гелием одинакового размера. Один оставили в руке, а другой выпустили, он полетел высоко-высоко в небо и изменился в размере. Какой шар (больший или меньший по объему) будет высоко над Землей? 1) Поднимите руку те, кто считает, что шар, поднимаясь вверх уменьшится? 2) Поднимите руку те, кто считает, что шар, поднимаясь вверх увеличится? Правильный ответ 2). Объясните. За правильный ответ возьмите жетон. Молодцы, СПАСИБО за урок. |
Умение делать выводы. Рефлексия способов и условий действий.
|
Умение формулировать собственное мнение. |
Саморегуляция. Рефлексия. |
|
12. Выставление оценок. |
||||
Подсчитайте количество жетонов. Критерии оценивания: 5 жетонов и более – оценка «5» 3-4 жетона – оценка «4» Менее 3-х – оценка «3» Встаньте, пожалуйста, у кого «5», «4». Кто сегодня не дотянул до хорошей оценки, не расстраивайтесь. Поставьте оценку в дневник. Молодцы, СПАСИБО за урок. |
|
|
Самооценка |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.