Технологическая карта урока истории по теме "Гражданская война в России".
Класс – 10 (по ИКС и ФГОС) или 11 (по старому планированию).
Тип урока: открытие нового знания и получения практических навыков на основе анализа источников, с использованием приемов технологии критического мышления (ТРКМЧП).
Цель: создание условий для усвоения и осмысления учащимися нового учебного материала путем использования различных видов деятельности.
Задачи:
- Сформировать представления учащихся о характеристике Гражданской войны, о ее причинах, участниках, событиях, итогах и причинах победы красных; закрепить умения анализа, классификации и систематизации материала по деятельности разных сторон Гражданской войны через анализ источников;
- Развивать умение работать в группе с различными источниками информации, представлять результаты своей деятельности, закрепить умения самоанализа и самоконтроля в учебной деятельности;
- воспитывать уважительное отношение к истории страны, осмысление позиции разных участников событий, способность воспринимать различные точки зрения.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Основные понятия: гражданская война, красные, белые, РВС, Добровольческая армия, Комуч
Оборудование: параграф 7-8 учебника для 10 класса Волобуева О.В., Карпачева С.П., Романова П.Н. История России. Начало XX - начало XXI века. Москва, Дрофа, 2016. раздаточный материал для работы в группах (источники, словарь), компьютер, интерактивная доска (при наличии), презентация.
Ход урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 |
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. |
Приветствует учащихся, настраивает на работу, предлагает проверить готовность к уроку. Делит класс на четыре группы. |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Распределяются по группам. |
2 |
Актуализация знаний |
1. Предлагает определить тему урока с помощью информации «Словаря» (Приложение 1): - Какому термину соответствуют приведенные определения? - Назовите два определения, выпадающие из приведенных, обозначающее иные виды войны. - Перечислите признаки гражданской войны. Раскрывает тему урока на доске, предлагает записать ее в тетрадях учащихся. 2. Обращает внимание на эпиграф к уроку: И там, и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: Кто не за нас – тот против нас! Нет безразличных: правда с нами! (М.Волошин) - Какую особенность гражданской войне отразил в своих стихах Максимилиан Волошин? -Особенностью любой гражданской войны является ощущение правоты каждой из сторон. Все борются за определенную идею, самозабвенно и не жалея себя, и проливая кровь противников, опять же не жалея. Страшная трагедия, названная гражданской войной, окрасила граждан России в два цвета: красный и белый, разделила страну, город, село, улицу, семью, когда сын шел против отца, а брат против брата. Кто герой этой войны: красные? Белые? Ответ на этот вопрос формулировался по-разному. В годы советской власти, конечно, героями были красные. С конца 1980-х оценки изменились, героями стали считать белых. Но так ли все однозначно в оценке и характеристике войны гражданской? Обратимся к стихам еще одного современника тех событий – поэта Марины Цветаевой: Как правая и левая рука, Поэтому не разрывая себя, свою историю, историю своей страны попробуем проанализировать события того времени. 3. - Любую войну, в том числе гражданскую, мы рассматриваем по определенному алгоритму. Обсудите в группе и предложите ваш алгоритм для изучения темы урока. После предложений групп записывает план изучения темы (либо раскрывает пункты в Презентации к уроку). |
1. Индивидуально работают с определениями в словаре. Высказывают предположения, что речь идет о войне, конкретизируя, что большая часть определений имеет отношение к гражданской войне. Называют неподходящие определения: 1) «война, охватывающая относительно небольшое число государств и ограниченный географический район» - локальная фойна. 2) «противоборство коалиций (союзов, блоков) государств, охватывающее большую часть стран мира» - мировая война. Перечисляют признаки, отличающие гражданские войны. 2. Высказывают свои суждения по поводу эпиграфа, взгляда на Гражданскую войну как трагедию вследствие раскола страны и ее населения. 3. В группах записывают алгоритм изучения Гражданской войны. Предлагают свои варианты. Дополняют ответы других учащихся. |
3 |
Изучение нового материала |
1. Для формулировки причин Гражданской войны предлагает составить сначала в группах кластер «Причины» с опорой на изученный материал на предыдущих уроках и в случае затруднения материал учебника на с. 61. 2. - Исходя из причин, определим социальные и политические силы, противостоящие большевикам, дополняя записи в кластере. 3. Для характеристики участников, их программ, методов предлагает обратиться к источникам и в группах найти ответы (Приложение 2 и 3). |
1.2. Формулируют причины, записывают их в форме кластера, от каждой причины записывают социальные и политические силы. 3. Изучают в группах документы. Характеризуют участников и события по предложенным вопросам. Делают записи в тетради. Готовят выступления. |
4 |
Первичное осмысление и закрепление материала |
1. Предлагает образовать новые группы по одному человеку из каждой из четырех групп (прием «Зигзаг» ТРКМЧП) в соответствие с цветом тех «Словарей», с которыми они работали в начале урока. Дает задание озвучить сформулированные ответы (прием « взаимообмен знаниями»). Учитель поддерживает работу в группах, направляет. 2. – Сопоставьте стратегию, тактику красных и белых в годы гражданской войны, что было общего в них? - Какие проблемы оказались для них равнозначно сложными и вынудили прибегнуть тех и других к террору. |
1.Образуют четверки, в которых идет взаимопередача информации по вопросам, изученным ранее в группах. |
5 |
Рефлексия. Подведение итогов урока. |
Возвращает к алгоритму. Предлагает определить, какие из вопросов раскрыты на уроке. Какие еще необходимо изучить на следующем уроке. Предлагает дополнить фразы (на выбор): Сегодня на уроке
|
Обращаются к алгоритму, выделяют вопросы, которые обсудили в течение урока. Перечисляют вопросы, не затронутые на уроке совсем или раскрытые частично. Выбирают фразы, озвучивают их со своим предолжением. |
6 |
Домашнее задание. |
Привести аргументы подтверждающие и опровергающие следующее положение «Только красные могли достичь победы в Гражданской войне». Разработать проект памятника участником Гражданской войны в России. |
Записывают домашнее задание. |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.