Своя игра по теме "Гражданская война в России и на территории Удмуртии"
Класс: 10.
Предмет: История России.
Тип урока: урок обобщения пройденного материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
УМК: История России: начало ХХ – начало ХХI в. 10 кл. : учебник/ О.В. Волобуев, С.П. Карпачёв, П.Н. Романов. – М. : Дрофа, 2016. – 367, [1] с.: ил., карт.
Цель: обобщить знания учащихся по основным событиям, историческим личностям, памятникам культуры в период Гражданской войны в России и на территории Удмуртии.
Задачи урока:
- Образовательные: актуализировать знания учащихся по изученной теме, содействовать развитию интереса изучению истории родного края.
- Развивающие: развивать умение работать в команде, продолжить работу по формированию умения аргументированно защищать свою точку зрения, способствовать развитию умения слушать и слышать друг друга.
- Воспитательные: формировать уважительное отношение к российской истории и истории родного края.
Занятие проходит в форме «своей игры». Учащиеся делятся на 4-5 команд и каждая выбирает капитана. Игру проводит учитель ему помогают 2 ученика (возможно также привлечение студентов-практикантов), один из которых фиксирует на оценочном бланке набранные командами баллы, а второй помощник следит за временем.
Правила игры. Каждая команда по очереди выбирает тему и цену вопроса, на обсуждение дается 15 секунд, затем команда дает ответ, а капитан фиксирует в карточке команды, кто заработал баллы. Если команда не дает правильного ответа, ход переходит к команде, участники которой первыми подняли руку. Помощник учителя фиксирует оценочном бланкеответы команд и в конце тура подводит общий счет команд.
Игра состоит из трех туров. В 1-2 туре команды по очереди выбирают категорию и цену вопроса из представленных на слайде. В третий тур выходят 2 лидирующие команды, и учитель зачитывает им вопрос, на который они должны дать письменный ответ. Время на выполнение задания – 1минута.
Команда, набравшая большую сумму баллов, считается победителем. Оценки в конце игры выставляет учитель на основании личного счета участников и достижения команды.
Переходы к вопросам оформлены в виде гиперссылок, нажав на которую высвечивается выбранный вопрос. Чтобы перейти к правильному ответу нужно нажать на гиперссылку, оформленную в виде стрелки.
Чтобы со слайда с ответом вернуться к слайду с категориями вопросов, то вновь нужно нажать на гиперссылку, оформленную в виде слова назад.
Первый тур.
Категория |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Красные |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Белое движение |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
«Зеленые» |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Первые мероприятия советской власти |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Гражданская война в Удмуртии |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Вопросы.
Категория «Красные».
Красные 10. Кто был создателем РККА, занимал пост наркома по военным и морским делам в 1918 – 1923 гг.?
Ответ: Лев Давыдович Троцкий.
Красные 20. Назовите военачальника РККА, расстрелянного в 1937 году по так называемому «делу военных».
Ответ: Михаил Николаевич Тухачевский.
Красные 30. Один из самых легендарных полководцев Красной армии, использовавший маневренную тактику на полях сражений.
Ответ: Василий Иванович Чапаев.
Красные 40. Какой орган осуществлял руководство военными действиями РККА в годы Гражданской войны?
Ответ: Революционный военный совет (РВС).
Красные 50. Командующий южной группой Восточного фронта, внесший весомый вклад в разгром армий Колчака, в честь которого была названа столица Киргизской ССР.
Ответ: Михаил Васильевич Фрунзе.
Категория «Белое движение».
Белое движение 10. Один из создателей Белой армии, совершивший неудачный мятеж против Временного правительства.
Ответ: Лавр Георгиевич Корнилов.
Белое движение 20. Один из руководителей Белого движения, автор воспоминаний о Гражданской войне в России «Очерки русской смуты».
Ответ: Антон Иванович Деникин.
Белое движение 30. Известный полярный исследователь, адмирал, провозглашенный Верховным правителем России в ночь с 17 на 18 ноября 1918 года.
Ответ: Александр Васильевич Колчак.
Белое движение 40. Назовите главный лозунг белого движения в годы Гражданской войны в России.
Ответ: «Единая и неделимая Россия».
Белое движение 50. Командующий Белой армией с конца 1919 по конец 1920 гг., получивший прозвище «черный барон» за неизменную привычку носить черную казачью черкеску.
Ответ: Петр Николаевич Врангель.
Категория «Зеленые».
«Зеленые 10». Какое название в российской историографии получил период с конца 1920 по конец 1922 гг.?
Ответ: «Малая гражданская война».
«Зеленые 20». Руководитель повстанческой армии, начавший мятеж против политики продразверстки, эсер.
Ответ: Александр Степанович Антонов.
«Зеленые 30». Дайте определение зеленому движению в годы Гражданской войны.
Ответ: Движение зеленых – представители крестьянского повстанческого движения, охватившего Россию в конце 1910 – начале 1920 гг.
«Зеленые 40». Назовите место рождения Нестора Махно – одного из лидеров зеленого движения.
Ответ: Гуляйполе - город в Запорожской области Украины, административный центр Гуляйпольского района.
«Зеленые 50». Перечислите требования участников Кронштадтского мятежа (не менее 3-х).
Ответ: Требования участников Кронштадтского мятежа:
- переизбрание Советов на многопартийной основе;
- восстановление гражданских свобод;
- отмена продовольственной диктатуры.
Категория «Первые мероприятия советской власти».
Первые мероприятия советской власти 10. Назовите дату создания Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА).
Ответ: Декрет СНК о создании РККА от 15 января 1918 года.
Первые мероприятия советской власти 20. Что В.И. Ленин подразумевал под «красногвардейской атакой на капитал»?
Ответ: «Красногвардейская атака на капитал» – так назвал В.И. Ленин экономическую политику октября 1917 – лета 1918 года. В число мероприятий новой власти входили: организация рабочего контроля, национализация банков, национализация промышленности, введение монополии внешней торговли, проведение в жизнь декрета о земле.
Первые мероприятия советской власти 30. Назовите дату принятия первой Конституции РСФСР.
Ответ: Дата принятия Конституции РСФСР – 10 июля 1918 года.
Первые мероприятия советской власти 40. Перечислите условия Брестского мира, заключенного советским правительством с державами Четверного союза (не менее трех положений).
Ответ: Условия Брестского мира:
- отторжение губерний, в которых среди местных жителей превалировали белорусы.
- признание независимости Украины.
- отход привислянских губерний, Эстляндской, Лифляндской, Курляндской, Великого княжества Финляндского.
- отделение кавказских областей - Батумской и Карской. Заключение мира с УНР.
- демобилизация флота и армии.
- уход Балтийского флота с финляндской и прибалтийской баз.
- выплата в размере 500 млн золотых рублей и 6 миллиардов марок.
- прекращение революционной пропаганды.
- Черноморский флот отходил Центральным державам.
Первые мероприятия советской власти 50. Дайте определение понятию «продовольственная диктатура» и перечислите ее основные мероприятия.
Ответ: Продовольственная диктатура – система чрезвычайных мер советской власти в 1918-1921 гг. по организации продовольственного снабжения.
Включала в себя централизацию заготовки и распределения продовольствия, монополию хлебной торговли, реквизиции хлеба, продразверстку и др.).
Категория «Гражданская война в Удмуртии».
Гражданская война в Удмуртии 10. Как называлось вооруженное выступление под руководством организации «Союз фронтовиков» против большевиков и эсеров-максималистов в Прикамье?
Ответ: Ижевско - Воткинский мятеж (8 августа 1918 — 14 ноября 1918 г.).
Гражданская война в Удмуртии 20. Почему рабочие Ижевского и Воткинского заводов не приняли установление советской власти?
Ответ: У рабочих Ижевска и Воткинска была достойная заработная плата, частные дома, школы для детей рабочих, организованный отдых, пенсии. Поэтому потомственные высококвалифицированные и высокооплачиваемые рабочие Ижевского и Воткинского оружейных заводов не приняли экономическую большевиков.
Гражданская война в Удмуртии 30. Командир 2-й сводной дивизии, первым из красных комдивов удостоенный ордена Красного Знамени.
Ответ: Владимир Мартинович Азин
Гражданская война в Удмуртии 40. Кто из советских политических деятелей в 1919 году приезжал в Глазов в составе комиссии ЦК РКП (б) для выяснения причин сдачи Перми Колчаку и для принятия экстренных мер для укрепления Восточного фронта?
Ответ: Иосиф Виссарионович Сталин и Феликс Эдмундович Дзержинский.
Гражданская война в Удмуртии 50. Назовите агитпароход, курсировавший по Волге и Каме летом 1919 года с задачами упрочнения тыла Восточного фронта, сбора хлеба, пропаганды и агитации.
Ответ: агитпароход «Красная звезда».
Второй тур.
Категория |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
Интервенция |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
На фронтах Гражданской войны |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
Имена, улицы, памятники Гражданской |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
Культура и быт революционной эпохи |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
Итоги Гражданской войны |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
Категория «Интервенция».
Интервенция 20. Назовите причины иностранной интервенции (по одной для стран Антанты и для стран Четверного союза).
Ответ: Причина интервенции для держав блока Антанты – помощь советскому правительству в борьбе с Германией.
Причина интервенции для держав Четверного союза – оккупацию отторгнутых от России по условиям Брестского мира территорий.
Интервенция 40. Какие российские территории контролировали страны Антанты?
Ответ: Страны Антанты распределили между собой «зоны влияния»: Англия хотела взять под контроль Север, Закавказье и Среднюю Азию; Франция - юг европейской части; США и Япония – Сибирь и Дальний Восток.
Интервенция 60. Почему считается, что интервенты несмотря на провозглашенный лозунг поддержки Белого движения нанесли ему больше вреда, чем пользы?
Ответ: Интервенты преследовали собственные интересы, а не интересы антибольшевистских сил. Страны Антанты стремились к выведению из-под юрисдикции центральной российской власти национальных окраин под властью марионеточных правительств. Для них гораздо выгоднее было затягивание военных действий, нежели оказание действенной помощи Белому движению.
Интервенция 80. Почему интервенты вынуждены были вывести свои войска из России?
Ответ: Интервентам пришлось вывести свои войска с территории России так как в странах Европы и США началось движение в поддержку русской революции под лозунгом «Руки прочь от России».
Интервенция 100. Сколько всего стран принимало участие в интервенции? Перечислите их.
Ответ: В интервенции приняло участие 15 стран: 4 страны Центрального блока и 11 стран Антанты. Страны Четверного союза: Германия,Австро-Венгрия, Османская империя, Финляндия. Страны Антанты: Великобритания, Австралия, Индия, Канада ( в статусе доминиона Великобритании), США, Франция, Италия, Румыния, Польша, Греция, Япония.
Категория «На фронтах Гражданской войны».
На фронтах гражданской войны 20. Назовите дату начала Чехословацкого мятежа.
Ответ: Дата начала Чехословацкого мятежа: 17 мая 1918 года.
На фронтах Гражданской войны 40. разгар Гражданской войны РСФСР начала войну. С кем она ее вела, и назовите хронологические рамки военного конфликта.
Ответ: Советско-польская война (28 января 1919 — 18 марта 1921 гг.).
На фронтах Гражданской войны 60. Когда РРКА переходит в решающее контрнаступление против войск Колчака? Кому из красных комдивов принадлежит решающая роль в разгроме колчаковцев?
Ответ: В апреле 1919 года Красная армия перешла в стремительное контрнаступление против войск Колчака. Одну из решающих ролей в разгром противника внес М.В. Фрунзе – командующий южной группой войск восточного фронта.
На фронтах Гражданской войны 80. Когда фактически перестала существовать Белая армия?
Ответ: Силами Южного фронта Красной армии в октябре-ноябре 1920 года Крыму была разбита Белая армия под командованием барона Врангеля
На фронтах Гражданской войны 100. Белая армия была разбита в конце 1920 года, но историки считают, что гражданская война в Росси продолжалась до конца 1922 года. Почему?
Ответ: После разгрома основных частей Белого движения основными противниками красных стали массовые крестьянские восстания, в Средней Азии шли вооруженные столкновения с басмачами.
Категория «Имена, улицы, памятники Гражданской».
Имена, улицы, памятники Гражданской 20. Перечислите названия улиц г. Глазова, носящих имена героев Гражданской войны.
Ответ: Улица Буденного, Дзержинского, Пастухова, Щорса.
Имена, улицы, памятники Гражданской 40. Назовите руководителя ижевских большевиков, рабочего Ижевского оружейного завода, депутата учредительного собрания.
Ответ: Иван Дмитриевич Пастухов.
Имена, улицы, памятники Гражданской 60. Председатель Военно-революционного штаба Ижевска. Попытавшийся взорвать пороховой погреб, чтобы предотвратить попадание патронов в руки участников Ижевско-Воткинского мятежа.
Ответ: Степан Иванович Холмогоров.
Имена, улицы, памятники Гражданской 80. В каком городе Удмуртской Республики установлен памятник «Слава героям Гражданской войны» и назовите место рядом с которым он расположен?
Ответ: г. Глазов, «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко»
Имена, улицы, памятники Гражданской 100. Как называется памятник, представленный на слайде?
Ответ: Мемориал героев революции и Гражданской войны (некрополь; памятник героям Гражданской войны на могиле).
Категория «Культура и быт революционной эпохи».
Культура и быт революционной эпохи 20. Какой праздник стал главным государственным праздником страны?
Ответ: 7 ноября - день Великой Октябрьской социалистической революции.
Культура и быт революционной эпохи 40. Что такое «философский пароход»?
Ответ: «Философский пароход» — собирательное название для двух рейсов немецких пассажирских судов, доставивших в октябре 1922 года из Петрограда в Штеттин (Германия) более 160 насильственно высланных из Советской России представителей интеллигенции, включая многих известных философов и мыслителей.
Культура и быт революционной эпохи 60. Назовите автора агитационного плаката «Ты записался добровольцем?»
Ответ: Дмитрий Стахиевич Орлов (псевдоним Дмитрий Моор)
Культура и быт революционной эпохи 80. Как называлась серия плакатов, созданная в 1919-1921 гг. советскими поэтами и художниками; специфическая форма массового агитационного искусства?
Ответ: «Окна РОСТА».
Культура и быт революционной эпохи 100. Назовите советского художника, уроженца села Киясово, автора картин «Азинцы» и «Победа».
Ответ: Пётр Александрович Кривоногов
Категория «Итоги Гражданской войны».
Итоги Гражданской войны 20. Назовите общие потери населения в годы Гражданской войны.
Ответ: Общие потери населения в годы Гражданской войны составили 12-13 млн человек.
Итоги Гражданской войны 40. Охарактеризуйте экономическое положение страны после Гражданской войны ( укажите не менее 3 черт).
Ответ: Экономическое положение РСФСР к концу Гражданской войны:
- падение производства в 5-7 раз, по сравнению с 1913 годом;
- падение сельскохозяйственного производства на 1/3;
- упадок транспорта, добычи угля и нефти;
- ущерб народного хозяйства составил более 50 млн золотых рублей;
- голод, болезни, потеря жилья и имущества.
Итоги Гражданской войны 60. Назовите территориальные потери РСФСР в годы Гражданской войны.
Ответ: По итогам советско-польской войны 1919-1921 гг. РСФСР потеряла территорию Западной Украины и Белоруссии. В годы Гражданской войны независимость получили Польша, Финляндия. Латвия, Литва. Эстония. Бессарабия была оккупирована Румынией.
Итоги Гражданской войны 80. Назовите причины поражения Белого движения (указать не менее 3 причин).
Ответ: Причины поражения Белого движения:
- разобщенность сил, отсутствие единого лидера;
- социально-экономическая политика не устраивала большинство населения;
- сотрудничество с иностранными интервентами;
- неясность в вопросе будущего политического устройства;
- верность лозунгу «единой и неделимой России» оттолкнувшего национальные окраины.
Итоги Гражданской войны 100. Укажите причины победы красных в Гражданской войне (назвать не менее 3 причин).
Ответ: Причины победы красных:
- наличие бесспорного лидера (В.И. Ленин);
- Оперативное решение вопросов о мире, земле;
- жесткая центральная власть, создание единого военного лагеря;
- умение выдвинуть популярные для народа лозунги; поддержка народных масс;
- под властью большевиков находились центральные экономически развитые районы страны.
Третий тур.
Вопрос: один из идеологов Белого движения В.В. Шульгин вынес такой приговор Белому движению: «Белое движение начали «почти святые», а закончили почти бандиты». Объясните смысл фразы.
Примерный ответ учащихся: Из-за отсутствия тыла и нормального обеспечения армия была вынуждена жить грабежом. В народе ее окрестили грабьармией. Одной из причин поражения было моральное разложение армии, применение к населению мер, которые никак не укладывались в белый кодекс чести: грабежи, погромы, карательные экспедиции, насилие.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.