Сравниваем форму и цвет
Формирование умения сравнивать предметы по форме и цвету, знакомство с табличной формой представления информации.
Актуализировать представления учащихся о геометрических фигурах: квадрате, круге, треугольнике.
Способствовать формированию умений узнавать геометрические фигуры, сравнивать по форме, цвету, размеру, устанавливать их сходство и различия.
Формировать умение ориентироваться в таблице, различать строки и столбцы.
Формировать умение выявлять закономерность в расположении предметов в таблице.
Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, пространственные представления, математическую речь учащихся.
Определение названия геометрической фигуры.
Сравнение геометрических фигур, определение их сходства и различий.
Сравнение формы, цвета и размера изображённых предметов.
Ориентировка в таблице, используя понятия «строка» и «столбец».
Выявление закономерности в расположении фигур в таблице.
Заполнение пропусков в таблице в соответствии с найденной закономерностью.
- Геометрические фигуры, квадрат, круг, треугольник, сравнение фигур, форма, цвет, размер, таблица, строка, столбец.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Ученики рассматривают и называют предметы, объединённые в группы. Учитель предлагает определить признак, по которому составлена каждая из групп. Общим свойством объектов на рисунке, где изображены лимон, банан и цыплёнок, и на рисунке с изображением ёлки, лягушки и огурца, является один признак — цвет. Объекты на третьем рисунке (яблоко, дыня, мяч) объединены по двум общим признакам — по цвету и форме. Затем учащиеся выбирают предмет, который подходит к каждой группе, и соединяют их линиями. Нужно предложить детям объяснить, почему зелёный воздушный шар не подходит к третьей группе (он имеет круглую форму, как остальные предметы, но отличается цветом). |
2 | 2. Актуализация знаний | Работа с заданием № 1 учебника. Учащиеся знакомятся с табличной формой представления данных. Вводятся понятия «строка таблицы» (верхняя, средняя, нижняя), «столбец таблицы» (первый, средний, последний). Задания, расположенные под рисунком, способствуют актуализации понятий «круг», «квадрат», «треугольник» и формированию умения сравнивать геометрические фигуры по форме и цвету. Работа с интерактивным заданием. Учащиеся рассматривают таблицу, называют предложенные геометрические фигуры, распределяют фигуры в таблице. Можно предложить ученикам сравнить фигуры в каждой строке и в каждом столбце. У фигур в строках общим является форма и размер, различаются они только цветом. Фигуры в столбцах имеют одинаковый цвет и размер, а различаются формой (круг, треугольник, квадрат). Дополнительные вопросы: Сколько красных (зелёных, синих) фигур? Сколько кругов (треугольников, квадратов)? Чего больше: кругов или квадратов? (Кругов столько же, сколько квадратов.) Каких фигур меньше: красных или зелёных? (Красных фигур столько же, сколько зелёных.) и т. п. При сравнении количества фигур можно использовать приём составления пар. Работа с заданием № 2 учебника. Учащиеся сравнивают предметы и геометрические фигуры по цвету и форме. Задание, расположенное после рисунка, направлено на формирование умения символически обозначать предметы и закрепление понятия «столько же». Ученики выполняют рисунок в тетради. |
3 | 3. Закрепление | Работа с заданием № 4 учебника. Устанавливается закономерность в расположении цветов в узоре: жёлтый, красный, синий. Работа с интерактивным заданием. Учащиеся определяют, что в каждом ряду должны быть четыре геометрические фигуры: два квадрата синего и красного цветов, круг и треугольник, и заполняют пропуски. |
4 | 4. Самостоятельная работа | Работа с заданием № 3 учебника. Учитель организует графический диктант, направленный на различение названий чисел и развитие внимания. Работа с интерактивным заданием. Учащиеся определяют рисунок, на котором фигуры различаются по форме. Можно предложить ученикам составить предложение о парах фигур: что у них общего и чем они различаются, используя слова «форма», «цвет», «размер». |
5 | 5. Итог урока | Работа с заданием № 5 учебника. Установление закономерностей в таблице. В таблице слева предметы в строке различаются по цвету, а в столбце — по форме. В таблице справа предметы в строке различаются по форме, а в столбце — по цвету. Ученики называют предметы в пустых клетках или используют для выполнения задания разрезной материал. Работа с интерактивным заданием. Учащиеся называют изображённые предметы, определяют их форму (круглую, квадратную, треугольную) и составляют пары. |