Спешите делать добро!
Эпиграф: «Истинная цель дела благотворительности не в том, чтобы благотворить, а в том, чтобы некому было благотворить». В.О. Ключевский.
Цель: создать условия для осознания и осмысления каждым подростком, того, каким должен быть человек и как он может проявить себя в делах на благо других.
Задачи:
- Способствовать формированию понятий «благотворительность», «меценатство», «волонтерство»
- познакомить с благотворителями родного города;
- развивать умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
- Развитие умения сопереживать другим людям;
- прививать такие качества, как милосердие, доброта, сопереживание;
- показать возможность и привлекательность благотворительности для каждого человека.
Ожидаемые результаты: Участие подростков в благотворительных акциях, вступление их в ряды волонтерского движения.
Оборудование: 3 листа (формат А1), 3 листа (формат А2), маркеры, клейкая лента, карточки (по количеству учащихся) с определениями понятий и три таблички с надписями «Благотворители», «Волонтёры», «Меценаты» для обозначения столов, 30 полосок цветной бумаги (4х21), три карандашных клея, 1 упаковка листиков “post-it», компьютер, проектор, экран, ноутбук
Используемые технологии: работа в малых группах, «Ковер идей»
Ход урока
1 этап. Организационная часть занятия
Приветствие преподавателя и учащихся, настрой на работу.
Упражнение «Пожелание добра друг другу», целью которого является закрепление положительного отношения друг к другу. Для этого все по кругу кладут левую руку на правую ладонь слева стоящего члена группы и стараются максимально поддержать хорошее настроение стоящего слева, передать свое тепло.
Мотивация учебной деятельности
Притча «Мальчик и морские звезды» (Приложение 1)
Вопросы к притче:
Зачем мальчик возвращал морские звезды в море? Что двигало им?
Рассчитывал ли он на какую – либо благодарность?
Почему человек удивился поступку мальчика?
Чью позицию разделяете вы?
Учитель: Подлинное милосердие бескорыстно. Милосердие проявляется в мелочах, как все истинно великое. Важно слушать сердце, а не разум.
Определите проблему сегодняшнего занятия. ( Ответы учеников)
Планирование работы.
О чем вы хотите узнать?
На какие вопросы хотите получить ответы? ( Ответы учеников)
(1.Что такое благотворительность, меценатство, волонтерство?
2.Примеры благотворительности.
3.А что можем сделать мы?)
Основная часть. Работа по теме
I.А кто знает, как называют людей, которые бескорыстно совершают добрые поступки?
Чтобы познакомиться со значением новых слов, я предлагаю вам поиграть.
Игра « Найди свое место»
Сейчас каждый выберет из моей корзины карточку с объяснением значения данных понятий и сядет за стол, с табличкой соответствующей вашей карточке. Ученики выбирают карточки и занимают места за столами с табличками: «Благотворители», «Волонтеры», «Меценаты». Количество карточек по количеству учащихся, разделенных на группы.
(Приложение 2)
Вывод. Итоги работы подводит учитель. Проверяют правильность выбранных позиций. Учитель обращает внимание на смысловую близость рассматриваемых слов: благотворитель, меценат, волонтер и объявляет, что образовались 3 группы. Вспомнить о правилах работы в группе.(Приложение 3)
II.Работа в группах
Первый этап. Инструктаж учителя перед работой в группах.
1 группа. Работа с документами. Анализ документов. Составление схемы.
(Приложение 4)
2 группа Проанализировать данные соц исследования, составить диаграмму или схему.
(Приложение 5)
3 группа. Подготовить презентацию ( можно стенгазету) о благотворителях 19 века и современности
(Приложение 6)
Второй этап. Презентация работы в группах.
Выводы:
1 группа: Государство поддерживает благотворительную деятельность. Приняты документы, регулирующие деятельность благотворительных организаций.
2 группа: Творить благо, добро – значит заниматься благотворительностью. Сделать это можно по-разному: например, можно просто подать кружку воды и накормить нищего бомжа, а можно восстановить Храм. Это зависит от каждого человека, от его желания.
3 группа: Благотворительностью люди занимались в прошлом, занимаются и сейчас. Это необходимо для развития общества
III этап. «Ковер идей»
Обмен взглядами, анализ, принятие решения
Первый этап.
– А сейчас, давайте займемся ткачеством. Предлагаю соткать ковер, но не обычный, из шерсти, а из наших идей. На полученных полосках бумаги нужно написать, что можно сделать для окружающих нас людей, животных, птиц, чтобы помочь решить какую-то для них проблему. Работаем сообща. На 1 полоске – 1 ответ, при этом не обязательно использовать все полоски. После этого нужно наклеить все полоски в виде узора (рисунка) на лист бумаги (половинка формата А1) «ковёр», таким образом, чтобы всё написанное можно было легко прочитать.
( Примерные ответы; Помощь ветеранам труда, оказание шефской помощи на дому – проведение акции «Ветеран живет рядом».
– Проведение концертов для обитателей Дома престарелых, для жителей деревни –проведение акции « От всей души»
– Проведение ярмарок благотворительности – акция «Милосердие красит человека».
– Преподнесение цветов для школы – акция «Красота спасет мир».
– Сбор книг для пополнения библиотечного фонда школы – акция «Мир знаний».
– Сбор игрушек для детских садов – акция «Подарок – просто так!».)
На работу группам даётся приблизительно 10 минут.
Презентация работ
«Ковры» закрепляются в разных местах класса. Представитель группы только зачитывает предложения с «ковра». Учитель предлагает поблагодарить аплодисментами группу.
Второй этап.
– А теперь каждый получит по три листочка“post-it» с изображением сердечка. На своем ковре выберите ту идею, которую вы хотели бы реализовать. Рядом с предложением закрепите одно сердечко.
Затем группы переходят «по часовой стрелке» к следующим «коврам» и отмечают на них понравившиеся предложения.
Выводы.
Учитель с помощью ребят находит предложение, за которое проголосовало наибольшее число ребят.
– Ребята, посмотрите, оказывается, вокруг столько дел, от решения которых людям станет легче и радостнее жить. Мы сообща выбрали дело, которым займемся в период проведения акции «Весенняя неделя добра». Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами за работу.
Подведение итогов.
Упражнение «Займи позицию» Обратите внимание на эпиграф нашего классного часа. Прочитайте внимательно это высказывание, если вы согласны с автором, то встаньте по правую сторону от доски, если не согласны с ним, то займите место по левую сторону доски. Если вы не поняли смысл высказывания, можете занять места в центре.
Ребята занимают позицию. Учитель просит объяснить нескольких учеников, почему он согласен с автором или не согласен, выясняет, что непонятно в высказывании Ключевского В.О.
Рефлексия. Упражнение « Свободный микрофон»
Учитель. Давайте подведем итог нашему разговору. Я предлагаю вам ответить на следующие вопросы:
- Сегодняшний разговор мне был интересен …
- Из этого разговора я вынес …
- Считаете ли необходимым существование благотворительности?
- Что было важное для вас сегодня?
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.