Создание игровых ситуаций посредством комплекта материалов учебно – игрового пособия «В озере, реке и море…». Номинация: «Подготовительная к школе группа».
Уважаемые коллеги!
Каждый педагог находится в поиске эффективных средств, мотивирующих дошкольников к познавательной, мыслительной, творческой активности, а также создающих благоприятную психологическую обстановку, способствующую ненавязчивому процессу обучения.
С этой целью мной было создано многофункциональное учебно-игровое пособие «В озере, реке и море…». Яркое и красочное, оно привлекает внимание и увлекает детей в необыкновенное водное путешествие, стимулирует к знакомству с обитателями морей, рек и озер, попутно позволяет решать задачи не только познавательного, коммуникативного, художественно –эстетического, но и, особенно, речевого развития. С помощью компонентов пособия можно создать многочисленные игровые ситуации, в ходе которых расширить детский кругозор, научить взаимодействовать и развить все компоненты речевой системы.
Далее предлагается описание пособия и сюжеты игровых ситуаций (стр. 12), созданных на его основе.
Многофункциональное учебно–игровое пособие «В ОЗЕРЕ, РЕКЕ И МОРЕ…» предназначено для дошкольников массовых групп детского сада и детей с ОВЗ (в том числе для воспитанников с ОНР) подготовительного к школе возраста.
Рекомендовано для фронтальной, подгрупповой, индивидуальной, работы.
Может использоваться воспитателями, логопедами, родителями.
Цели многофункционального учебно-игрового пособия «В ОЗЕРЕ, РЕКЕ И МОРЕ»:
1. Развитие познавательной активности, мотивации к познанию и обучению у старших дошкольников.
2. Актуализация словаря по темам «Рыбы», «Обитатели морского и речного дна».
3. Формирование лексико-грамматических категорий:
- Образование множественного числа имен существительных.
- Образование существительных с уменьшительно – ласкательными и увеличительными суффиксами.
- Образование притяжательных прилагательных.
- Образование приставочных глаголов (к глаголу «плыть»).
- Подбор родственных слов (к словам «вода», «река», «рыба», «море»).
- Практическое закрепление простых и сложных предлогов.
- Развитие ориентировки на плоскости, закрепление понятий «выше», «ниже», «справа», «слева».
- Образование падежных и предложно – падежных конструкций.
- Согласование имен существительных с числительными в падеже.
4. Развитие фонематического восприятия. Дифференциация твердых и мягких, звонких и глухих согласных.
Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза.
Определение места звука в слове, количества слогов в словах.
5. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
6. Развитие мышления, памяти, воображения. Развитие пространственного гнозиса.
7. Развитие мелкой моторики.
8. Закрепление названий цветов и оттенков.
Ожидаемые результаты после использования пособия.
- Повышена мотивация и интерес к занятиям.
- Развито внимание, память, мышление.
- Обогащен словарный запас по темам «Обитатели морских глубин», «Морские и речные рыбы».
- Закреплены грамматические категории.
- Развит фонематического слух и восприятие.
- Развита мелкой моторики.
- Закреплены названия цветов и оттенков.
Описание
Пособие представляет собой магнитную доску размером 55*35 см., покрытую самоклеящейся пленкой синего цвета.
Прилагается комплект материалов (на магнитах) и без магнитов.
1. Картонныефигурки рыб (морских и речных), морских млекопитающих, камней, ракушек, водорослей, кувшинок на магнитах.
Словарь: осетр, сельдь, осьминог, ёрш, угорь, треска, щука, сом, золотая рыбка, крабы, морские звезды, кит, акула, дельфин, лещ, камбала, скат, водоросли, ракушки, морские коньки, пиранья, карп, карась, кувшинка.
Фото 1.
Фото 2
2.Пластиковые водоросли, «камни» (выполнены из пластиковых салфеток для стола).
Фото 3
3.Картонная рыба большого размера для называния частей тела.
Фото 4
4. Картонные фигурки рыбаков в зеленой, в синей, красной одежде (для дифференциации твердых и мягких согласных, определения гласного звука в слове).
Фото 5
5. Пластиковые многопалубные пароходы синего и зеленого цвета (4 палубы), на каждой палубе расположены прозрачные кармашки для картинок.
Фото 6
6. Картонные фигурки рыб большого и маленького размера для подбора слов с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами.
Фото 7
7. Картонная подводная лодка для определения места звука в слове (на поверхности пластиковый прозрачный кармашек для картинок).
Фото 8
8. Звуковая линейка – картонная «рыбка» (черно – белая), разделенная на 3 части: голова, туловище, хвост для определения места звука в слове.
Фото 9
9. «Наживка» Два кружка с изображением колокольчика и наушников (для определения звонкости – глухости согласных)
Фото 10
10. «Камешки» (по 1,2,3,4) для определения количества слогов в слове. Выполнены их картона (на магнитах).
Фото 11
11. Картонные фигурки лодки и парохода (парусника) для дифференциации звуков Л и Р в словах.
Фото 12
12. Прозрачные пластиковые «медузы» синего, зеленого, желтого, красного цветов и картонная белая фигурка медузы, на которую накладывают прозрачные.
Фото 13
13. «Сеть» (пластиковая или бумажная) из квадратных ячеек (9-12) для заданий познавательного характера (найти закономерность, операция сериации и т.д.), автоматизации и дифференциации звуков.
Фото 14
14. Пластиковые рыбки основных цветов большого и маленького размера.
(около30 шт.)
Фото 15
15. «Кастрюля, тарелка» (картонные фигуры, с прозрачными кармашками)
Фото 16
16. «Водоросли» (сделаны из обувных шнурков разных цветов, на магнитах с одной стороны) для развития мелкой моторики, ориентации в пространстве.
Фото 17
17. Сухой бассейн с наполнителем, мелкие фигурки и «удочка» с магнитом.
Фото 18
18. Набор массажных мячиков («морские ежи»), круглых и продолговатых камешков для массажа рук.
Фото 19
19. Набор предметных картинок на различные звуки.
Фото 20
Примерные игровые ситуации с использованием многофункционального учебно-игрового пособия «В озере, реке и море».
Игровая ситуация «Ветер странствий»
Цель: Расширение представлений о водных видах транспорта. Введение в тему.
Оборудование. Магнитная доска синего цвета, картонная фигурка подводной лодки (фото 8), лодки и парусника (фото 12), пластиковые корабли с палубами (фото 6). Большая морская ракушка.
Сюжет.
Педагог (прикладывает большую ракушку к уху). Ребята, я слышу какой-то таинственный шум…А, поняла! Нас зовет ветер странствий! Хотите его послушать?
Детям предлагают послушать шум ракушки.
Педагог. Куда же зовет нас ветер странствий, если мы услышали его из ракушки? Вы догадались? (Предположения детей)
А есть еще подсказка: транспортные средства, которые помогут нам в этом путешествии.
На доску помещают фигурки подводной лодки, корабля, лодки и парусника.
Педагог. Назовите эти транспортные средства. Где они передвигаются? Значит к какому виду транспорта они относятся?
Дети. Это водный транспорт.
Педагог. Теперь вы догадались, где будет проходить наше путешествие?
Дети. Это будет водное путешествие: по морю (реке, океану, озеру).
Педагог. Совершенно верно…
Ты слышишь ветер странствий?
Нас в путь зовет вода!
В страну чудес волшебных
Не едут поезда.
Туда попасть помогут
Корабль и пароход.
И масса приключений нас всех, ребята, ждет!
(В. Баронова)
Игровая ситуация «Этот волшебный, волшебный подводный мир…».
Цель: Расширение представлений о подводном мире. Развитие творческих способностей и фантазии дошкольников.
Оборудование. Магнитная доска синего цвета (фото 1), картонные фигурки на магнитах: камни, ракушки, водоросли, крабы, шнурки с магнитами, изображающие водоросли (фото 17), кораллы, морская звезда.
Сюжет.
Педагог. Ребята, как же красиво в морских глубинах! А давайте попробуем создать свой удивительный пейзаж. Рассмотрите детали, пофантазируйте и создайте подводную сказку.
Дети разбирают детали и самостоятельно создают подводный пейзаж на магнитной доске.
Фото 21
Игровая ситуация «Подводная лодка».
Цель. Научить определению места звука в слове, образованию Винительного падежа существительных.
Оборудование. Картонная «подводная лодка» (фото 8), предметные картинки.
Сюжет.
Педагог. Друзья! Вы хотите посмотреть на морских обитателей? Как нам туда попасть? А на чем мы сможем опуститься в морские глубины?
Дети. На подводной лодке или в батискафе.
Педагог. Да, действительно, мы будем погружаться на подводной лодке. Наша лодка сможет опуститься в морскую пучину, если вы правильно разложите картинки по отсекам.
Детям раздают предметные картинки. Предлагается расположить их таким образом: с заданным звуком в начале слова – в первый отсек, со звуком в середине слова – во второй отсек, со звуком в конце слова – в последний отсек.
Педагог. Смотрите в иллюминаторы. Кого мы увидим в подводном царстве?
Дети. Я вижу крабов. А я вижу морских коньков. Я вижу…
Фото 22
Игровая ситуация «Золотая рыбка».
Цель: Расширение представлений о подводных обитателях. Дифференциация морских и речных обитателей.
Оборудование. Магнитная доска синего цвета (фото 1), картонные фигурки на магнитах: речные и морские рыбы. Золотая рыбка (картинка). Сеть (фото 14).
Сюжет.
Педагог. Ребята, помните сказку о золотой рыбке? Она исполняет любые желания. Получилось так, что старику (из сказки) в сеть попались и речные, и морские обитатели. А старуха хотела только речную! Вот ведь какая привередливая! Его желание – разобрать рыбу, отделив морскую от речной. Поможем рыбке выполнить желание? Речную оставим старику в сети, он отнесет ее старухе, а морскую поместим около золотой рыбки.
С помощью педагога дети выполняют задание: морскую рыбу оставляют на панно возле золотой рыбки, а речную – возле сети.
Игровая ситуация «Медузы».
Цель: Расширение представлений о подводных обитателях. Развитие сенсорики, творческого воображения и фантазии дошкольников.
Оборудование. Прозрачные пластиковые «медузы» (Фото 13)
синего, зеленого, желтого, красного цветов и картонная белая фигурка медузы, на которую накладывают прозрачные.
Сюжет.
Педагог. Ребята, как разнообразен подводный мир! Множество красивых рыб, разноцветных водорослей и кораллов… Но есть обитатели, которых как только ни называют: и морские зонтики, и подводные парашюты. Как вы думаете, кто это?
Дети. Медузы!
Педагог. Да. Верно. Прозрачные и разноцветные, пересекаясь «куполами», они образуют новые цвета…Какие? Хотите узнать?
Детям предлагается положить «медуз» на белый фон или белую магнитную доску и, меняя местами и накладывая друг на друга, получать новый цвет.
Фото 23
Фото 24
Игровая ситуация «Рыбак рыбака…».
Цель: Развитие фонематического восприятия.
Задача: Закрепить названия рыб. Научить определять твердость – мягкость согласных звуков.
Оборудование. Магнитная доска синего цвета (фото 1), картонные фигурки рыбаков в синем и зеленом костюмах, фигурки рыб на магнитах.
«Кастрюля, тарелка» (картонные фигуры, с прозрачными кармашками) (Фото 16)
Сюжет.
Педагог: Ребята, путешествие занимает много сил, пришло время подкрепиться. А что же мы можем приготовить?
Дети. Похлебку! Суп из рыбы! Уху!
Педагог: Да, но сначала поможем рыбакам наловить рыбы. Вот два рыбака – в синем и зеленом костюмах.
1. «Улов» распределим таким образом: рыб со звуком Р в названии – к рыбаку в синем. А со звуком РЬ – к рыбаку в зеленом.
Например, осетр, карась, ёрш, карп будут около рыбака в синем, а около рыбака в зеленом будут рыбы пескарь, угорь, треска и др..
Фото 25
2. Предлагается распределить картинки рыб с твердым звуком С к рыбаку в синем, а с мягким звуком сь – к рыбаку в зеленом. Например, сома, пескаря, треску к рыбаку в синем, а сельдь, карася, осетра.
Фото 26
3. Работа с предметными картинками. Предлагается разложить предметные картинки с мягким согласным звуком к рыбаку в зеленом, а с твердым звуком – к рыбаку в синем.
Фото 27
Игровая ситуация «Наживка».
Цель: Развитие фонематического слуха. Различение звонких и глухих согласных.
Оборудование. Рыбаки, знаки «наушники» и «колокольчик», предметные картинки.
Сюжет.
Педагог. Ребята, а вы знаете, как рыбаки ловят рыбу?
Дети. Нужна удочка или спиннинг, крючок.
Педагог. А еще – наживка. Это то, что насаживают на крючок, чтобы рыба «клюнула», т.е. заглотнула наживку вместе с крючком. У наших рыбаков необычные наживки – знаки «наушники» и «колокольчик». Рыбаки с такими знаками не знакомы… Помогите им, объясните рыбакам, что они обозначают, и тогда будет хороший улов!
Дети. Знак «наушники» обозначает глухие согласные, а «колокольчик» – звонкие.
Педагог. Правильно! На наживку «колокольчик» попадутся картинки со звонким звуком, а на знак «наушники» – с глухим. Поместите «улов» рядом с рыбаками.
Около рыбаков помещают значок «колокольчик» и «наушники». Это и будет «наживка», на которую попадутся картинки: со звонким звуком на наживку с колокольчиком, а на наживку с наушниками – с глухим звуком.
Фото 28
Игровая ситуация «Уха -ушица».
Цель: Учить согласованию существительных с числительными в Родительном падеже.
Оборудование. Картонные тарелка и кастрюля с прозрачными кармашками.
Сюжет.
Педагог. Рыбы мы наловили. Пора и уху варить! Возьмем кастрюлю и приступим к готовке. Посчитай пойманных рыб. Положи их в кастрюльку и скажи, из скольких рыб ты будешь готовить уху.
Дети отбирают рыб, кладут в прозрачный кармашек тарелки или кастрюли и говорят из скольких рыб их уха.
Фото 29
Игровая ситуация «Камешки».
Цель: Определение количества слогов в слове.
Сюжет.
Педагог. Ребята, в морских глубинах живет прекрасная Русалочка. У нее есть любимая игра – «Камешки». Ну, а с чем ей еще играть? Цель игры – посчитать количество слогов в словах и поместить возле такого же количества камешков. Но после сильной бури все камешки и картинки перемешались! Она хочет, чтобы и вы помогли ей собрать все, как было. Поможем?
Дети. Да!
На панно помешают камешки группами (на дно моря): 1, 2, 3, 4 и картинки (или картонные фигурки рыб). С помощью водорослей (на магните) или без их помощи надо соединить картинку с таким количеством камешков, сколько слогов в слове. Например, картину «карп» – соединяем с одним камешком, т.к. в слове один слог, щука – соединяем с двумя камешками, т.к. в слове два слога, «акула» – соединяем с тремя камешками, т.к. в слове три слога и т.д..
Фото 30
Игровая ситуация «Чудо-юдо рыба – кит» (звуковая линейка).
Цель: Закрепление навыка определения места звука в слове.
Оборудование. Звуковая линейка «Рыба» (фото 9).
Сюжет.
Педагог. В море – океане водится чудо-юдо рыба –кит! Огромный, но добрый. Однако, прожорливый… А питается он (не поверите!)… картинками! Но глотает их определенным образом: картинки с тремя слогами в названии поместите около хвоста, с двумя слогами в середине, а с одним слогом – в начале.
Детям раздают картинки. Раскладывают таким образом: к голове рыбки помещают картинки, где звук в начале слова, к туловищу – звук в середине слова, к хвосту, где звук в конце слова.
Фото 31
Игровая ситуация «Пароходы».
Цель: Определение места звука в слове и твердости – мягкости согласных звуков.
Оборудование. Пароходы синего и зеленого цветов с палубами. Предметные картинки.
Сюжет.
Педагог. Наши пароходы отплывут от пристани, и мы отправимся в путешествие, если правильно разложить «грузы» – картинки.
В начале палубы располагают картинки, где звук в начале, в середине, где звук в середине и в конце палубы, где звук в конце слова. Подсчитывают количество слогов и располагают на первой палубе, если в слове один слог, на второй палубе, если в слове два слога, на третьей, если три, на четвертой, если четыре слога.
Фото 32
Игровая ситуация «Лодка и пароход (парусник)»
Цель: Дифференциация звуков Л и Р.
Оборудование. Картонные лодка и парусник, предметные картинки со звуком Л и Р.
Сюжет.
Педагог. На таинственном морском острове ждут нашей помощи: после бури они остались без самого необходимого. Хотите помочь жителям?
Дети. Да, поможем!
Педагог. Друзья, выбирайте, кто на чем отправится в плавание: на лодке или паруснике. Кстати, а чем различаются лодка и парусник?
Дети рассматривают и определяют сходство и различие. Затем выбирают средство передвижения и тем самым распределяются по командам.
Педагог. На лодке мы повезем предметы со звуком Л, а на паруснике – со звуком Р.
Предлагается разложить картинки со звуком Л к лодке. А со звуком Р – на парусник (пароход).
Фото 33
Игровая ситуация «Две волшебные рыбки».
Цель: Образование существительных с уменьшительно-ласкательными и суффиксами и увеличительным суффиксом – ИЩ.
Оборудование. Рыбки (большая и маленькая) (фото 7). Предметные картинки.
Сюжет.
Педагог. Две волшебные рыбки хотят поиграть с вами! А волшебство вот в чем: если отдадите картинку большой рыбке, то предмет станет огромным, и вы произнесете его название с частичкой –ИЩ, а если отдадите маленькой рыбке –
Предмет станет крохотным, а произнесете его название с уменьшительной частичкой, т.е. ласково. Например, возле огромной рыбки «рука» – превратится в «ручищу», а возле маленькой станет «ручкой».
Детям предлагают назвать заданное слово – картинку с увеличительным или уменьшительно – ласкательным суффиксом.
Игровая ситуация «Прятки».
Цель: Практическое закрепление предлогов.
Сюжет.
Педагог. Ребята, беда, появилась злая акула! Помогите обитателям спрятаться от нее!
На панно помещают фигурки водорослей, камней, различных подводных жителей. 1. Ребенок самостоятельно прячет рыбку и комментирует:
«Спряталась за камень, под камень, выплыла из-под камня, из-за камня…Спряталась за водоросли, проплыла над водорослями. Перед водорослями….»
Фото 34
Игровая ситуация «Водоросли»
Цель: Развитие мелкой моторики. Ориентировка на плоскости. Развитие мышления, внимания. Развитие фонематического восприятия.
Оборудование. Шнурки с магнитами синего и зеленого цветов. Предметные картинки.
«Сине-зеленые водоросли».
Сюжет.
1. Педагог. Мы попали в такую часть моря, где растут синие и зеленые водоросли. Они настолько густые, что способны окружить и спрятать любой предмет. Например, окружить синей водорослью картинки с твердым согласным звуком, а зеленой – с мягким согласным звуком.
Дети окружают водорослями картинку определенной тематики или на заданный звук.
2. Задание: соединить с помощью водорослей различные картинки по заданной тематике.
Или соединить «водорослью» удочку и пойманную картинку или рыбку
Фото 35
Фото 36
Игровая ситуация «Морские ежи».
Цель: Развитие мелкой моторики.
Оборудование. Массажные мячи разного цвета и величины (фото 19).
Сюжет.
Педагог. Не каждый может перенести трудности морского путешествия… Почему, как вы думаете? (Предположения детей). Рыбакам приходится тянуть сети, а морякам канаты, правда? Руки должны быть сильными!
А помогут нам морские ежи. Конечно, в природе их иголки опасны и остры, но наши чудо-ежики помогут укрепить руки и стать сильными!
Дети «собирают» «морских ежей» и катают их в руках, массажируя ладони.
Игровая ситуация «Сеть».
Цель: Развивать мышление, внимание, память, ориентировку в пространстве плоскости. Автоматизация и дифференциация звуков.
Оборудование. Пластиковые «сети» из 9 или 12 ячеек (фото 14). Предметные картинки (фото 20), пластиковые рыбки (фото 15).
Сюжет.
Педагог. Руки потренировали, мы теперь сильные и крепкие. Можно и сети тянуть. Но царь подводного мира Нептун строит козни: мы сможем вытянуть сети, только тогда, когда расположим рыбок определенным образом!
На панно накладывается сеть. Для работы используются рыбки разных цветов и размеров и предметные картинки. Таким образом, игра имеет два варианта.
Вариант 1: Работа с рыбками. 1.Предлагается распределить рыбок в ячейках сети по образцу, данному взрослым. Взрослый выкладывает образец, а ребенок повторяет.
2.Ребенок по словесной инструкции укладывает рыбок в ячейки сети. Например, положи верхнем ряду сначала красную рыбку, затем зеленую, потом белую и т.д.. Ребенок выполняет задание.
Фото 37
3. Положи рыбку в правый верхний угол, левый нижний угол, левый верхний угол…
Фото 38
4. В сети разложены рыбки. Ответь на вопросы: какая рыбка находится под красной, какая над красной, какая рыбка справа от белой, слева от белой и т.д..
5. В ячейках сети определенным образом разложены рыбки, но не хватает 2-3-4 рыбок. Ребенок должен выявить закономерность в расположении и доложить недостающих рыбок.
6) Расположите рыбок в маленькой или большой сети по словесной инструкции или по образцу (типа графического диктанта).
Положи фиолетовую рыбку в левый верхний угол. Отсчитай одну клеточку вниз, затем пять клеточек вправо, положи красную рыбку, затем одну клетку вниз, три клеточки влево и положи белую рыбку и т.д..
Фото 39
Вариант 2. Работа с картинками. Автоматизация и дифференциация звуков. Примерные виды работы.
Сюжет.
Педагог. Мы сможем победить Нептуна и вытянуть сеть, если расположим картинки определенным образом.
1) Автоматизация звуков. «Поймай» и назови картинки только со звуком Р (или любым др. звуком).
2) Дифференциация звуков. Положи на верхнюю строку только картинки со звуком Ш, на нижнюю – со звуком Ж или наоборот (любые звуки!).
Фото 40
3) Положите в правый верхний угол картинку со звуком З, а в левый нижний – картинку со звуком С.
Фото 41
Игровая ситуация «Семейка слов».
Цель. Подбор родственных слов.
Оборудование. Большая картонная рыба и пластиковые маленькие.
Сюжет.
Педагог. Друзья, наше путешествие подходит к концу. И мы сможем быстро добраться до дома, если придумаем родственные слова к слову «рыба» (рыбак, рыбный, рыбина, рыбка, рыбачка и т.д..). И вокруг большой рыбины соберем столько маленьких, сколько слов придумаем!
Детям также предлагается подобрать семейку слов к словам «вода», «река», «море», собрав вокруг большой фигурки рыбы столько маленьких рыбок, сколько родственных слов придумано.
Фото 42
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.