Социально-педагогическая акция "Дети детям!"
Любая социально-педагогическая акция направленанапривлечение внимания общества к существующей социальной проблеме. Социально-педагогические акции воздействуют на изменение сознания, поведения, отношения определенной категории населения к чему – либо. В нашем случае – это акция, прошедшая в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 249 компенсирующего вида» (для детей с тяжелыми нарушениями речи) города Красноярска. Инициаторами акции явились воспитанники подготовительной к школе группы ДОУ.
Все началось с того, что в начале этого учебного года, в сентябре, во время прогулок дети заметили, как на одном из участков детского сада гуляют всего 3-5 детей. Внимание детей привлекло не только малое количество ребят в группе, но и необычное, непривычное поведение. Естественно, дети стали расспрашивать, что это за группа детей? Стоит пояснить, что в этом учебном году в детском саду впервые открылась группа кратковременного пребывания (ГКП) для детей со сложными дефектами от 3 до 7 лет. Именно эти дети привлекли к себе внимание со стороны других воспитанников. В сложившейся ситуации педагогоми был инициирован диалог, который проходил на прогулке. В результате беседы дети заочно познакомились с «необычными детьми», узнали о том, что их отличает от сверстников, что они ранее не посещали детский сад, как им сейчас трудно находиться в саду и т.д. В ходе разговоров детям захотелось взять под свою опеку новых воспитанников детского сада, сделать для них что – нибудь хорошее: кто – то предложил поделиться игрушками, кто – то – угостить конфетами, кто – то – поиграть вместе. Воспитатель попросила найти общее слово, которое объединило бы все предлагаемые действия – это слово «ДОБРО». Ребята привели много примеров добрых поступков, которые им знакомы из собственного опыта, из литературы. После бурного обсуждения воспитатель предложила обсудить дома с родителями новое слово – «БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ» и события, которые это слово часто сопровождают. На следующий день ребята представляли результаты семейных обсуждений. Общее заключение, к которому все пришли – ДОБРО и БЛАГОТОВРИТЕЛЬНОСТЬ связаны друг с другом. И даже простое душевное приветствие для некоторых людей уже знак проявления добра и блага.
Также с детьми в группе обсудили, чего может не хватать новеньким детям в детском саду. И среди многообразия предложенных игрушек, поделок и прочего вдруг прозвучало: «Им не хватает друзей, они ничего и никого в детском саду не знают, им очень грустно». Именно из этих слов появилось желание провести социально-педагогическую акцию. Чуть позже, уже в группе придумали путем голосования название акции «Дети – детям!», мероприятия в рамках акции и обозначили ее основную цель: помочь «особым» детям группы кратковременного пребывания приобрести социальный опыт в условиях ДОУ с помощью сверстников из других групп.
Задачи акции: установить эмоционально-личностный контакт, создать доверительные отношения, используя различные виды взаимодействия детей (совместные прогулки, организованные игры в группе, театральные постановки для детей ГКП силами «подготовишек»).
Сроки акции: 1,5 месяца (3,4 неделя сентября – октябрь).
Участники акции: дети, педагоги ДОУ, родители.
Ожидаемый результат для детей КГП: формирование навыков адаптивного коммуникативного поведения у детей; создание условий для развития творческого потенциала детей. Для детей – организаторов («подготовишек»): реализация детской идеи посредством создания условий для проявления нравственных качеств; формирования представления о необходимости постоянной поддержки «особых детей»; создания условий для развития творческого потенциала детей; формирования умения наблюдать, фантазировать, совершенствовать навыки общения.
Задачи (для детей – инициаторов акции)
- Образовательные: способствовать формированию представления о добре и благотворительности, добрых поступках.
- Развивающие: развивать познавательную активность детей в процессе реализации акции; развивать связную речь, мышление; развивать воображение, фантазию, эмоции, творческие способности.
- Воспитательные: воспитывать умение детей общаться и взаимодействовать между собой; воспитывать чувство сопереживания и поддержки; воспитывать способность размышлять над различными ситуациями, сопереживать, сочувствовать, делать нравственный выбор.
Элементарные задачи для «особых» детей: адаптация к новым условиям; приобретение нового социального опыта, статуса; вовлечение в жизнь детского учреждения.
Этапы акции
1. Подготовительный этап акции
Информационная, методическая, организационная деятельность, подготовка социальной акции.
Задачи этапа: формировать элементы мотивации сотрудничества у всех участников акции; обосновать значимость предстоящей деятельности.
Деятельность педагога:
- определение проблемы, на решение которой направлена акция;
- определение целей и задач акции;
- определение целевой группы;
- выбор формы проведения акции;
- выбор места проведения акции;
- подготовка необходимой атрибутики;
- распределение обязанностей между участниками акции.
Совместная деятельность с детьми в режиме дня: чтение художественной литературы на тему «Добро, доброта» с целью стимулирования проявления доброго, заботливого отношения к детям и вообще людям с особенностями; наблюдения за детьми ГКП; изучение разных техник изготовления поделок; подготовка к театрализованной постановке «Мешок яблок» В. Сутеева.
Деятельность с родителями: помощь родителей детям в изготовлении книжек-малышек, сувениров, игрушек разного плана и т.д. для детей ГКП.
Результат подготовительного этапа: В процессе подготовке к акции дети получили возможность узнать информацию о том, как можно проявить доброту и благотворительность по отношению к «особым» детям; познакомится с интересными поучительными литературными произведениями о добре (Эмма Мошковская «Кто самый добрый», Константин Паустовский «Теплый хлеб», Тамара Ломбина «Такое утро», Марина Евдокимова «Сказка о доброте для дошкольников», Георгий Скребицкий «Дружба», Виктор Драгунский «Друг детства», Виктор Голявкин «Настоящая дружба» и др.)
2. Основной этап: практическая деятельность.
Задачи этапа: обогащать представления детей новыми знаниями о жизни «особых» детей; формировать заботливое отношение к такой категории детей; вызвать у детей желание помочь такой категории детей.
Деятельность педагога: предполагает совместную деятельность с детьми.
Совместная деятельность педагогов и детей: посещение группы кратковременного пребывания (игровая деятельность, коммуникативная деятельность, двигательная деятельность, элементарный труд: уборка игрушек в групповом помещении, помощь в одевании детей на прогулку, организация игр и наблюдений на прогулке). Изготовление подарков. Театрализованная постановка (подготовка). Подготовка к «Празднику для новичков».
Результат основного этапа. Реализация детской идеи!
По итогу проведенных мероприятий у детей возникло желание поддерживать детей ГКП, приглашать их на свои праздники, помогать «особым» детям участвовать в творческих конкурсах. У детей группы кратковременного пребывания проявилась элементарная симпатия к своим новым друзьям. Они стали улыбаться им, приглашать к себе, научились прощаться. С удовольствием принимать помощь. Приглашать играть, рисовать. Спрашивать: «Где ты был (-а)? Почему е приходил (-а)? С легкостью прощаются с мамами и с желанием идут в детский сад. Сами теперь делятся своими игрушками, книжками. Приглашают к себе на прогулочный участок.
Временной отрезок |
Проведенные мероприятия |
Примечание |
1 неделя |
Знакомство с детьми ГКП (в их групповом помещении). Наблюдения. Беседы. Игры. Элементарный труд: совместная уборка игрушек, одевание на прогулку. |
На знакомство приходили по 3 детей. Ежедневно во время свободной деятельности. |
2 неделя |
Знакомство с детьми ГКП (в их групповом помещении). Наблюдения. Беседы. Игры. Элементарный труд: уборка игрушек, одевание на прогулку. Подготовка к «Празднику для новичков». Подготовка к театрализованной постановке. |
На знакомство приходили по 3 детей. Ежедневно во время свободной деятельности. |
3 неделя |
Совместные прогулки. Подготовка к «Празднику для новичков». Подготовка к театрализованной постановке. |
Приходили по 3 человека. |
4 неделя |
Совместные прогулки. Подготовка к «Празднику для новичков». Изготовление дома детьми с родителями книжек-малышек, сувениров, игрушек для друзей из ГКП. Вручение подарков. Подготовка к театрализованной постановке «Мешок яблок». |
|
5 неделя |
Развлечение «Праздник для новичков». (Дети из подготовительной группы читали стихи, танцевали для детей ГКП, совместно был организован оркестр и игра на ДМИ). Подготовка к театрализованной постановке. |
|
6 неделя |
Театрализованная постановка «Мешок яблок» (по мотивам одноименной сказки В. Сутеева) |
|
3. Заключительный этап
Для подведения итогов акции мы используем проведение рефлексии, где делимся положительными впечатлениями, положительными эмоциями, обсуждаем ожидания и результаты акции.
«Подготовишки» научились по-доброму относиться к «особым» детям». Возникла взаимность между детьми. Дети-инициаторы поняли, что дети из ГКП точно такие же, как и они! У них такие же игрушки, и все они делают точно также, только необходимо помочь, подсказать.
Заключение
Все запланированные в акции «Дети детям!» мероприятия реализованы. Важно, что реализована детская идея.
Главная цель акции: помочь детям группы кратковременного пребывания приобрести социальный опыт в условиях ДОУ с помощью сверстников из других групп достигнута.
Данная акция способствует развитию нравственного воспитания детей. Помогает вовлечь детей старшего дошкольного возраста в жизнь «особых» детей из группы кратковременного пребывания и непосредственно участвовать в социальном развитии этих детей, проводя с ними совместное свободное время.
Особый интерес был проявлен со стороны родительской общественности. Очень были удивлены родители детей из ГКП. Постоянно спрашивали: «Что такое у вас происходит? Почему так изменился мой ребенок? А разве можно, чтобы дети из другой группы играли с нашими?». И т.д. Особую гордость и удивление испытали родители и старших детей. По инициативе одной из мам, в нашем дошкольном учреждении организовали в помощь другим родителям по нравственному воспитанию детей книжную выставку «Литературные произведения классиков о добре», где были представлены такие авторы, как Валентина Осеева, В.А. Сухомлинский.
Надеемся, что ДОБРО, ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ наших воспитанников будут только увеличиваться вместе с их возрастом.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.