Слова-синонимы
- познакомить с синонимами; наблюдать за сходством и различием слов-синонимов
- синонимы
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за текстом с повторяющимися словами и текстом со словами-синонимами. Оба текста ученики должны прочитать самостоятельно (в зависимости от подготовленности класса) вслух или про себя. При обсуждении учитель может выписать на доске слова, называемые учениками: малыши, ребята, дети, детвора. Необходимо сказать ученикам, что во втором тексте слово ребята неоправданно повторяется, ведь его можно заменить без изменения смысла всего текста схожими по значению словами. Обратите внимание. Не рекомендуем пользоваться распространённым в школьных учебниках определением синонимов: «Синонимы — это слова, которые называют одно и то же по-разному», так как это определение не соответствует научным представлениям о синонимии и вводит учеников в заблуждение. |
3 | 3. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Тайны языка» знакомит с определением слов-синонимов (определение ученики не заучивают). |
4 | 4. Дополнительный материал | Рубрика «Из истории языка» знакомит с историей слова синоним. |
5 | 5. Этап усвоения новых знаний | Упражнение 1 в учебнике — наблюдение за значением слов-синонимов с опорой на рисунки. В зависимости от темпа работы и уровня подготовленности класса проводится фронтально или в парах. Если ученики не сумеют придумать предложения, посоветуйте им выбрать из предложенных слов (погасить, потушить, выключить, задуть) по одному подходящему к каждому рисунку. Возможная трудность. Ученики могут сказать, что, например, пожар можно и потушить, и погасить, свет тоже можно и выключить, и погасить, и потушить (во всех этих случаях проявляет себя явление многозначности слова). Здесь и придут на помощь рисунки, ведь свечи на торте нельзя ни выключить, ни погасить, ни потушить (их только задувают), утюг тоже нельзя задуть, погасить и потушить. Таким образом, последовательная работа с рисунком и словом-подписью позволит ученикам убедиться в том, что слова-синонимы имеют близкое, схожее значение, но вовсе не называют одно и то же. Составленные предложения по усмотрению учителя могут быть записаны в тетради. При обсуждении вопроса: «Что объединяет слова и чем они различаются?» — важно подвести учеников к такому ответу: «В группе приведены слова-синонимы. Они объединяются близостью, схожестью значения, но различаются тем, что не могут одинаково сочетаться с другими словами, так как называют только схожие, но не одинаковые действия». |
6 | 6. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Обрати внимание» подводит итог работы с упражнением 1. |
7 | 7. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике (работа в паре) — наблюдение за значением слов-синонимов, которое появляется при их сочетании с другими словами. Выполняется письменно в парах (запись предложений — по усмотрению учителя, в зависимости от уровня подготовки класса). Перед началом работы следует задать вопрос: «Как называются слова, записанные в скобках?» (Синонимы.) Ответы к заданию: «На нашей улице открыли магазин детской одежды»; «Вечером дети надели красивые, праздничные наряды»; «Учительница похвалила ученика»; «Мы одобрили предложение учительницы сходить в субботу в зоопарк». Возможная трудность. Ученики вряд ли смогут самостоятельно объяснить условия правильной сочетаемости (упражнение ориентировано и на развитие языкового чутья), поэтому объяснение выбора предлагается в процессе обсуждения результатов работы в парах. При этом надо пояснить, что одежда может быть любой, как нарядной, так и повседневной (поэтому в названии магазина и используется слово одежда), а наряд — это обязательно красивая, праздничная одежда. |
8 | 8. Дополнительное задание | Упражнение 3 в учебнике (по выбору) — тренировка в различении значений слов-синонимов. Предлагается для фронтальной работы в классах с высоким темпом работы (в остальных классах может не проводиться). При этом следует ориентироваться не только на имеющиеся у детей представления о названных природных явлениях, но и на оттенки значения, названные в учебнике. Например, буран — это метель в степи, значит, в городе бурана быть не может. |
9 | 9. Закрепление изученного материала | Упражнение 4 в учебнике (по выбору) — наблюдение за синонимами в тексте, выявление общего значения синонимов. Выполняется фронтально, устно (может быть предложено хорошо подготовленным ученикам для самостоятельной работы). Синонимы: светят, сияют, сверкают, мерцают. Общее значение — «светить» (в начале текста есть слово светят, что может стать подсказкой для учеников). Рубрика «Давай подумаем» помогает уточнить представления учащихся о синонимах путём сравнения слов одной тематической группы и слов-синонимов. |
10 | 10. Словарная работа | Записать слова ребята, одежда, мороз, подчеркнуть непроверяемые орфограммы. Составить несколько предложений с этими словами, предложения записать в рабочие тетради. |
11 | 11. Каллиграфическая минутка | Тренировка навыка письма на широкой разлиновке. Прописывается ряд прописных букв П, Т, Г с обязательным контролем одинаковой высоты букв. |
12 | 12. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |