Слова с противоположным значением
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
Научить подбирать слова–антонимы. Наблюдать за изменением слов по числам (один — много). Соотносить свои действия с учебной задачей.
Виды деятельности
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Использовать знаково–символические средства для решения учебных задач.
Ключевые понятия
Антонимы, труженик, лодырь, неуклюжий, упрямый, надулся, слова–спорщики.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация полученных знаний | Ребята, вы уже заметили, что наш родной язык богат, мелодичен, выразителен. Известный русский писатель К. Г. Паустовский очень хорошо сказал когда-то: «Для всего в русском языке есть множество хороших слов». Есть слова одинаковые по написанию и по звучанию, но разные по значению, как называются такие слова? (Многозначные.) Какие многозначные слова уже знаете? (Ручка, иголка, кисть, плитка.) А есть слова в нашем языке, которые говорят об одном и том же, но по–разному. Это слова, близкие по смыслу. Есть слова, близкие по смыслу, и есть слова ... (противоположные по смыслу). Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О словах, противоположных по смыслу.) |
2 | 2. Актуализация полученных знаний | Прочитайте четверостишия и попробуйте найти такие слова. Выделите их цветом. Долго рисовала Даша Птиц оранжевой гуашью, Но вмешался Дима в дело: «Ворон — чёрный, голубь — белый!» Вышел в поле храбрый рыцарь, Может он с любым сразиться, А трусливого зайчонка Напугает и девчонка. Вася птичкам сыплет крошки. Жору все боятся кошки — Он гоняет их метлой. Вася — добрый, Жора — злой! Любопытный карапуз Изучал продуктов вкус, Но из всех запомнил только Сладкий торт и перец горький. Очень интересные пары слов вы нашли. Может, они как-нибудь называются? (Слова–спорщики.) — Как их ещё можно назвать? (Слова, противоположные по смыслу.) Слова, противоположные по смыслу, называются антонимами. |
3 | 3. Первичное усвоение новых знаний | Нам с тобой пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот». Выберите подходящий антоним. Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь (низко, далеко, близко). Скажу я слово ДАЛЕКО, А ты ответишь (близко, поодаль, высоко). Скажу я слово ПОТОЛОК, А ты ответишь (пол, стены, окно). Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, И скажешь ты (нашёл, обронил, забыл). Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты (храбрец, трусишка, бояка). Теперь НАЧАЛО я скажу, Ты отвечай (конец, зачин, исток). |
4 | 4. Первичное усвоение новых знаний | Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют своё значение. К ним надо подобрать антонимы. Ручей мелкий, а речка (глубокая// крупная). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники (глубокие//крупные). Кашу варят густую, а суп (жидкий//редкий). Лес иногда густой, но иногда (жидкий// редкий). После дождя земля сырая, а в солнечную погоду (сухая// варёная). Покупаем картофель сырой, а едим сухой// варёный). |
5 | 5. Первичное усвоение новых знаний | Дополните фразы подходящими антонимами. Комар маленький, а слон ...; пушинка лёгкая, а камень ...; горчица горькая, а сахар ...; куст низкий, а дерево ...; компот холодный, а суп ...; сметана густая, а молоко ...; ручеёк узкий, река ...; ночью темно, а днём ...; сахар сладкий, а лимон …; ходят ногами, а бросают… . Физкультминутка |
6 | 6. Первичное усвоение знаний | Соедините слово из первого столбика со словом из второго столбика так, чтобы получилась пара слов, противоположных по смыслу. белый чёрный широкий узкий добрый злой лёгкий тяжёлый сильный слабый горячий холодный |
7 | 7. Первичное усвоение знаний | С антонимами мы встречаемся часто, используя их в пословицах, поговорках. Например: Готовь сани летом, а телегу зимой. Меньше говори, а больше делай. Знание человека возвышает, а невежество — унижает. На доске для вас подготовлена игра «Собери пословицу». К началу пословицы надо найти её окончание. Новых друзей наживай, == а старых не теряй. Горькая правда == лучше сладкой лжи. Маленькое дело лучше == большого безделья. Буквы кривые, == да смысл прямой. Лето собирает, == а зима поедает. Кто труда не боится, == того и лень сторонится. Труженику медовые пышки, == а лодырю — еловые шишки. — Какие слова, противоположные по смыслу, или антонимы, есть в первой пословице?; во второй? |
8 | 8. Первичное усвоение знаний | Очень многие писатели используют в своём творчестве слова–антонимы. Прочитайте и назовите слова–антонимы. Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, как зима катит в глаза. И. А. Крылов. Стрекоза и Муравей Крутыми тропинками в горы, Вдоль быстрых и медленных рек, Минуя большие озёра, веселый шагал человек. С. В. Михалков. Весёлый турист Кто виноват, кто прав, — судить не нам, Да только воз и ныне там. И. А. Крылов. Лебедь, Щука и Рак |
9 | 9. Первичное закрепление | Некоторые черты животных человек стал использовать и в качестве своей характеристики. Продолжите фразы: Неуклюжий, как … Трусливый, как … Упрямый, как … Прочитайте стихотворение Я. Акима Что значит «надулся, как индюк»? Хорошо ли быть важным? В каких строчках заключена главная мысль стихотворения? |
10 | 10. Первичное закрепление | Отгадайте загадки, отгадками будут слова–антонимы. Будьте внимательны. Я антоним к слову зной, Я в реке, в тени густой И в бутылках лимонада, А зовут меня? (прохлада). Я антоним к слову смех. Не от радости, утех, Я бываю поневоле И от счастья, и от боли, От обиды, неудач. Догадались? — это … (плач). Я антоним к слову лето. В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама! Потому, что я — … (зима). Я антоним шума, стука. Без меня вам ночью мука. Я для отдыха, Для сна, Да и в школе я нужна, Называюсь? (тишина). |
11 | 11. Первичное закрепление | Подберите антоним. ночь — ...; завтрак — …; вечер — ...; враг — ...; чистота — ...; холод — ...; война — ...; трава — …; земля — …; движение — …; говорун — …; здоровье — ...; ум — ... . Какая тема сегодняшнего урока? Что было на сегодняшнем уроке интереснее всего? |