Сила Архимеда
1. одновременное применение информационных технологий и практического «живого» эксперимента;
2. создание условий для формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности;
3. предоставление учащимся возможности выбора на каждом этапе их деятельности:
- Выбор группы.
- Выбор роли в группе.
- Выбор способа оформления выводов группы (с помощью текста, рисунков, формул).
- Выбор понравившихся выводов для индивидуальной записи в тетрадь.
- Выбор темы вопроса и самого вопроса на этапе применения знаний (ученые, литераторы, биологи, спортсмены, художники).
- Выбор домашнего задания.
5. организация рефлексии на каждом этапе урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Технологии: информационно-коммуникативные, технология ситуативного обучения, здоровье сберегающие технологии.
Методы: проблемный, частично-поисковый, метод послойного среза знаний.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Технические средства обучения и раздаточные материалы: Компьютер, экран, видеопроектор, листы ватмана, маркеры, рабочие тетради ученика, сигнальные карточки, модели корабликов, стикеры, мерные стаканы, динамометры, наборы грузов, сосуды с водой, сосуды с солью, лотки для посуды, презентация к уроку, учебник Физика.7 класс. Перышкин А.В. – М., «Дрофа», 2017.
Организация пространства:
- Парты в классе расположены по типу «кафе» (для работы в группах).
- 5 групп по 5-6 учащихся.
Цель урока:
создание условий для развития и саморазвития личности при усвоении нового учебного материала в рамках личностно ориентированного образования.
Задачи урока
- Развивающие: создание условий для развития когнитивной сферы учащихся, способности к выбору, самопознанию, саморегуляции, развитию способностей к творческой деятельности и познавательной активности, навыков групповой работы.
- Образовательные: продолжение развития УУД через изучение темы.
- Воспитательные: воспитание толерантности, взаимопомощи и взаимосотрудничества, любви к родному городу.
Урок сопровождается авторским мультимедийным приложением (Приложение 1).
Дополнительные материалы для учащихся — рабочая тетрадь ученика (Приложение 2).
План урока
Организационный момент.
I. Актуализация знаний
II. Изучение нового материала
1. Введение в тему урока.
2. Проверка знаний в виде включенной беседы. Самооценка и саморефлексия.
3. Виртуальный и реальный эксперименты.
4. Вывод формулы.
5. Подготовка к исследовательской работе.
6. Исследовательская работа в группах.
7. Анализ работы групп.
8. Оформление результатов исследовательской работы. Саморефлексия.
9. Возврат к проблеме, поставленной вначале урока и её решение. Физкультминутка.
III. Закрепление изученного материала
Саморефлексия и самооценка
IV. Домашнее задание.
V. Подведение итогов урока. Саморефлексия
Ход урока
Организационный момент
Этап урока |
Что делает |
Результат (итоги, часть) |
||
название |
цель |
учитель |
ученики |
|
Начальный |
Создание мотива к познанию |
|
1) Слушают. Смотрят. Оживлены. 2) Предлагают варианты ответа, опираясь на свой жизненный опыт. 3)Самостоятельно формулируют тему урока. Заполняют соответствующие строки в тетради. 4)Выдвигают гипотезы о дальнейшем поведении картофеля в воде. 5)Наблюдают за ходом эксперимента. Видят, что картофелина в одной банке потонула, а во второй всплыла. Отвечают. 6) Видят, что картофелина всплывает. Выдвигают гипотезы. 7) Самостоятельно формулируют цель и задачи урока и записывают в тетрадь. Цель урока: изучить силу Архимеда. Примерные вопросы, формулируемые учащимися (задачи урока):
|
Мотивация: возникновение интереса. Актуализация знаний, учащихся, выдвижение гипотез учениками, активизация мыслительной деятельности. Самостоятельное осмысленное формулирование учащимися темы, цели и задач урока. |
Основной |
Изучение нового материала самими учащимися |
1) Напоминает правила работы с динамометром. Для подготовки учащихся к дальнейшей работе в качестве демонстрации просит двух учащихся одновременно выполнить виртуальный и реальный эксперимент по нахождению архимедовой силы. А остальных – провести наблюдения, вывести и записать в рабочих тетрадях формулу для расчета выталкивающей силы. Используя формулу расчета силы давления, предлагает вывести формулу зависимости архимедовой силы от объема, рода вещества. 2) Предлагает объединиться в группы, распределить роли в группе (оформитель, хранитель, исследователь, теоретик, генератор идей), выполнить эксперимент, цель которого: выяснить от каких факторов зависит и не зависит выталкивающая сила, и, обсудить результаты работы, зафиксировав их на листе ватмана удобным способом (текстом, рисунком, формулой) и представить их у доски. 3)Предлагает каждому выбрать из предложенных выводов наиболее понятные и понравившиеся и записать в рабочую тетрадь. 4) Предлагает вернуться к началу урока и пояснить опыт с картофелем, используя полученные знания. 5) Проводит рефлексию. 6)Проводит физкультминутку. |
1)Двое учащихся выполняют. Остальные наблюдают, выводят и записывают формулу: FАрх = F1 – F2. 2) Выполняют эксперимент, обсуждают результаты деятельности в группе, записывают, представляют результаты. FАрх = Vρg 3) Выбирают, записывают. 4) Описывают: плотность воды во второй банке была больше, чем в первой. Поэтому и на картофель во второй банке действовала большая по величине сила Архимеда. 5) Проводят саморефлексию. 6) Участвуют в физкульминутке. |
Самореализация учащихся, развитие способности к осознанному выбору, самопознанию, саморегуляции, навыков исследовательской деятельности. Развитие коммуникативной способности. |
Итоговый |
Сведение воедино информации, полученной в результате совместной и индивидуальной деятельности |
1)Четко проговаривает понятие выталкивающей силы и факторов, влияющих на ее значение. 2) Предлагает применить полученные знания, ответив на любой понравившийся вопрос профессиональной направленности (слайд). Напоминает, что право первого ответа у того, кто первым поднимет зеленый сигнал, если кто-то не согласен, то поднимает красный сигнал. 3) Предлагает учащимся сделать вывод о достижении цели урока. 4) Предлагает каждому оценить свою работу с помощью сигнальной карточки (либо, заполнив индивидуальную карту развития - ИКР) и группе выставить оценку за вклад в работу каждому учащемуся. ИКР может быть заполнена учащимися дома. |
1) Слушают. 2) Делают выбор и отвечают. 3) Подводят итог своей деятельности. 4) Оценивают свою работу и работу товарищей по команде, заполняют ИКР. Выставляют оценки в тетрадь. |
Подведение итогов изучения нового материала. Развитие способности к самооцениванию. |
Заключительный |
Подведение итогов деятельности Рефлексия. |
1)Подводит итоги урока, анализируя вместе с учащимися их деятельность на каждом этапе, возникшие трудности и пути их преодоления, открытие для себя и в себе с помощью метода послойного среза. 2)Предлагает на выбор учащихся несколько вариантов домашнего задания с комментарием по его выполнению. 3) Предлагает украсить кораблик на доске, используя разноцветные стикеры, ответив тем самым на вопросы об усвоении, понимании материала и уровне мотивации на уроке. |
1)Анализируют свои действия, возникшие в ходе работы трудности, их причины и способы преодоления. Проводят самоанализ, саморефлексию. 2)Смотрят. Слушают. Выбирают. 3)Украшают. Зеленый цвет означает «да», красный — «нет». |
Проведение самоанализа деятельности, анализ возникших трудностей и способов их преодоления. Осознанный выбор домашнего задания. |
Краткий самоанализ урока
Урок построен и проведён в рамках личностно-ориентированного образования.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок усвоения новых знаний.
Технологии: информационно-коммуникативные, технология проблемного обучения, здоровье сберегающие технологии.
Методы: проблемный, частично-поисковый, метод послойного среза знаний.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Место урока: 10 урок в теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
УМК: А.В.Перышкин. Физика 7-9.
Технические средства обучения и раздаточные материалы: Компьютер, экран, видеопроектор, листы ватмана, маркеры, рабочие тетради ученика, сигнальные карточки, модели корабликов, стикеры, мерные стаканы, динамометры, наборы грузов, сосуды с водой, сосуды с солью, лотки для посуды, презентация к уроку, учебник Физика.7 класс. Перышкин А.В. – М., «Дрофа», 2017
Структуру урока можно отнести к классической (традиционной), так как она включает в себя практически все известные элементы.
Но, во вводной части, кроме организационного момента (приветствия, нацеливания на работу, проверки готовности класса к уроку) вместо традиционного повторения или проверки выполнения домашнего задания была проведена включённая беседа (т.е. опора на знания и опыт учащихся), актуализирующая знания учащихся по теме.
Тема и цели урока не были предъявлены мною в готовом виде, а сформулированы с участием ребят, так как это позволяет, с одной стороны, убедиться, что ребята понимают, о чём пойдёт речь на уроке, с другой – мотивируют их на активное участие в общей познавательной деятельности.
На этапе актуализации знаний сделан упор на чувственное восприятие учащихся. Активизация правого полушария в связи с возникновением образов. Не случайно сделан акцент на фото набережной Таганрога и произведение А.П. Чехова. Это способствует воспитанию у учащихся любви к родному городу, гордости за своих соотечественников.
Цель и задачи, на мой взгляд, отвечают возможностям класса, понятны, диагностируемы и выполнимы.
Цель урока: создание условий для развития и саморазвития личности при усвоении нового учебного материала в рамках личностно ориентированного образования.
Задачи урока:
- Развивающие: создание условий для развития когнитивной сферы учащихся, способности к выбору, самопознанию, саморегуляции, развитию способностей к творческой деятельности и познавательной активности, навыков групповой работы.
- Образовательные: продолжение развития УУД через изучение темы.
- Воспитательные: воспитание толерантности, взаимопомощи и взаимосотрудничества, любви к родному городу.
Основная часть урока построена как индивидуальная, групповая и индивидуально-групповая работа, состоявшая из двух частей различной направленности.
Индивидуальный мини тест позволяет проверить готовность учащихся к восприятию нового материала, провести самоанализ, самооценку (заполнение таблицы).
Первая групповая работа была исследовательской. Учащиеся должны были ответить на вопросы ими же самими сформулированными. После групповой работы проводится физкультминутка, для реализации здоровье сберегающих технологий.
Вторая работа (в группах профессиональной направленности)служила обратной связью об уровне усвоения учебного материала по теме, умении практического применения знаний в жизни и объяснения окружающих явлений.
В процессе самостоятельной работы учащиеся, на мой взгляд, продемонстрировали умения выполнять исследования, работать в группе, осуществлять выбор в соответствии с целями урока и собственными интересами, формулировать гипотезы и выводы, предъявлять результаты своей деятельности и деятельности группы, обосновывать их.
Содержание учебного материала соответствовало всем дидактическим принципам:
- научности;
- последовательности в изучении;
- практической направленности;
- опоре на знания и опыт учащихся;
- наглядности;
- доступности;
- межпредметных связей и другим.
В процессе урока при необходимости я проводила индивидуальную работу с отдельными учащимися и подгруппами, оказывая помощь в различных её видах в зависимости от индивидуальных возможностей учащихся. Помощь носила стимулирующий и направляющий характер. Ребята свободно пользуются при необходимости своеобразной формой сигнала: зелёный цвет – у меня всё нормально, знаю, понимаю, получается; красный – я не комфортно себя чувствую, не понимаю, не получается, прошу помощи. В этом заключается достаточно эффективный метод послойного среза для осуществления постоянной обратной связи с учащимися.
На уроке уделялось особое внимание развитию навыков самооценки учащихся. Они не просто оценили свою работу на уроке, а и обосновали успехи и неудачи.
На мой взгляд, дети ощущали себя на уроке как всегда комфортно, работали, старались соблюдать правила групповой работы, с задачами, поставленными перед ними, справились.
Домашнее задание было предъявлено учащимся в рабочей тетради. Они должны будут в зависимости от уровня усвоения материала и собственной уверенности в своих знаниях выбрать из предложенных заданий, посильное.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была высокой, но, учитывались физические и психологические особенности учащихся 7 класса.
На каждом этапе урока я включала рефлексию действий, мыслей, чувств, учитывая, что «осознанная ошибка - это наука, помогающая нам двигаться вперёд».
Итогом урока становится «украшение корабликов», являющихся обратной связью для учителя.
Дома, заполняя индивидуальную карту развития, ученики еще раз проанализируют свою работу, что способствует восстановлению в памяти этапов урока, возникающие образы помогут выполнить домашнее задание. Анализ таких карточек помогает мне работать в дальнейшем с каждым учеником. Здесь учащимся предоставляется кроме обязательного теста три творческих задания на выбор.
Урок имеет следующие особенности:
- одновременное применение информационных технологий и практического «живого» эксперимента;
- создание условий для формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности;
- использование УМК любого автора;
- предоставление учащимся возможности выбора на каждом этапе их деятельности:
- Выбор группы.
- Выбор роли в группе.
- Выбор способа оформления выводов группы (с помощью текста, рисунков, формул).
- Выбор понравившихся выводов для индивидуальной записи в тетрадь.
- Выбор темы вопроса и самого вопроса на этапе применения знаний (ученые, литераторы, биологи, спортсмены, художники).
- Выбор домашнего задания.
- постоянная смена форм деятельности учащихся;
- организация рефлексии на каждом этапе урока.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.