С чего все начиналось?
Данные об учителях ГКОУ «Школа «Технологии обучения»: Кострова Т.Д., Майорова Л.К., Ягодкина Е.Б.
Урок включает повторение и обобщение знаний и умений при решении задач, связанных с космосом, по темам «Стандартный вид числа», «Координаты на плоскости», «Формулы», «Решение уравнений», «Арифметический квадратный корень», «Таблицы». Одновременно с этим дети познакомятся с новыми данными по возникновению и развитию науки «Космонавтика».
Урок разработан для учащихся 5-11 классов состоит из трех частей:
- Знакомство с этапами возникновения и развития науки «Космонавтика» и с историческими личностями, которые сделали свой вклад в этот процесс через организацию элемента перевернутого урока. Рассказы учеников об исторических личностях: Николай Коперник, Галилео Галилей, Джордано Бруно, Михаил Ломоносов, Исаак Ньютон, К.Э. Циолковский, М.В. Келдыш, С.П. Королёв, А.А. Штернфельд, и о первых шагах России в космосе.
- Построение шкалы времени с целью упорядочить на математическом языке данные по известным историческим фактам возникновения и развития науки «Космонавтика».
- Решить интересные задачи о космосе с целью обобщения тем «Стандартный вид числа», «Координаты на плоскости», «Формулы», «Решение уравнений», «Арифметический квадратный корень», которые показывают интеграцию математики с астрономией.
Урок построен таким образом, что приобретенные знания и умения используются в практической деятельности и повседневной жизни для описания реальных ситуаций на языке астрономии и космонавтики, а также при решении практических задач, связанных с нахождением астрономических величин.
Технологическая карта урока
Предмет: математика
Класс- комплект: 8-11 классов
Тема урока: Урок-праздник ко дню Космонавтики (45 минут)
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: планшет.
Используемые электронные ресурсы и материалы на уроке. Презентация к уроку, которая включает в себя следующие файлы:
- Слайд 1 Урок-праздник день Космонавтики,
- слайд 2 А с чего все началось?
- слайд 3 Николай Коперник (1473-1543),
- слайд 4 Галилео Галилей (1564-1642),
- слайд 5 Джордано Бруно (1548-1600),
- слайд 6 Михаил Ломоносов (1711-1765),
- слайд 7 Исаак Ньютон (1643-1727),
- слайд 8 К.Э. Циолковский (1857-1935),
- слайд 9 М.В. Келдыш (1911-1978),
- слайд 10 Что такое Три к?
- слайд 11 С.П. Королёв (1907-1966),
- слайд 12 А.А. Штернфельд (1905-1980),
- слайды 13-14 Первые шаги России в космосе,
- слайд 15 Первые шаги в космосе,
- слайд 16 На другие планеты,
- слайды 17-18 Возникновение и развитие науки «Космонавтика»,
- слайды 19-20 Комета Галлея,
- слайд 21 Мифы о звезде Сириус,
- слайд 22 Стандартный вид громадных чисел,
- слайд 23 Черепаха и ракета,
- слайд 24 Большая и Малая Медведица,
- слайд 25 Астрономия на координатной плоскости,
- слайд 26 Горизонт на Луне,
- слайд 27 Через тернии к звездам.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
- регулятивными УУД: преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);
- познавательными УУД: собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (2 уровень); у большинства учащихся не сформированы:
- коммуникативными УУД: высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
- личностными УУД: готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению, мотивация к обучению осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по темам «Стандартный вид числа», «Координаты на плоскости», «Формулы», «Решение уравнений», «Арифметический квадратный корень», «Таблицы»; решить типовые задачи; формировать вычислительные навыки. |
3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение |
Регулятивные |
Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; упорядочивать данные в таблицах; решать астрономические задачи, опираясь на изученные свойства космических тел и отношений между ними в Солнечной системе. |
2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму
|
Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные правила и формулы, обнаруживая возможности для их использования. |
2 уровень—совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними. |
|
Познавательные |
Применение знаний и умений, сформированных ранее по темам «Стандартный вид числа», «Координаты на плоскости», «Формулы», «Решение уравнений», «Арифметический квадратный корень», «Таблицы». Познакомиться с упорядочиванием научных данных в возникновении и развитии науки «Космонавтика» с XV по XXI век. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: описания реальных ситуаций на языке астрономии и космонавтики; решения практических задач, связанных с нахождением астрономических величин. |
3 уровень — самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач
|
Коммуникативные |
Развивать логическое мышление, творческое мышление; развивать пространственные представления, математическую речь; уметь слушать и вступать в диалог; воспитывать культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. |
2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Личностные |
Формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе. воспитывать уважение к предмету, умение видеть математические фигуры в окружающем мире; воспитывать чувства прекрасного, воспитывать интерес к предмету; воспитывать умения контроля и самоконтроля. |
2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм |
Структура и ход урока
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Время (в мин) |
Формируемые УУД |
1. Организационный этап |
Создать благоприятный психологический настрой на работу Включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока. |
Приветствует учащихся, раздает планшеты, сообщает адрес электронного ресурса, который будет использоваться на уроке. Сообщает тему урока: «Урок- праздник день Космонавтики». |
Приветствуют учителя, включают планшеты, находят электронный ресурс- файл для урока, открывают слайд 1 |
1 |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Актуализация знаний |
Актуализировать знания учащихся по изученным темам, подготовка следующего этапа – настроить учащихся на самостоятельную работу.
|
Организация фронтального опроса. -Дети! Что вы знаете о космонавтике? С чего эта наука началась? Имена каких ученых вам известны,, которые внесли свой вклад в возникновение и развитие ее? |
Открывают слайд 2 и вступают в диалог с учителем и друг другом. |
2 |
Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание ранее изученного геометрического материала и знаний по видам живописи . |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. |
Наши цели урока: повторить и обобщить знания и умения при решении задач, связанных с космосом, по темам «Стандартный вид числа», «Координаты на плоскости», «Формулы», «Решение уравнений», «Арифметический квадратный корень», «Таблицы». Одновременно с этим познакомиться с новыми данными по возникновению и развитию науки «Космонавтика». |
Слушают учителя. |
2 |
Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль. |
4.Практическое применение последовательных научных открытий о космосе. |
Познакомиться с последовательностью возникновения и развития науки «Космонавтика».
|
Организация элемента перевернутого урока: выступление учеников по темам: слайд 3 Николай Коперник (1473-1543), слайд 4 Галилео Галилей (1564-1642), слайд 5 Джордано Бруно (1548-1600), слайд 6 Михаил Ломоносов (1711-1765), слайд 7 Исаак Ньютон (1643-1727), слайд 8 К.Э. Циолковский (1857-1935), слайд 9 М.В. Келдыш (1911-1978), слайд 10 Что такое Три к? слайд 11 С.П. Королёв (1907-1966), слайд 12 А.А. Штернфельд (1905-1980), слайды 13-14 Первые шаги России в космосе, слайд 15 Первые шаги в космосе, слайд 16 На другие планеты |
Слушают выступления учеников и вступают в диалог, просматривая слайды 3-16. |
13 |
Познавательные: поиск и выделение информации; анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных), установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство. Личностные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Коммуникативные:умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). |
5.1. Применение знаний при заполнении таблиц |
Упорядочить на математическом языке данные по известным историческим фактам возникновения и развития науки «Космонавтика». |
Организация обобщения и систематизации полученных новых знаний в виде заполнения таблиц «Возникновение и развитие науки «Космонавтика», построение шкалы времени. |
Работают со слайдами 17-18, используя наводящие вопросы учителя. |
10 |
|
5.2. Применение знаний при решении задач на космическую тему. |
Решить интересные задачи о космосе с целью обобщения тем «Стандартный вид числа», «Координаты на плоскости», «Формулы», «Решение уравнений», «Арифметический квадратный корень», Показать интеграцию математики с астрономией. |
Организация этапа решения задач: слайды 19-20. Комета Галлея, слайд 21. Мифы о звезде Сириус, слайд 22. Стандартный вид громадных чисел, слайд 23. Черепаха и ракета, слайд 24 Большая и Малая Медведица, слайд 25. Астрономия на координатной плоскости, слайд 26 Горизонт на Луне. |
Открывают слайды 19-26 и решают задачи по ним: Комета Галлея-11 кл., Мифы о звезде Сириус-10 кд., Стандартный вид громадных чисел-8-9 кл., Черепаха и ракета-9 кл., Большая и Малая Медведица-8 кл., Горизонт на Луне-10 кл. |
15 |
Познавательные: анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных), установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство. Личностные: умение организовывать учебное сотрудничество со сверстниками; работать индивидуально и в группе.
|
6. Рефлексия (подведение итогов урока) |
Подводит итоги работы на уроке. Цель этапа: еще раз выделить ключевые моменты урока |
Оценка и самооценка работы учащихся на уроке. Просматривают слайд 27. |
Итоги урока: Обобщили знания о «Космонавтике», Решили интересные задачи о космосе. |
2 |
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.