«Русский язык – наше богатство»
Цель мероприятия: привить интерес к изучению русского языка.
Задачи мероприятия:
- научить анализировать тексты;
- развивать внимание, мышление, речь;
- воспитать уважительное отношение к русскому языку.
Формы организации деятельности детей: индивидуальная, парная, групповая работа.
Ход мероприятия
1. Работа с текстом.
Слово – звезда. В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку в пространстве и времени.
Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной. (Михаил Пришвин)
Учитель: Ребята, вам понравился текст? Назовите тему и основную мысль отрывка.
Тема – слово как звезда.
Основная мысль – слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной.
2. Словарная работа ( Работа в парах)
- Сердечное слово до сердца доходит.
- Приветливое слово и железную дверь отопрет.
- На всякие приветы надобны ответы.
- Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
- Малое слово большую беду творит.
- Коня на вожжах не удержишь, а слова с языка не воротишь.
- Красно поле пшеном, а речь – слушаньем.
- Ласковое слово гнев побеждает.
– Объясните, как вы понимаете смысл пословиц.
– Слова играют важную роль в жизни каждого человека, они живые, дарят нам надежду, веру, любовь в настоящее, будущее. Именно человек получил бесценный великий дар речи. Лингвисты считают, что на Земле существует почти пять тысяч разных языков.
– Какие языки вы знаете?
– В каких странах распространены перечисленные языки
– Дополните список: русский, английский, французский…….
– Подберите прилагательные к слову ЯЗЫК: международный, родной, красивый, изящный, легкий, богатый, могучий, великий, образный, живой ………
– Сколько красивых и образных определений вы подобрали! У каждого народа свой язык, культура, ценности.
– Что означает слово «фотоколлаж»?
– Посмотрите на фотоколлаж и объясните, для чего служит язык человеку, почему мы должны уметь грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи?
– Послушайте стихотворение Я.Козловского:
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
– Расскажите, как поэт передает мысль о том, что в родном языке отражается все многообразие окружающего человека мира, его Родины.
– Родной язык является основным средством общения между людьми.
Междунаро́дный день родно́го языка́ учреждён решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается 21 февраля с 2000 года ежегодно с целью защиты языкового и культурного многообразия. По оценкам ЮНЕСКО половина из 6 тысяч языков мира находится под угрозой исчезновения. В 2009 году ЮНЕСКО признала 136 языков на территории России находящимися под угрозой исчезновения. ЮНЕСКО намерена создать систему превентивного мониторинга, призванную отслеживать состояние языков, находящихся под угрозой исчезновения, и содействовать исправлению ситуации. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).
3. (Работа в группах) Составление мини-текстов на темы:
«Язык мой – друг мой», «Богатство родного языка», «Уроки русского языка».
– Основным требованием к речи является соблюдение точности, ясности, чистоты, выразительности и правильности. Надо хорошо знать правила и постоянно следить за своей речью.
– Ребята, назовите основную мысль текста Михаила Пришвина. (Слово – звезда – переносное значение).
4. Работа со словарями. Работа в парах
Прочитайте предложения, найдите слово, которое повторяется. Определите лексическое значение слова. Поработайте со словарями, проверьте свои ответы.
- На небе зажглась первая звезда.
- Этот певец – звезда современной эстрады.
- Черный костюм с золотыми звездами получил первый приз на празднике.
- Орден Звезда имеет три степени.
- Морские звезды обитают на дне морей.
1. Небесное тело, по своей природе сходное с Солнцем, вследствие огромной отдаленности видимое с Земли как светящаяся точка на ночном небе.
2. Тот, кто прославился в какой-л. области деятельности (в искусстве, литературе, спорте и т.п.).
3. Геометрическая фигура с остроконечными выступами, равномерно расположенными по окружности. Предмет в форме такой фигуры.
4. Государственная награда.
5. Морское беспозвоночное животное типа иглокожих с ярко окрашенным телом, напоминающим такую фигуру.
– Как называются слова, которые пишутся и читаются одинаково, но имеют разное лексическое значение? (Омонимы).
– Найдите значение слова ЯЗЫК.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Язы́к:
- Язык — знаковая система для обмена информацией.
- Язык программирования — формальная знаковая система, предназначенная для записи компьютерных программ.
- Формальный язык (в математической логике) — множество конечных слов (цепочек символов) над конечным алфавитом.
- Язык (устар.) — народ, этнос.
- Язык (анатомия) — орган живых существ, расположенный в ротовой полости.
- Язык (перен., разг.)— пленный, специально захваченный с целью получения информации о противнике, см. Захват языка.
- Язык, язычок — часть обуви у ботинок, покрывающая подъём стопы.
- Язык — ударная часть в конструкции колокола.
- Язык — узкая часть ледника, находящаяся ниже границы его питания.
- Морской язык, или Европейская солея— рыба отряда камбалообразных.
На уроке английского языка
Попробуйте показать на примерах, что в английском языке тоже встречаются омонимы разных видов.
5. Анализ поэтического текста
– Посмотрите внимательно на фотографию. Какое время года изображено? Какой вы видите природу?
Послушайте стихотворение А.Прокофьева:
Я думал песенку сложить об этом,
Как роща не могла расстаться с летом,
Как листья не хотели оторваться,
Как осень не могла расторговаться,
Хотя кидалась золотом и медью,
Хотя сверкала первой гололедью.
Ну, а зима однажды на рассвете
За серебро купила все на свете!
Я думал песенку сложить об этом,
Как роща не могла расстаться с летом.
Но не сложил... Чего б, казалось, проще –
Ведь за окном серебряная роща!..
– Как вы думаете, сложил поэт песенку об осени?
– Чем объединены фотография и стихотворение?
– Найдите художественно-выразительные средства.
Эпитеты: серебряная роща
Олицетворение: роща не могла расстаться с летом, листья не хотели оторваться, осень не могла расторговаться, зима однажды на рассвете купила все на свете
Метафора: кидалась золотом и медью, сверкала первой гололедью.
– Для чего поэты, писатели используют художественно-изобразительные средства?
По словам В. Маяковского, ради единого слова писатели и поэты изводят «тысячи тонн словесной руды», чтобы воздействовать на наши чувства и мысли, чтобы настроить наши души на тональность добра.
6. Микро-исследование «Музей одного слова». Работа в группе.
1 группа: Этимология слова «Язык»
2группа:Орфоэпическое произношение слова «Язык»
3 группа:Морфологические признаки слова «Язык»
– Русский язык богатый и выразительный, в нем слышится и радуга, и дождь, и весенние капли…Столько оттенков и красок! Надо только научиться бережно обращаться с русским словом, и тогда оно зазвенит, заискрится, оживет…У него есть душа…Берегите наше достояние – родной русский язык!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.