Российские Конституции
Конституция в государстве – основной закон государства, гарант прав и свобод человека и гражданина. На протяжении длительного времени жители России шли к созданию этого документа. Не боясь потерять жизнь, свободу, близких люди шли к своим правам и свободам. И это произошло. В 2018 году отметит свое столетие первая Конституция России. Этот документ претерпел множество изменений, Россия ни раз меняла свое политическое направление.
Современная Конституция также отметит в 2018 году небольшой юбилей – 25 лет. У человека есть гарантированные права, свободы, конституционные основы государства, в котором он проживает. Важность знать этот закон в современном мире даже не обсуждается. Подробно тема конституционных основ государства изучается в 9 классе. Но уже с 6 класса на уроках истории и обществознания поднимаются правоведческие вопросы.
Не каждый знает – какую цену заплатил народ за этот документ. Она не измерима, и знать об этом необходимо.
Урок посвящен тому, что рассматривает становление современной Конституции через историю России XX века. Пять документов, пять этапов, которые привели к современной России. Занятие объединяет старших и младших подростков. Старшие рассказывают младших о событиях, проигрывая эту историю – проживая ее. Занятие проводится во внеучебное время для учащихся 6-7 классов.
Цель: Познакомить обучающихся с понятием «Конституция», проследить историю появления современной Конституции РФ и изучить ее основы и содержание. Закрепить знания по модулю «Конституция» у старшеклассников.
Задачи мероприятия:
- Подготовить старшеклассников по проведению творческого урока-квеста
- Изучить Конституции России – выявить главное, сравнить содержание
- Поддержать гражданскую активность учеников
- Познакомить младших подростков с содержанием Конституции
- Творческая самореализация
Универсальные учебные действия (УУД):
- Личностные – осознание себя гражданином государства, уважение к истории России;
- Регулятивные – целеполагание, организация учебной деятельности;
- Познавательные - умение работать с разноплановой информацией (текстовой, иллюстрации, кинохроника), сравнивать, анализировать, представлять информацию, работать в команде.
Формы организации деятельности детей: работа в командах, сбор и анализ информации. Творческая подготовка плаката, презентация своих проектов.
Форма урока: урок-квест, длительность – 50-60 минут
Оборудование урока: конституции по количеству участников, государственные символы: флаг, герб, гимн, карточки, конверты с заданиями для команд, бюллетени и ящик для голосования (анализ урока). Необходимо оборудовать 3 кабинета, коридор перед кабинетами (либо отдельный большой кабинет):
- Первый кабинет: рабочий стол Николая I, затемнение, музыка «Коль славен наш Господь», на столе – перо и чернильница, лампа, пергамент, презентация, сюртук императора Николая I, проектор;
- Второй кабинет: Печатная машинка, бюст Сталина, материалы по Конституциям. На стенах: информация о правителях ХХ века, вырезки из газет, плакаты с гербами и флагами России XX века
- Третий кабинет: проектор, видео с обращением Б.Н. Ельцина, конверты с заданиями, тексты Конституции 1993 года, фотографии России 90-х гг.
- Широкий просторный коридор или рекреация. Здесь располагаются штабы команд: 4 стола, карандаши, маркеры и т.д.
Организаторы урока: учитель истории и обществознания, 7 человек учеников-старшеклассников (9-10 класс), которые успешно изучили раздел обществознания «Конституция»
Ход мероприятия:
Этап урока |
Содержание |
Деятельность детей |
Введение в тему урока События в России, которые привели к созданию первой Конституции (7 минут) |
Введение в тему урока. Мотивационный момент: Каждому участнику игры выдают небольшие листки (формата А5) и на каждом написано – свобода, независимость, право на жилище, право на имя, право на жизнь, право на образование. Ведущий задает вопрос: как вы думаете – что обозначает то, что написано на ваших карточках? Дети отвечают, предлагают разные варианты. Ведущий: все верно, это наши права и свободы, которые закреплены в главном документе нашей страны – Конституции. Путь к ней был долгим и непростым. О том - как он начался мы с вами сейчас узнаем… Ученики захотят в затемненный кабинет, тихо играет музыка, в конце кабинета стоит один стол, за столом сидит император Николай I и пишет письмо своему брату Константину, описывая события 14 декабря 1825 года на французском языке. Звучит перевод письма (Приложение 2) и комментарии ведущего – какой вопрос интересовал население XIX века больше всего – получение личной свободы и введение Конституции в Российской империи (Приложение 3 и презентация). Все это случилось практически сто лет спустя. И ваша задача – определить как это произошло? Деление учеников на четыре команды. Им объявляется, что они становятся исследователями-историками, которым необходимо собрать как можно больше информации о 4-х Конституциях России. Они получают конверты с заданиями, на которые необходимо найти ответы и подготовить плакат. После этого участников игры проходят к своим штабам и разрабатывают стратегию (кто оформляет плакат, кто добывает информацию) – идет изучение Конституций разных годов. |
Становятся зрителями происходящего, разбиваются на четыре команды. Одни собирают иллюстрации, вторые – информацию. |
Конституции Советской России (12 минут) |
В кабинетах ученики-старшеклассники представляют конституции Советской России. На стенах – обрывки газет, включено радио с новостями, стоят предметы и атрибуты времени, когда была принята и разработана Конституция. Работают с отрывками текстов Конституций, вырезками из газет, изучают материалы. Готовят презентацию/плакат. Кабинет оформлен соответствующим образом. С командами работают старшеклассники, которые помогают ориентироваться в материалах и выделять главное. Ребята подбирают информацию и оформляют в виде единого плаката. |
Работа в командах по изучению материалов и документов, подготовка итоговой презентации |
Презентация проектов (10 минут) |
Каждая команда представляет свою работу по тем вопросам, которые получили в начале мероприятия. Можно использовать творческие сценки – репортажи о том, что узнали. После чего ведущий сообщает о том, что Конституция 1978 года не стала последней. Впереди был еще один – долгий и сложный путь к Новой Конституции. В 1991 году Советский союз перестал существовать и Россия начала самостоятельную историю. И о главном документе этого времени мы сейчас с вами узнаем. |
Презентация проектов. |
Современная Конституция Россия устремленная в будущее (10 минут) |
На экране – Б.Н. Ельцин. Выступление перед началом пресс-конференции 1993 года. Его первые слова о Конституции. Ведущие комментирует события 1993 года (Приложение 5) Сегодняшний урок мы начинали с определения прав и свобод человека и гражданина и сейчас мы к ним вернемся снова. Помните, какие права и свободы вы видели? Учеников делят на 5 команд, каждой из которых выдают конверт «Права и свободы», а также определяют группу прав, которыми занимается команда: личные, политические, экономические, социальные и культурные. Задача команды – определить какие права относятся к личным, социальным и т.д. Отлично! Вы справились с заданием! Помимо прав и свобод – конституция включает в себя и другие разделы Вручение всем участникам текстов Конституции. Старшеклассники знакомят с содержанием Конституции и с помощью беседы описывают его учащимся 6-7 классов. (Презентация 2). |
Работа в командах, представление итогов одноклассникам. |
Рефлексия Анализ урока (5 минут) |
Анализ урока проходит в два этапа: Первый – ребята становятся участниками референдума и на бюллетенях отмечают наиболее понравившийся материал с урока. Второй – устное обсуждение и заключение урока. |
Анализ занятия, тайное голосование |
Вопросы в конверте:
- Определите – как называлась Россия в 1918 году?
- Название России 1918 и 1985 года очень схожи, а в сокращенном варианте – так совеем одинаковы. Найдите это отличие в названии государства?
- Задания по карточкам в конверте (Приложение 6): определите – как выглядел герб России в 1918, 1936 и 1978 годах?
- Кто руководил Россией в 1918, 1925 и 1978 гг.?
- В какой день в России появилась первая Конституция?
- Почему перестала действовать Конституция 1918 года?
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.