Революция 1917 года: выученный урок
На уроке проходит реконструкция и осмысление революционного процесса в России в период с февраля по октябрь 2017 года. Занятие проводится в формате дискуссии, основные события представляются в виде "Календаря революции".
Материал был представлен на конкурс «100-летие Великой российской революции 1917 года».
Тип учебного занятия: репортаж-обзор с «открытой трибуной».
Цель урока: реконструкция и осмысление революционного процесса в период с февраля по октябрь 1917 года в имперской России.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов обучения:
- осознание социально-нравственного опыта поколения периода социально-политических потрясений в России;
- определение последствий революционных процессов для судеб человека и государства.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность при выполнении проекта и в других видах учебной деятельности;
- создание условий для развития теоретического, критического и творческого мышления учащихся;
- формирование умения слушать и слышать другого, аргументированно излагать свою точку зрения, участвовать в обсуждении проблемы, сотрудничать при решении учебных задач;
- овладение стратегиями предтекстовой, текстовой и послетектовой деятельности;
- освоение форм познавательной и личностной рефлексии.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
- установление причинно-следственных связей, механизмов, этапов, характера революционного процесса в 1917 г.;
- определение роли и места различных социальных, политических групп, политических лидеров в событиях;
- выявление альтернатив исторического развития государства в условиях общенационального кризиса и причин прихода к власти партии большевиков.
Формы учебной деятельности: индивидуальная (на рабочем месте и выступление перед аудиторией), парная работа у доски, работа в проектной группе, фронтальная работа.
Оборудование урока: презентация проектной группы, презентация учителя «Альтернативы исторического развития России в 1917 г.», таблица «Причины революции», составленная учениками на доске, аналитическая карта.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
Осуществляемые действия |
Осуществляемые действия |
|||||
Постановка учебной задачи |
1. В познании любой исторической эпохи никогда не будет поставлена точка. А уж, тем более, в попытках «объяснить» революцию. Новые поколения историков и современников будут открывать для себя свое понимание русской революции 1917 г. Вашему вниманию будет представлен обзор «Календаря революции 1917 года» творческой группой учащихся, в котором дана своя интерпретация революционного процесса. После презентации мы обсудим представленный материл в содержательном и техническом аспектах. Вам также будет представлена возможность выразить свое понимание сущности революционных процессов в формате «свободного микрофона» и «открытой трибуны» без упрощений и «трафаретных» понятий. Речь идет о личностном осмыслении исторического процесса. 2. Постановка проблемного вопроса: «Революционная эпоха остается самой проблемной и драматичной для наших соотечественников в течение 100 лет. Как вы думаете почему?» 3. На основе высказанных суждений предлагает определить учебную задачу, корректирует ее при необходимости: реконструкция и осмысление революционного процесса в период с февраля по октябрь 1917 года в имперской России. |
1. На основе учебного материала параграфов № 9 и 10 (№ 10–домашнее задание с опережением) учащиеся, не входящие в проектную группу, выдвигают свои версии при обсуждении проблемного вопроса:
|
||||
Актуализация знаний. |
1. Перед тем, как начнет работать «свободный микрофон», предлагает выполнить задание двум учащимся: «Сопоставить причины февральских и октябрьских революций» в форме сравнительной таблицы у доски. 2. Организует работу в режиме «свободного микрофона» для обсуждения вопросов: 1) характер и итоги февральских революционных событий. 2) на основе фрагментов текстов документов, представленных в учебном пособии – Декларации Временного правительства и «Апрельских тезисов» – определить цели официальной власти в России и задачи большевистской партии. При этом обращает внимание учащихся на характеристику сценария развития событий 1917 года: февраль – I этап революции, II этап – это «переход власти в руки пролетариата и беднейшего крестьянства» (не партии большевиков). 3. Организует взаимопроверку работающих у доски в выявлении общего и особенного в революционных событиях февраля и октября 1917 года. |
1. Высказывают свои суждения: 1) определяют характер февральской революции (буржуазно-демократическая) и октябрьской – социалистическая или вооруженный переворот? 2) сопоставляют содержание документов параграфа: а) введение гражданских свобод, б) развитие гражданского общества через реформирование института самоуправления и в) подготовка Учредительного собрания для установления формы правления – со стороны Временного правительства; - низложение «правительства капиталистов» для передачи власти трудящемуся классу – со стороны большевиков. 2. Учащиеся, работающие самостоятельно у доски, выносят на обсуждение класса выполненный в форме таблицы сравнительный анализ причин февральских и октябрьских событий (версия учеников):
|
||||
Совместное «открытие нового знания» |
1. Презентация «Календаря революционных событий 1917 года» участниками творческой группы по плану: а) концепция – подход к подаче исторического материала через воспоминания исторических деятелей и граждан; б) способ подачи материала – визуализация революционного процесса, «оживление истории»; в) структура Календаря:
|
1. «Активное слушание» обзора проектной группы, анализ содержания Календаря с фиксированием вопросов в тетрадях. 2. Стадия обсуждения после просмотра презентации в «формате открытого микрофона» – зрители-учащиеся по очереди высказывают свое мнение об объективности авторского варианта отображения революционного процесса. Интеракция также включает вопросы или суждения:
|
||||
Включение нового знания в систему знаний. . |
1. Переход в формат «открытой трибуны» при обсуждении сущности, особенностей революционного процесса в России 1917 г. и «уроков» русской революции.
|
1. Выдвигают свои версии: – сочетание различных типов революции: антивоенная+общедемократическая+аграрная+проле-тарско-бедняцкая. Высказывают свои суждение о сущности революции: об уроках русской революции, революции как социально-политического процесса в целом: 1) представителям власти необходимо своевременно, полно и адекватно разрешать социально-экономические проблемы в стране; 2) участие в международных конфликтах, напрямую не затрагивающих интересы государства и непопулярных среди населения, может создать революционную ситуацию в стране; 3) необходим политический плюрализм, свобода слова для диалога граждан с властью и, наоборот, с целью снятия социального напряжения и предупреждения социального взрыва; 4) всеобщая история не знает вариантов «бескровной» революции – революции во всех странах мира приводили к многочисленным жертвам с обеих сторон; 5) после революционных событий экономика страны будет подорвана; 6) смена власти в стране – это повод для военного вмешательства внешних сил, возникает угроза потери государственности; 7) в результате революционного переворота не обязательно к власти приходят демократические силы; 8) революционные процессы заканчиваются установлением диктатуры победившей политической группы для того, чтобы установить «порядок» в стране; 9) во время революций, когда рушится система власти, некому противостоять криминальным «элементам» – преступникам и т.д. |
||||
2. Организует работу по сопоставлению мнений учащихся с позициями ученых-историков о логике и характере революционного процесса (на слайде): Главные причины революции: 1. Кризис политической системы: слабость режима и отчуждение власти от граждан страны. 2. Развал экономики в связи с участием России в I мировой войне. Центральная проблема революции: Коалиция политических сил, выступавших за демократические реформы Механизм: От стихийности в феврале–марте с минимальным влиянием политических групп – к управлению революционным процессом партией большевиков Альтернативы исторического развития 1) реформы коалиционного правительства; 2) военная диктатура; 3) диктатура большевиков; 4) анархия и распад страны. |
2. Сравнительный анализ, комментарии. Сопоставляют свое видение проблемы с мнением большинства историков (по слайду презентации учителя).
|
|||||
3. Выносит на обсуждение проблемный вопрос: «Почему в России была реализована историческая альтернатива, заданная большевиками? Затем демонстрация слайда: Причины победы левосоциалистических радикальных сил: 1) «паралич власти» Временного правительства в условиях продолжения участия России в войне и общенационального кризиса; 2) отсутствие исторического опыта представительной демократии; 3) поддержка большинством населением лозунгов партии большевиков, меньшевиков и эсеров – земли, свободы и мира; 4) тактика партии большевиков, разработанная и реализованная их политическим лидером; 5) низкая политическая культура населения. |
3. Выдвигают версии причин реализации альтернативы «диктатура пролетариата».
|
|||||
Итог и рефлексия |
1. Предлагает сформулировать главные идеи урока. «Готовы ли мы извлечь уроки из трагического российского опыта? Уяснили ли мы, «что все процессы реакционны, если рушится человек», как сказал Андрей Вознесенский? Думается, будущее покажет. Совместное обсуждение результатов учебной деятельности и ее оценка по алгоритму. |
1. Подводят итоги в формате «свободного микрофона». Заполняют аналитическую карту (см.: Приложение). |
||||
Дом. задание |
1. Объясняет правила написания информ-релиза на основе обзора «Календаря русской революции 1917 г.». 2. Алгоритмизация учебного материала по проблеме: «Главные события гражданской войны» (на фронте и в тылу – по годам) на основе учебного материала п. 10. |