Ретроспективный диспут, посвященный столетию Февральской революции
В ходе диспута учащиеся осознают причины и предпосылки Февральской революции, эпохальность для истории страны этого события, открывшего новые пути развития государства. Подготовка к мероприятию предполагает изучение дополнительной литературы, школьники предварительно делятся на команды, представляющие различные социальные и политические группы.
Материал был представлен на конкурс «100-летие Великой российской революции 1917 года».
Пояснительная записка
1917 год – особый период в истории России. В сравнительно узких хронологических рамках произошли масштабные события, потрясшие, перевернувшие, кардинально изменившие историю нашего государства. Буквально во всех сферах жизни страны в целом и каждого человека в отдельности произошли перемены.
Тем не менее, в рамках существующей концентрической системы преподавания истории в школе, данная тема изучается в 9 и 11 классах, в календарно-тематическом планировании на изучение этих событий отводится всего по одному часу.
Но с 2015 года начался постепенный переход на линейный принцип преподавания истории, теперь тема революционных событий в России будет изучаться в 10 классе. По всей видимости, на изучение этой сложной темы учитель сможет уделить большее количество часов. В соответствии с Рабочей программой под ред. И. Л. Андреева на изучение темы революционных событий 1917 года отводится уже 4 часа. В нашей школе переход на линейный принцип преподавания истории произошел в 2015-2016 учебном году, в 6 классе началось обучение истории по УМК под ред. И. Л. Андреева (издательство «Дрофа»), поэтому обучающиеся тему «Великой Российской революции» будут изучать более подробно только в 2019-2020 учебном году.
С точки зрения масштабности, динамичности событий, тема революции является наиболее сложной для изучения. Поэтому важно, что в рамках ретроспективного диспута у обучающихся появляется возможность увидеть причины, ход, итоги революции глазами современников. Подготовка к диспуту предполагает изучение учащимися дополнительной литературы о тех событиях, это будет способствовать углублению знаний по теме.
Целью внеклассного мероприятия «Ретроспективный диспут, посвященный столетию Февральской революции» является осознание учащимися причин, предпосылок Февральской революции, понимание эпохальности данного исторического события, открывшихся альтернатив общественно-политического развития России.
Задачи:
Образовательные:
- Расширение знаний по истории Февральской революции;
- Анализ причин Февральской революции с точки зрения различных социальных слоев и политических сил России;
- Определение возможных путей общественно-политического развития России после свержения монархии.
Развивающие:
- Развитие критического мышления и познавательного интереса учащихся, формирование умения выделять главное, давать оценку историческим событиям, устанавливать причинно-следственные связи;
- Развитие умений рассуждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- Способствовать активизации мыслительной деятельности школьников;
Воспитательные:
- Воспитание уважительного отношения к истории своей страны;
- Воспитание культуры спора, развитие доверительных отношений, взаимопонимания, уважения друг к другу.
Форма: Ретроспективный диспут
Участники диспута: учащиеся 9 и 11 классов в количестве 6 человек от каждой команды (4 человека - участники, 2 человека - группа поддержки)
Подготовительный этап
Команды во время диспута будут представлять интересы различных социальных группы или политических сил России той эпохи.
1 группа: крестьянство
2 группа: рабочий класс
3 группа: национальные меньшинства
4 группа: военные генералы
- Михаи́л Васи́льевич Алексе́ев
- Никола́й Влади́мирович Ру́зский
- Фёдор Артурович Келлер
- Гусейн Хан Нахичеванский
5 группа: Николай II и его сторонники
- Александр Александрович Римский-Корсаков
- Николай Алексеевич Маклаков
- Нестор Тиханович-Савицкий
6 группа: депутаты IV Государственной Думы – Гимназия № 3.
- Александр Иванович Гучков
- Александр Федорович Керенский
- Михаил Владимирович Родзянко
- Василий Витальевич Шульгин
Данные группы будут отстаивать свои интересы, подбирать аргументы и контраргументы во время обсуждения причин Февральской революции. Для этого необходимо владеть информацией о своей социальной группе по плану:
- Годовой доход в сравнении с ценами того времени в России;
- Количественные показатели численности своей группы в соответствии с переписью 1897 года;
- Социальное положение и образ жизни;
- Отношение к абсолютной монархии, к Первой мировой войне.
- Отношение к февральским революционным событиям, какую роль сыграли (обратите внимание на то, что среди депутатов и военных генералов предложенные персоналии имеют противоположные взгляды в отношении революционных событий).
В процессе диспута получится так, что в отношении смены государственного строя будет две точки зрения: одна - «ЗА», другая - «ПРОТИВ».
«ЗА» |
«ПРОТИВ» |
Военные генералы: Михаи́л Васи́льевич Алексе́ев Никола́й Влади́мирович Ру́зский Депутаты IV Государственной Думы: Александр Иванович Гучков Александр Федорович Керенский Михаил Владимирович Родзянко Крестьянство Рабочий класс Национальные меньшинства |
Военные генералы: Фёдор Артурович Келлер Гусейн Хан Нахичеванский Депутат IV Государственной Думы Василий Витальевич Шульгин Николай II и его сторонники – Александр АлександровичРимский-Корсаков Николай Алексеевич Маклаков Нестор Тиханович-Савицкий
|
Каждая команда с точки зрения своей социальной группы должна будет аргументировано раскрыть свое отношение к революционным событиям и высказать причину или причины, по которым поддержали изменение государственного строя. В свою очередь, противники этого должны подобрать контраргументы в защиту существующего государственного строя.
Регламент выступления по каждой причине - не более 2-х минут.
Ход мероприятия
1. Приветственное слово учителя
Здравствуйте, дорогие ребята, мы с вами здесь сегодня собрались, чтобы обсудить важнейшее событие в отечественной политической истории - Февральскую революцию 1917 года. Очень многое в ней представляется спорным и непонятным до сих пор. Поэтому, дискуссии вокруг этих событий не прекращаются. Мы с вами сегодня, участвуя в дискуссии, постараемся понять причины, приведшие к событиям Февраля 1917 года; установить открывшиеся альтернативы общественно-политического развития России.
А сейчас восстановим в памяти хронологию революционных событий февраля 1917 года.
2. Этап погружения в ретроспективу
(фоновая музыка «Время идет» Георгий Свиридов.)
Проживание революционных событий (Учитель называет событие и по ходу воспоминаний отрывает листок календаря).
18 февраля на Путиловском заводе забастовали рабочие, которые потребовали повышения зарплаты на 50 %.
20 февраля Администрация завода была согласна повысить зарплату на 20 % при условии «немедленно приступить к работе». Делегаты рабочих просили согласия администрации приступить к работе со следующего дня.
21 февраля Администрация не согласилась и закрыла лафетно-штамповочную «мастерскую». В поддержку бастовавших начали останавливать работу и другие цеха.
22 февраля администрация завода издала приказ об увольнении всех рабочих лафетно-штамповочной «мастерской» и закрытии завода на неопределённый срок. В результате 36 тыс. рабочих Путиловского завода оказались в условиях войны без работы и без брони от фронта.
Николай II уезжает из Петрограда в Могилев в Ставку Верховного Главнокомандующего российской армией в Первой мировой войне.
23 февраля Начало революционных демонстраций в Петрограде, колонну демонстрантов возглавили женщины, требовавшие хлеба и возвращения мужчин с фронта.
25 февраля Николай II из Ставки в Могилеве отправил командующему Петроградским военным округом телеграмму: "Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки!"
26 февраля Николай II на два месяца распустил Государственную думу, члены Госдумы приняли решение не подчиняться указу царя о роспуске и организовали Временный исполнительный комитет Государственной Думы.
26 февраля восстали солдаты четвертой роты Павловского полка, возмущенные решением использовать их для подавления демонстраций. Примеру павловцев последовали другие полки. Начался массовый переход солдат на сторону рабочих.
27 февраля в Петрограде началось вооружённое восстание. К вечеру бунтовал уже весь петроградский гарнизон. Оружие бесконтрольно распределялось среди демонстрантов, восставшие захватили арсенал, вокзалы, важнейшие правительственные учреждения.
Вечером этого же дня был создан Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов из меньшевиков и эсеров.
28 февраля Николай II выехал из Ставки в Царское Село
1 марта Образование Временного правительства. Установление двоевластия
2 марта Отречение Николая II от престола в пользу своего брата Михаила
3 марта Михаил отрекся от престола, монархия в России пала.
4 марта Дорогие ребята, приветствую вас здесь, в зале Таврического дворца, где в правом крыле заседало Временное правительство, а в левом - Петросовет (Учитель отрывает настенный календарь, на нем дата: 4 марта 1917 год) предлагаю вам представить, что мы с вами находимся в революционном Петрограде 4 марта 1917 года, революция уже свершилась, монархия пала. Вы представляете разные силы того времени: тех кто был движущей силой революции и тех, кто был ее противником.
И мы с вами должны ответить на очень важный вопрос: ПОЧЕМУ это произошло с нашей страной?
3. Основная часть
Перед вами причины и поводы к Февральской революции, разместим в левую сторону те факты, которые были поводом, а в правую – причины революции.
Начавшиеся во второй половине февраля 1917 г. перебои с хлебом в Петрограде |
Начавшаяся 18 февраля 1917 г. забастовка рабочих на Путиловском заводе в Петрограде с требованием повышения заработной платы; |
Нерешенность аграрно-крестьянского вопроса: господство помещичьего землевладения, малоземелье и безземелье крестьян. |
23 февраля 1917 г. — стихийные демонстрации работниц, приуроченные к Международному женскому дню, с требованиями решения продовольственных проблем, прекращения войны и возвращения их мужей с фронта. |
Нерешенный рабочий вопрос: тяжелое положение рабочих, низкая заработная плата, отсутствие рабочего законодательства. |
Национальный вопрос, русификаторская политика властей. |
Падение авторитета императорской власти, незавершенность политических реформ, консерватизм Николая II. |
Дестабилизирующее влияние войны на все стороны жизни общества. |
(Учитель оставляет на доске причины. Регламент: на защиту своей точки зрения по каждой причине социальной группе отводится не более 2-х минут.)
Причины Февральской революции:
- Нерешенный рабочий вопрос: тяжелое положение рабочих, низкая заработная плата.
- Нерешенность аграрно-крестьянского вопроса: господство помещичьего землевладения, малоземелье и безземелье крестьян.
- Падение авторитета императорской власти, незавершенность политических реформ, консерватизм Николая II.
- Дестабилизирующее влияние войны на все стороны жизни общества.
- Национальный вопрос, русификаторская политика властей.
Итак, мы с вами выяснили причины произошедшей революции, давайте разбираться по порядку: так ли уж серьезны и неразрешимы были эти причины.
(Ход дискуссии предугадать невозможно, поэтому здесь важна роль учителя, который в процессе мероприятия может задавать дополнительные вопросы, помогать, если возникнут затруднения у учащихся и направлять дискуссию в нужное русло.)
Так как это, все-таки, дискуссии, то после озвучивания аргументов и контраргументов по каждой причине, группы учащихся могут поспорить и задать друг другу дополнительные вопросы.
I. |
Начнем с первой, обращаюсь к рабочему классу, докажите, что ваше социальное положение было действительно тяжелым, каковы ваши основные претензии к действующей власти? |
|
Аргументы рабочего класса: |
Контраргументы Николая II и его сторонников |
|
Мы подвергаемся жестокой эксплуатации со стороны владельцев заводов, на которых работаем, положение наше почти рабское: рабочий день длится по 10-12 часов, а зарплаты нищенские, да и те наполовину «съедают» бесчисленные штрафы. За любую попытку защитить свои права нам грозят увольнением, в этом случае мы будем отправлены на фронт, а наши семьи останутся вовсе без средств к существованию. А между тем цены на продукты растут, да и сами продукты выдаются по карточкам, наши семьи оказались на грани голода. Мы требуем сокращения рабочего дня до 8 часов, повышения заработной платы, возможности самостоятельно защищать свои права, распределение продуктов между рабочими должно быть в ведение рабочих организаций. |
Я могу сказать, что Россия не выдержала испытание достатком. Уровень социальных претензий растет вместе с уровнем благосостояния общества, а не наоборот, ведь при тяжелых условиях жизни народ пассивен и подавлен. Основная цель существования — найти себе пропитание и выжить. Ни энергии, ни желания «вершить судьбы мира» у таких людей не возникает. Рабочий класс в России далеко не бедствовал. Если сравнивать со средними зарплатами американских и европейских рабочих, учитывать низкие российские цены на продукты питания, заработки российских рабочих были одними из самых высоких в мире. К 1917 году средняя месячная з\п рабочего составляла 75 рублей, в то время как фунт черного хлеба стоил 5 копеек, говядины - 40 коп, слив. масла – 50 коп. Таким образом, в 1914 году вы тратили 44% з/п на продукты питания, в 1915 – 42%, а в 1916 – всего 25%. В январе 1917-го средний рабочий день по Петроградской губернии составлял 10,1 часа, примерно столько же работали рабочие европейских заводов, но число выходных и праздников составляло 100-110 дней, в Европе всего около 50 дней. И, наконец, к 1913 году лишь 30,4% наших рабочих жили на съемных квартирах. Остальные 69,6% имели бесплатное жилое помещение, предоставленное владельцами заводов и фабрик. Так что все не так плохо, как вам кажется. |
|
II. |
Переходим к обсуждению второй причины, слово крестьянам, в чем заключалось ваше бедственное положение и каковы ваши требования? |
|
Аргументы крестьянства |
Контраргументы Николая II и его сторонников |
|
Наше сословие составляет 77% от общего числа населения Российской империи. И главная наша проблема – малоземелье, вот уже несколько лет средний надел земли – 2 десятины, урожаи самые низкие в Европе из-за отсутствия сельскохозяйственной техники, даже лошади не у всех есть. Мы вообще считаем, что земля не должна принадлежать никому, это не предмет собственности, это «Божий дар». |
Наша страна – первая в мире по объему продажи сельскохозяйственной продукции. Мы понимаем, что это заслуга в первую очередь крестьян-труженников. Мы уважаем ваш труд и стараемся его облегчить. Поэтому объем ежегодных покупок сельхозтехники увеличился в 2-3 раза по сравнению с 1905 годом. Благодаря вашему труду производство зерна в нашей стране превышало на треть объемов производства США, Канады, Аргентины вместе взятых! А масла в Англию вывозилось на сумму, превышающую в 2 раза стоимость добытого за год золота в Сибири. В 1916 году избыток хлеба составил 1 млрд. пудов. Мы понимаем вашу давнюю проблему – малоземелье, но решить ее так, как вы об этом мечтаете – при помощи черного передела, невозможно. Сегодня эта проблема обострилась, так как за последние 40 лет численность крестьянского населения увеличилось на 65%, недостаток земли поэтому стал более ощутимым. Проблему могла бы решить переселенческая политика, начатая еще при Столыпине. Таким образом, 30% крестьян надо переселять за Урал. Там возможностей ничуть не меньше, чем в европейской части России. Государство помогает при переселении, например, выделяет переселенческие ссуды Но вы со своей общинной психологией не хотите никуда переселяться, а теперь жалуетесь на малоземелье. |
|
III. |
«Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. А в феврале 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?» Вопрос по поводу третьей причины мы зададим силам, которые активно выступали за буржуазные реформы и отставку императора, представители IV Государственной Думы, вам слово. |
|
Депутаты отвечают: |
Сторонники императора, вам есть что ответить на эти обвинения? |
|
Страна стремительно менялась, а Николай Александрович был убежденным консерватором, как и его отец. Например, для решения рабочего вопроса требовался союз с буржуазией, однако последний означал определенные уступки обществу, расширение самоуправления, подрыв самодержавных принципов, на что Николай II идти не желал. Не лучше обстояли дела в деревне: крестьяне по-прежнему продолжали требовать землю, но царь не желал «обижать» помещиков. Ни один вопрос, поднятый еще во время Первой революции так и не был решен. Частая смена членов правительства не добавляла порядка в стране, возникло ощущение, что царь перестал контролировать ситуацию. Помимо всего прочего, император окружил себя сомнительными людьми, один Григорий Распутин чего стоил. |
Почему я не захотел ограничить свою власть? Потому что самодержавная власть не только необходима России, она не только есть залог внутреннего спокойствия, но и существенное условие национального единства и политического могущества государства. Неограниченная монархия - не зависит ни от каких политических сил... Прочие формы госправления вынуждены искать компромиссные решения, и часто не в пользу населения страны. Нам же многое удалось сделать: в России были самые низкие налоги – в 4 раза меньше, чем в Германии и Франции, в 9 раз меньше, чем в Великобритании. В период между 1890 и 1913 гг. русская промышленность увеличила свою производительность в четыре раза. Трудовое законодательство Царской России было самым прогрессивным в мире (по тем временам). За 25 лет моего Царствования население России увеличилось на 50 миллионов человек (прибыль 2 млн. человек в год). Вырос уровень жизни, развивались новые технологии. По результатам переписи населения 1896 года выяснилось, что грамотность составляла лишь 21%. Уже в 1913 году средняя грамотность среди призывников составляла 73% мы построили и открыли рекордное количество храмов и монастырей, их число увеличилось в 2 раза! Создавали патриотические общественные организации, вели просветительскую работу. Однако народ, вопреки нашим усилиям, уверовал в «слепой» прогресс без чести, веры, совести и нравственности. Вы захотели еще большего, да притом любой ценой, даже ценой государственной измены. Скажите, мне, неверные генералы Рузский и Алексеев, почему вы предали меня? А ведь когда-то вы приносили присягу перед Евангелием верно и нелицемерно служить мне, и во всем повиноваться не щадя живота своего до последней капли крови? Если бы не ваше предательство, Берлин был бы взят не в 1945 году, а в 1917-м. |
|
Отвечают генералы, поддержавшие отречение Николая II |
|
|
IV. |
Одной из важнейших причин революции – была Первая мировая война и не совсем успешное участие в ней России. Иногда «маленькая победоносная война» может отвлечь внимание народа от внутренних проблем страны, но эта война все эти проблемы обострила и привела к общенациональному кризису. Давайте спросим у граждан Российской империи, почему война стала одной из причин Февральской революции |
|
Аргументы противников войны: |
Контраргументы сторонников участия России в Первой мировой воны |
|
Потому что Россия меньше всего была заинтересована в этой войне – у нас не было острой нехватки ресурсов, как у Германии, на территории России никто не посягал. Однако, она была вынуждена участвовать в этой войне в силу союзнических обязательств и бездарной дипломатии Николая II, которого убедили вступить в войну его английские родственники. В итоге, война, проводимая преимущественно в интересах других стран, имела для России катастрофические последствия. Гибли люди, исчезли продукты первой необходимости, упал авторитет царя, появилось большое количество вооруженных людей, которые отучились работать и научились воевать, подождите, эти люди еще повергнут Россию в Гражданскую войну. |
Россия состояла в одном из двух мощнейших военных блоков – Антанте, мы были обязаны оказать союзникам в случае военного конфликта помощь. А русские свои обещания выполняют. Это во-первых. Во-вторых, Россия должна была встать на защиту своих братьев славян, именно так мы поступали, когда государствам Балканского полуострова грозила опасность. Отступить, значит струсить. Мы защищали Сербию. В-третьих, да, нам действительно, не нужны были новые территории и ресурсы, но если бы мы не приняли участие в этой войне, то потеряли бы влияние на Балканском полуострове и в Черноморских проливах Босфор и Дарданеллы. И, наконец, в-четвертых, да, в самом начале войны нам было действительно было трудно, может не хватало вооружения, хорошо обученных солдат, но если бы нас не предавали союзники, не поддерживающие наше наступление на Восточном фронте, война могла бы уже закончиться нашей победой. Мы сделали выводы из наших стратегических ошибок, перестроили экономику на военный лад, полностью обеспечивали фронт легким вооружением, даже экспортировали его. Я вам больше скажу, темпы экономического роста в России не только не упали, но даже возросли. В конце 1916 года вооруженные силы Российской империи имели перевес в живой силе, на весну 1917 года планировалось наступление по все фронтам. Но… на Восточном фронте из-за антивоенной агитации со стороны революционных партий и популистской политики либералов, русская армия разлагалась и теряла боеспособность. С такими солдатами и генералами предателями войну не выиграть. Измена в условиях войны… Что может быть хуже? И, наконец, я знаю, кому хотелось, чтобы Россия не выиграла эту войну: полковник Хаус, "серый кардинал" президента США Вильсона, говорил: "Если Антанта победит в Первой мировой войне, главной державой мира будет Россия. А нам победа России не нужна". |
|
V |
И наконец, последняя причина революции – русификаторская политика императора привела росту националистических и антироссийских настроений в обществе. Чем же вас не устроила политика Николая II? (вопрос к национальным меньшинствам) |
|
У нас были разные права, если ты не русский, то прав у тебя было меньше (политических, гражданских, религиозных). В наших землях насаждался русский язык, преподавание в школах на родном языке запрещалось, нас не устраивало насильственное насаждение православия. Крестьяне Казахстана, Средней Азии, Закавказья не желали русской колонизации и распределения земель среди своих. Польша и Финляндия желали быть автономиями. Антисемитизм процветал в начале XX века: выселение евреев в черту оседлости более жесткие ограничения численности евреев в учебных заведениях меры по вытеснению евреев из хлебной промышленности, запрещение евреям быть директорами крупных предприятий, связанных с недвижимым имуществом |
Одним из важнейших условий существования нашей многонациональной страны – единство. Да, мы очень разные, но должно быть что-то очень важное, что нас могло объединить, это язык и вера. Не все местные языки были приспособлены для преподавания (особенно в высших учебных заведениях) — в них отсутствовала соответствующая научная терминология. Но тем не мене, мы пошли на уступки. В 1905г. – Комитет министров вводит послабления по вопросу польского языка (в отношении духовного книгопечатания и ведения службы. Разрешено преподавание ряда предметов на польском. В 1906 - полякам разрешено покупать землю у поляков. В 1907 году евреям разрешается проживать на внутренних территориях. Традиционные уклады и нормы жизни малых народов не искоренялись (или менялись незначительно). Русские перенимали опыт инородцев, те, в свою очередь, многому учились у русских. Шел процесс взаимообогащения. Центр больше вкладывал в окраины, чем получал от них, то есть Россия не выкачивала из «окраин» ресурсы, не делала их рынками сбыта; Причина присоединения новых земель – не экономическая, но политическая, стратегическая, геополитическая; Мы не собирались поголовно русифицировать все национальные окраины, а хотели лишь укрепить административно-территориальную целостность государства. Другое дело, что эта политика не везде и не всегда проводилась аккуратно. Преимущества для народов, вошедших в состав империи: физическое выживание, социально-экономическое развитие, так, строительство железных дорог в Средней Азии привело к образованию большого количества промышленных центров и крупных городов; Вообще, Россия выполняет цивилизаторскую миссию и несет туземным народам передовую культуру, образование и науку. Другое дело, как сами местные народы к этому относились И, наконец, перепись 1897 года показала, что при общей численности населения страны в 125 миллионов человек, только 55 миллионов были русскими. Для любой империи (особенно территориально интегрированной, как Россия) такое положение, когда основной этнос оказывается в меньшинстве, очень опасно и чревато подрывом ее внутренней устойчивости. |
4. Подведение итогов
Спасибо, уважаемые участники за содержательную дискуссию. Мы, конечно, не сможем с вами сегодня определить кто прав, кто виноват в произошедших событиях, думаю, сделать это вообще невозможно, потому что у каждого своя правда. Мы с вами просто сегодня постарались посмотреть на произошедшие события с разных точек зрения, для истории это важно.
В завершении нашей дискуссии я попрошу вас ответить на три проблемных вопроса. Сделает это и суд историков, который в процессе нашей дискуссии следил за всем происходящим. Отвечать необязательно с точки зрения своей социальной группы, можете выйти из образа. Три минуты на подготовку ответов.
Проблемные вопросы:
- Что несёт с собой революция? (зло и насилие, или очищение и перспективу нового развития)
- Какие перспективы политического устройства открывались у России после свержения монархии?
- Можно ли было избежать Октябрьского переворота? Объясните свой ответ.
По истечении трех минут учащиеся отвечают на поставленные вопросы, присутствующие в зале гости могут тоже ответить на них.
Предполагаемые ответы, к которым могут прийти участники диспута:
- Революция является как злом и насилием, так и следующими следом очищением и перспективой нового развития.
- Конституционная монархия - в случае ее реставрации;
Парламентская республика;
Социалистическая республика;
Военная диктатура и т. д. - Избежать вряд ли, так не было в России тогда единой политической позиции и согласия, только разброд и шатание в умах и делах главных политических сил.