разработка метапредметного образовательного события "Благо творить - это здорово!"
Проведенное мероприятие – мастер-класс для учителей-предметников и классных руководителей.
Выбирая именно такую форму – метапредметное образовательное событие с участием родителей, я хотела поразить ряд целей:
- привлечь внимание детей и взрослых к теме благотворительности,
- познакомить участников события с благотворительными организациями местного уровня,
- подсказать направления и способы благотворительной деятельности,
- показать коллегам варианты возможной работы по данному направлению на разных уроках в условиях малокомплектной школы,
- повторить алгоритмы решения отдельных учебных задач,
- дать возможность родителям оценить деятельность собственных детей,
- способствовать проявлению творческих способностей детей.
Возраст детей – 8-9 лет. До этого вопрос о благотворительности не рассматривался.
Событие интегрировано из четырех предметных модулей. Каждый модуль призван решить предметные задачи и в то же время поработать на общую идею мероприятия. Между модулями предусмотрены динамические музыкальные паузы. Оценивание отметками не предусмотрено. Возможно поощрение удачных ответов (четких, развернутых, аргументированных) участников жетонами-смайликами.
Модуль «Русский язык».
Цель: актуализация знаний, уточнение понятия «благотворительность»
Предметные задачи: закрепить умение анализировать лексическое значение и состав слова, развивать умение составлять распространенное предложение, работать с толковым словарем, подбирать однокоренные слова и синонимы.
В модуль включены игровые моменты, цель которых – снять возможное напряжение, вызванное присутствием посторонних, вызвать интерес к работе над заданиями. Промежуточная рефлексия также проведена в форме игры с целью предупреждения утомления. Вопросы подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей.
Заключительное задание модуля – моделирование портрета благотворителя – обеспечивает плавный переход к следующему этапу мероприятия и дает материал для самого сложного задания математического модуля.
Модуль «Математика»
Цели: знакомство с вариантами оказания благотворительной помощи, разрушение мифа о том, что благотворительность – занятие обеспеченных людей.
Предметные задачи: закрепить умение решать задачи разных видов, выполнять сложение и вычитание в пределах сотни, развивать умение придумывать задачи с предложенными данными, работать с информацией, представленной в виде таблицы, обрабатывать полученную информацию и представлять ее в виде таблицы и диаграммы.
Задания, подобранные с учетом индивидуальных способностей детей, нацелены на создание ситуации успеха. При этом каждое из них несет в себе информацию о способах оказания благотворительной помощи.
Модуль «Литературное чтение»
Цели: определение вектора благотворительной помощи, развитие коммуникативных навыков, моделирование ситуации успеха.
Предметные задачи: расширять кругозор, развивать умения: определять тему и главную мысль произведения, анализировать смысл пословиц, составлять рассказ на заданную тему и аннотацию к произведению, выразительно читать стихотворение.
На данном этапе обучающиеся представляли творческие домашние задания, также распределенные с учетом их индивидуальных особенностей. Кто-то выполнял задание самостоятельно, кто-то с помощью взрослых.
Модуль «Окружающий мир»
Цели: эмоциональное воздействие, обобщение информации о благотворительности и способах ее проявления, выдвижение идей для практической деятельности.
Предметные задачи: способствовать формированию представления о благотворительности как способе взаимодействия людей в обществе, развивать коммуникативные навыки и творческие способности, развивать умения: работать с таблицей, планировать свои действия, оценивать их.
Заключительный этап выполняет роль рефлексии. При этом стоит учесть, что рефлексировать будут все группы участников, поэтому производится перегруппировка сил и объединение в команды: дети, родители, педагоги. Для работы детям предлагается таблица, в которой содержится подсказка: на что следует обратить внимание. Взрослые начинают работу с чистыми листами.
Сценарий образовательного события «Благо творить – это здорово!»
План мероприятия
- Приветствие, вступительное слово учителя
- Модуль «Русский язык»
- Промежуточная рефлексия
- Модуль «Математика»
- Промежуточная рефлексия
- Модуль «Литературное чтение»
- Промежуточная рефлексия
- Модуль «Окружающий мир»
- Итоговая рефлексия (мозговой штурм)
- Заключительная часть
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация, аудиозапись песни «Дорогою добра» (Ю.Энтин, М.Минков), конструктор «Лего» с крупными деталями, 4 конверта с ключами, сундучок, закрытый на навесной замочек, ручки, цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги, листовки и буклеты с информацией о местных благотворительных организациях, карточки с заданиями по русскому языку, математике и литературному чтению (см. Приложения), толковый словарь, мяч.
(Звучит запись песни «Дорогою добра» (1 куплет и припев). Под музыку дети и взрослые входят и рассаживаются по местам.)
– Добрый день, уважаемые гости! 28 ноября Россия второй раз примет участие в международном дне добрых дел, который в нашей стране получил название «Щедрый вторник». В ожидании этого события мы с вами начинаем свое путешествие по удивительной дороге добра.
– Для того, чтобы озвучить тему нашего события, нужно открыть волшебный сундучок. Ключ от него лежит в конверте, на котором написан синоним к слову добро. (Дети делают выбор между словами «благо», «о добре», «доброта», «зло», аргументируют ответ)
– Как и кому можно дарить благо? Для кого можно благо сотворить? Попробуем ответить на эти вопросы. (Демонстрируется слайд 1 презентации)
– Откроем замок на сундучке и составим из частей слово (части слова наклеены на крупные детали лего).
(Дети коллективно составляют слово «благотворительность». Демонстрируется слайд 2 презентации)
– Как вы понимаете это слово? Предположите, как оно появилось? Аргументируйте свою гипотезу. (вариант ответа: Слово образовалось от выражения «творить благо». Мы можем это доказать, выделив два корня)
– Уточним лексическое значение слова. К какому помощнику нужно обратиться? (Один ученик ищет значение слова в толковом словаре).
– Остальным предлагаю выполнить задание по своему выбору: подобрать однокоренные слова, подобрать синонимы, составить распространенное предложение со словом благотворительность.
(Задания записаны на карточках. Дети возвращаются к родителям и выполняют задание, затем каждый представляет результаты своей работы.)
– Вы хорошо справились с заданиями и поразили родных своими умениями. Что показал каждый из вас? (умение подбирать однокоренные слова, синонимы, составлять распространенное предложение) На каком уроке вы сможете применить эти умения? ( На уроке русского языка).
– Давайте немного поиграем, чтобы отдохнуть. Но игра будет не простая. Встаньте в круг, внимательно слушайте мои вопросы, ловите мяч и отвечайте.
(Бросая мяч, учитель задает вопросы:
Что такое благо?
От каких слов образовано слово «благотворительность»?
Назови синоним к этому слову.
Назови однокоренное слово.
Кто такой благотворитель?)
– Задание для взрослых: вспомните имена людей, оказывающих благотворительную помощь на уровне нашего села, Гайского городского округа. (Малюшин Е.Н., Соловьева С.И., Соловьева Р.К., Усерова Р.Ж., Аяпбергенов Н.Х., Сынбулатов Ш.Ф., Кобелев С.Н. и др.)
– Как вы думаете, каким должен быть благотворитель? (варианты ответов семейные команды и присутствующие учителя записывают на отдельных листах и сдают)
– Многие люди думают, что благотворительностью могут заниматься только очень богатые люди. Вы согласны с этим? (ответы детей и взрослых)
– Давайте пойдем дальше по нашей дороге и произведем вычисления, которые помогут поддержать или опровергнуть наши предположения. Прошу ребят сесть за парты, начинаем урок математики.
(Звучит запись песни «Дорогою добра» (2 куплет и припев). Под музыку дети рассаживаются по местам. Демонстрируется слайд 3)
– Сейчас вам предстоит работа с задачами. Кому-то достанется текстовая задача, кому-то – информация в форме таблицы, кому-то придется составлять текст задачи самостоятельно. После самостоятельной работы вам нужно будет представить ее результаты.
(Дети выполняют индивидуальные задания на карточках (Приложение 1) и представляют результаты своей работы.
Перед выступлением ученика, которому досталось задание 3, спросить у мамы, не обременительна ли предложенная сумма для семейного бюджета?
Ученик, выполняющий задание 5, подсчитывает результаты анкетирования и вносит данные в заранее подготовленный слайд 4 с диаграммой. Слайд демонстрируется после выступления остальных участников)
– Попробуйте теперь ответить на вопрос: «Каким должен быть благотворитель»? Можно ли заниматься благотворительностью, не затрачивая большие средства?
– О каких способах оказания благотворительной помощи и благотворительных организациях вы узнали?
– И работников Гайского Благотворительного фонда помощи бездомным животным «Виктория», и наших местных предпринимателей, и депутата Законодательного собрания Малюшина Е.Н. объединяют широта души, доброта и желание помочь тем, кто в этом нуждается.
– А кто может нуждаться в помощи? (Демонстрируется слайд 5)
– Давайте пойдем дальше по нашей чудесной дороге и попробуем отыскать ответ на этот вопрос. Прошу ребят поискать спрятанные в кабинете цветные карточки с буквами и составить из них слово, которое подскажет, где мы сможем найти ответ на этот вопрос.
(Звучит запись песни «Дорогою добра» (3 куплет и припев), дети ищут карточки с буквами и составляют из них слово «книги»)
– Итак, где мы будем искать ответ на поставленный вопрос? (В книгах)
– Значит, сейчас мы начинаем урок… (литературного чтения)
– Для того, чтобы настроиться на работу, предлагаю послушать стихотворение А.Дементьева в исполнении Алены. (Ученица читает стихотворение из приложения 2)
– Изучение литературного чтения мы начали с раздела «Устное народное творчество». Какие жанры устного народного творчества вы помните?
– Сейчас Вова представит нам подборку пословиц о доброте. (Ученик представляет творческое домашнее задание. Подборка пословиц – в приложении 3)
– Айдар подобрал книги о добрых поступках и заботе о слабых. Послушаем его. (Ученик представляет творческое домашнее задание. Подборка книг с краткими аннотациями – в приложении 4)
– Варя прочитала интересную повесть и подготовила по ней буктрейлер. Давайте посмотрим. (Ученица представляет буктрейлер по книге М.Самарского «Радуга для друга» – слайд 6)
– Рома подготовил рассказ на тему «Мой добрый поступок». (Ученик рассказывает о спасении раненого жаворонка и его жизни в доме)
– Я благодарю всех ребят за подготовку творческих заданий. Теперь мы можем ответить на вопрос: «Кому нужно помогать?» (После ответов демонстрируется слайд 6)
– Ребята вы помните, как Рома смог определить, к какому виду относится найденная его братом раненая птица? (Ему помог атлас-определитель «От земли до неба» А.А. Плешакова) На каком уроке мы пользуемся им? (На уроке окружающего мира) Откройте содержание учебника и выберите разделы, в которых можно было бы поговорить о благотворительности. (Общество. Мы и наше здоровье. Наша безопасность)
– Нам осталось найти ответ на последний вопрос (Демонстрируется слайд 7). Для этого придется провести перегруппировку сил и небольшую перестановку мебели. Сейчас мы образуем три команды: дети, родители и педагоги. Все команды получат одинаковые вводные данные и задания. А уж как они с ними справятся – посмотрим!
(Звучит концовка песни «Дорогою добра». В это время передвигают парты, образуя три группы, участники занимают новые места)
– Итак, команды готовы. Первое задание для вас – внимательно слушать и смотреть. Информация, которую вы сейчас получите, поможет вам выполнить основное задание.
– Я подготовила небольшую подборку материалов о том, как оказывают благотворительную помощь в нашей местности.
(Слайд 8)
Первый способ оказания благотворительной помощи – перечисление средств. Вспомните задачу, которую решал Вова. Он приобрел набор продуктов, не очень полезных для здоровья. А ведь можно эти деньги передать тем, кто в них нуждается. Для семьи это не слишком обременительно, а понимание того, что ты совершил доброе дело, принесет больше радости, чем съеденные мороженное или чипсы. Перечисление средств можно совершать при помощи смс, банковским переводом на специальный счет, а можно положить наличность в урны, которые располагают в общественных местах благотворительные организации. На фото мы видим, как Варина бабушка попала в кадр журналиста сайта «В Гае.ру». Попросим Нинель Сидоровну прокомментировать это фото. (Бабушка рассказывает, как увидела выступление группы «Солдатские сердца», прочитала, что идет сбор средств для семей солдат, погибших во время исполнения служебных обязанностей, и внесла пожертвование)
– Кому-нибудь доводилось использовать такой способ оказания помощи?
Второй способ оказания благотворительной помощи – работа волонтеров. Они могут выполнять любую работу – от сбора средств на благотворительные цели (в таком случае у них должны быть соответствующие документы, подтверждающие их статус) до участия в субботниках. К примеру, в Гайском приюте для бездомных животных «Новая жизнь» требуются волонтеры для того, чтобы выгуливать собак, живущих в вольерах.
– Вы узнали себя на нижнем фото? Как мы помогали бабушке Зине?
(Слайд 9)
Третий способ оказания помощи – сбор необходимых продуктов или вещей. Такой способ часто используют, когда собирают гуманитарную помощь для пострадавших от стихийных бедствий или военных действий.
Четвертый способ – бесплатное оказание услуг. Вспомните, кто и кому оказывал бесплатные услуги в нашем селе? (Расчистка дорог в зимнее время, предоставление транспорта для вывоза мусора во время субботников, подготовка постамента для установки на территории школы обелиска)
(Слайд 10)
Пятый способ благотворительной помощи – распространение информации. Можно раздавать людям информационные листовки или буклеты, можно ставить «лайки» в социальных сетях. Главное – оповестить как можно большее количество людей о предстоящем событии или о проблеме, требующей помощи.
– Наше мероприятие тоже можно считать распространением информации. Но, чтобы вы могли поделиться ей, предлагаю вашему вниманию листовки гайского Благотворительного фонда «Виктория» и буклеты с информацией об Орском Благотворительном фонде помощи инвалидам «Желание».
(Слайд 11)
Шестой способ оказания благотворительной помощи – организация благотворительных мероприятий. На представленных фото вы видите А. Волочкову и Д. Мацуева. Эти знаменитые артисты приезжали в город Гай, выступали вместе с ребятами, которые занимаются музыкой и танцами. Верхнее фото в центре сделано после благотворительного концерта артистов Дворца культуры горняков для детей из Гайского детского дома-интерната.
Под ним – волонтеры БФПИ «Желание» во время проведения благотворительной ярмарки. Слева – кадр с организованного тем же фондом благотворительного концерта «Ангелы надежды». Средства от этих мероприятий были перечислены на лечение Левиной Вероники. Сумму и сроки сбора вы можете увидеть в буклете.
Последнее фото на этом слайде – с фестиваля «Синяя птица» для детей с ограниченными возможностями здоровья, прошедшем в Орске 27 октября.
Последнее мероприятие БФПИ «Желание» – концерт «Танцуй добро». Предлагаю вам посмотреть видеорепортаж, размещенный на сайте фонда. (слайд 12)
– Вы получили информацию. Какой вывод можно сделать из увиденного? (Ответы команд, после них – демонстрация слайда 13)
– Сейчас я предлагаю командам провести мозговой штурм. Ваша задача – выдвинуть идеи оказания благотворительной помощи в условиях нашей школы или села. Что можете сделать вы как ученики, родители, педагоги. Кому и как конкретно мы могли бы помочь?
(Родители и педагоги оформляют свои идеи в произвольной форме. Детям нужно заполнить таблицу (приложение 6). Команды работают в течение 7-10 минут, затем представляют результаты)
– Друзья, вы помните, какой вопрос стоял перед нами в начале нашего пути? (Слайд 14)
– Результаты вашей работы говорят о том, что мы нашли ответы и на этот вопрос. (Слайд 15) До 28 ноября мы успеем совершить немало добрых дел.
– И, думаю, вы со мной согласитесь… (Слайд 16) Поэтому давайте дарить добро не по акции, а по велению души! Всего вам доброго!
(Звучит запись песни «Дорогою добра»)
Последействие
Предполагалось, что эмоциональное воздействие и объем полученной информации окажутся достаточными для пробуждения творческой мысли всех участников события.
Предположения оправдались. Все участники события активно включились в работу. Выступления детей на третьем модуле встречали аплодисментами. Особенно поразил всех тихий скромный мальчик Рома, принесший в класс клетку со спасенным жаворонком.
Директор школы, присутствовавшая на мероприятии, попросила слова и рассказала об обращении коллеги, директора одной из школ нашего округа с просьбой о помощи. Ученице 5 класса этой школы был поставлен диагноз «Опухоль головного мозга». Требовались средства для поездки в Москву, лечения и проживания мамы. Во время мозгового штурма все три команды выдвигали идеи конкретной помощи Жене Прядеиной.
Сразу после завершения события коллега, классный руководитель 7 класса попросила меня помочь в создании информационной листовки. В этот же день семиклассники расклеили листовки по всему селу. Ученики 2 и 3 классов нарисовали яркие трогательные рисунки с призывом помочь Жене и передали их в медпункт. Дети рассказывали дома о больной девочке и приносили деньги, переданные родителями. Приходили в школу и жители села, узнавшие о беде из наших листовок. По инициативе детей 28 ноября была проведена благотворительная ярмарка. Почти в полном объеме заработанные средства ребята передали для помощи Жене Прядеиной.
На мероприятии шла речь и о Благотворительном фонде помощи бездомным животным г. Гая. Дети заинтересовались полученной информацией и предложили устроить встречу с сотрудниками фонда. Сейчас идет сбор теплых вещей для утепления вольеров в приюте для животных «Новая жизнь».
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.