Разработка и использование заданий для формирования УУД на уроках физики
Учебный предмет «физика» в 7-9 классе – это примерно 1000 терминов. Для школьников начинающих изучать физику все эти термины – это иностранный язык, незнакомый, сложный, пугающий. Чтобы ученик освоил предмет в полном объеме необходимо сформировать фундамент для его изучения, т.е. научить понимать и запоминать физические термины. Фактически мы должны научить предметному языку.
В ГБОУ ВО СО Самарская областная академия (Наяновой) изучение физики в 7-9 классе осуществляется по УМК Пёрышкина А.В. Правда только в этом году в нашей библиотеке появятся новые учебники Перышкина А.В., которые соответствуют новому стандарту.
Современный ребенок может учиться, только делая что-то самостоятельно. И еще, очень важный момент, чтобы не забыть изученный материал, его необходимо периодически повторять.
В работе [1] был предложен способ использования новых видов деятельности учащихся на уроках, которые с одной стороны позволяли бы позволяли формировать метапредметные, предметные и личностные результаты обучения в соответствии с новым ФГОС, а с другой стороны побуждали бы учеников к самостоятельной работе и более глубокому пониманию материала. Но проблема повышения эффективности работы учащихся с текстом остается острой. У большинства наших учеников отсутствует навык чтения с детальным пониманием, пониманием основной идеи, поиска нужной информации. Мы предлагаем ряд заданий, которые мы разработали, опираясь на материал учебников по физике Пёрышкина А.В.
Урок начинается с разминки, включающей 3-4 задания. Разминка необходима – она позволяет учащимся настроиться на рабочий процесс, активизирует уже имеющиеся знания, а также является элементом повторительно-обобщающего характера. Также в разминке используются элементы заданий, которые позволяют обеспечить условия для развития умений представлять информацию в различном виде и переводить ее из одного вида в другой.
Вот некоторые примеры заданий для учащихся 9 общеобразовательного класса:
Упр. 1. переведите значения величин в стандартные по образцу:
|
|||||||
18 км/ч = |
|||||||
12 г/см3 = |
|||||||
60 м/мин = |
Упр.2. Заполните таблицу:
Физическая величина |
Единица измерения |
Прибор для измерения |
Физическая величина |
Единица измерения |
Прибор для измерения |
|
|
линейка |
|
с |
|
|
|
амперметр |
|
кг |
|
|
|
динамометр |
|
мм рт. ст. |
|
Или другой вариант задания:
Физическая величина |
Обозначение |
Единица измерения |
Механическая работа |
|
|
Механическая энергия |
|
|
Внутренняя энергия |
|
|
Количество теплоты |
|
|
Упр-3. Верны ли высказывания? Соедините ответы ломаной линией по образцу. (Учитель быстро проверяет правильность выполненных заданий, сравнивая, получившуюся ломанную линию с единственно верной).
1 |
В Н |
Траектория…
|
2 |
В Н |
Путь …
|
3 |
В Н |
Перемещение …
|
Или другой вариант задания:
1 |
В Н
|
Силы, возникающие при взаимодействии между двумя телами:
|
2 |
В Н
|
|
3 |
В Н
|
|
Упр.4. Впишите в пропуски нужные слова из [квадратных скобок], зачеркивая, уже использованные.
|
|
Далее предлагаются задания, которые можно использовать при изучении нового материала. Процесс интеллектуального развития современного человека тесно связан с печатной, аудиовизуальной информацией и чтобы активизировать работу школьников с текстом, нами предложены задания, текст которых опирается на текст самого учебника.
Упр.5. Внимательно прочитайте каждое предложение, стараясь понять смысл и запомнить. В (круглых скобках) зачеркните неправильное и подчеркните правильное слово. В пропуски впишите нужные слова из [квадратных скобок], зачеркивая, уже использованные. Оцените понятность (2-понятно, 1- не вполне, 0-не понятно).
- (Взаимодействие/Движение) спутника является (приемом/примером) свободного (падения/произведения), так как (производит/происходит) только под действием силы тяжести/.
- (Соратник/Cпутник) не падает на Землю благодаря тому, что (владеет/обладает) достаточно большой скоростью, (направленной/обозначенной) по касательной к окружности, по которой он движется.
- Для того чтобы некоторое . . . . . . . . . . . стало . . . . . . . . . . . спутником Земли, его нужно . . . . . . . . . . . за пределы земной . . . . . . . . . . . придать ему определенную . . . . . . . . . . . , направленную по . . . . . . . . . . . к окружности, по которой он будет . . . . . . . . . . . . [Атмосферы, вывести, двигаться, искусственным, касательной, скорость, тело]
- Обычно спутники запускают на высоте 300—400 км от земной (орбиты/поверхности), так как это (наилучшая/наименьшая) высота, на которой (содействие/сопротивление) воздуха практически отсутствует.
- Скорость, которую надо сообщить телу, чтобы оно обращалось по окружности вокруг Земли на высоте h от ее поверхности, рассчитывают по формуле:
,
где Mз – масса Земли, Rз – радиус Земли, h – высота над Землей.
- . . . . . . . . . . . скорость, которую надо . . . . . . . . . . . телу у . . . . . . . . . . . Земли, чтобы оно стало искусственным . . . . . . . . . . . называют . . . . . . . . . . . космической . . . . . . . . . . . . [минимальную, первой, поверхности, скоростью, сообщить, спутником]
- Первую космическую скорость можно рассчитать по формуле:, она равна 8 км/с.
Выполните расчет по образцу
Если R = 6400 км, g = 10м/с², то
Если, R = 8100 км, g = 10м/с² то V =
- В (настоящее/трудное) время сотни (путешественников/спутников) запускаются каждый год в научно-исследовательских и (практических/прагматических) целях: для осуществления теле- и радиосвязи, (изменения/исследования) атмосферы, прогнозирования погоды.
- . . . . . . . . . . . спутников происходит под . . . . . . . . . . . только силы всемирного . . . . . . . . . . . , которая . . . . . . . . . . . всем телам одинаковое . . . . . . . . . . . – поэтому все тела в спутнике находятся в состоянии . . . . . . . . . . . . [Движение, действием, невесомости, сообщает, тяготения, ускорение]
Или другой пример:
- В природе и в технике . . . . . . . . . . . . . . . . . . движение (с . . . . . . . . . . . . . . . скоростью) встречается очень редко. [временный, постоянный, равномерный]
- . . . . . . . . . . . . движения тел, как правило, . . . . . . . . . . . . ., т.е. тела движутся с ускорением. [быстрота, изменяется, скорость].
- Самый простой случай движения с ускорением – равноускоренное движение.
- Пример равноускоренного движения – падение тела на землю.
- Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении рассчитывают по формуле: .
- Для выполнения расчетов используют не векторные величины, а их проекции: .
Выполните расчет по образцу
Если V0х = 2 м/с, aх = 1 м/с2, t = 4 с, то Sх = 2 м/с×4 с + 1 м/с²×(4с)²/2 = 16 м
Если V0х = 1 м/с, aх = 2 м/с², t = 3 с, то Sх =
- Если начальная скорость тела была равна нулю, v0=0 м/с и перемещение рассчитывается по формуле
s = a · t2 . 2
Упр.6. Заполните таблицы так, как в примере
Сила F1 = 5 Н сообщает телу массой m1 =1 кг, ускорение а1 = F1/m1=5 м/с². Найдите ускорение тела в других случаях и заполните таблицу по образцу
Условие |
Запись выражений |
Сила F2=4F1 масса m2=2m1 |
а2= F2/m2=4F1/2m1=2F1/m1= 2a1=10 м/с² |
Сила F3=3F1 масса m3=0,5m1 |
|
Сила F4= 2F1 масса m4=3m1 |
|
Задания предложенного типа позволяют обеспечить условия для формирования следующих УУД:
- Поиск и выделение необходимой информации;
- Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
- Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;
- Установление причинно-следственных связей.
На каждом уроке предусматривается и повторение ранее изученного материала в 7 – 8 классах, например:
Упр.7. Внимательно прочитайте каждое предложение, стараясь понять смысл и запомнить. В (круглых скобках) зачеркните неправильное и подчеркните правильное слово. В пропуски впишите нужные слова из [квадратных скобок], зачеркивая, уже использованные. Оцените понятность (2-понятно, 1- не вполне, 0-не понятно).
- На воздух, как и на всякое тело, находящееся на Земле, действует сила тяжести, и, следовательно, воздух обладает весом.
- Земная (граница/поверхность) и тела, находящиеся на ней, испытывают давление всей толщи (воздуха/воды), или, как обычно говорят, испытывают атмосферное (давление / движение).
- . . . . . . . . . . . . давление, равное давлению . . . . . . . . . . . . ртути . . . . . . . . . . . . 760 мм при . . . . . . . . . . . . 0 °С, называется . . . . . . . . . . . . атмосферным . . . . . . . . . . . . . [атмосферное, высотой, давлением, нормальным, столба, температуре]
- Нормальное атмосферное давление равно 101 300 Па = = 101,3 кПа.
- На (деле/практике) используют специальные единицы атмосферного (давления/ движения) – миллиметры ртутного столба и атмосферу.
- (Приборы/примеры) для (измерения/изменения) атмосферного давления называют барометры.
- С (обозначением/увеличением) высоты над уровнем моря (значение/обозначение) атмосферного (давления/движения) уменьшается.
- При небольших подъемах в среднем на каждые 12 м давление уменьшается на 1 мм рт. ст. (или на 1,33 гПа)
А для закрепления выполняется другое упражнение, например:
Упр.8. Верны ли высказывания? Соедините ответы ломаной линией.
1 |
В Н |
|
|
2 |
В Н |
Для изготовления трубки Торричелли подойдет …
|
|
3 |
В Н |
Парнокопытные животные не испытывают трудностей передвигаясь по болотистой местности …
|
Каждый урок заканчивается подведением итогов и самостоятельной работой, например:
Упр.9. самостоятельная работа. Отметьте верные высказывания в столбце
Высказывание |
В |
Проверка |
|
|
|
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
Итого из 7 возможных набрано |
|
Апробация представленной методики показывает, что постоянное использование подобных заданий эффективно формирует у учащихся необходимые знания, навыки, умения и воспитывает навык самостоятельного принятия решения.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.