Различаем разделительные ъ и ь
Учить различать разделительные мягкий и твёрдый знаки на основе определения места орфограммы в слове; отрабатывать правописание слов с ь и ъ
разделительный твёрдый знак, ъ, разделительный мягкий знак, ь, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Рубрика «Вспомни изученное» активизирует имеющиеся у учеников знания об условиях написания ь и ъ. Учащиеся должны попытаться самостоятельно ответить на первый вопрос рубрики, после чего учитель читает ответ Маши, в котором содержится правило написания ъ и ь. Учащиеся соглашаются с Машей, и учитель советует им в случае затруднения заглядывать в этот ответ. Рубрика «Подсказка» помогает учащимся вспомнить алгоритм выделения корня и приставки. |
3 | 3. Закрепление изученного материала | Выполняются фронтально упражнения 1, 2 в учебнике — выбор ь или ъ; тренировка в объяснении написания того или другого знака; графическое объяснение написания. Учащиеся пишут слово и обозначают часть слова, в которую входит орфограмма. Работающий у доски ученик подробно комментирует свои действия. Например: «Вьюга — в этом слове пишется разделительный мягкий знак, так как орфограмма находится внутри корня -вьюг-: вьюга, вьюжный, завьюжило; для доказательства выделим корень в слове вьюга. Въезд — в этом слове пишется разделительный твёрдый знак, так как орфограмма находится на стыке приставки и корня: въезд, проезд, подъезд, объезд, при этом приставка заканчивается на согласный, а корень начинается с буквы е; для доказательства выделим в слове въезд приставку и корень и подчеркнём разделительный ъ» |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 (работа в паре) в учебнике — выбор ь или ъ, развитие умения выполнять буквенную запись слова по его транскрипции, помогающей обнаружить требующие проверки орфограммы (работа с транскрипцией очень полезна для развития орфографической зоркости). Упражнение отрабатывает также написание гласных в приставках. Выполняется в парах, письменно, одна из пар работает у доски. В записанных словах выделяются приставки и корни как доказательство правильности выбора того или иного знака, а также подчёркиваются орфограммы. |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Выполняется фронтально, с объяснением выбора упражнение 2 (урок 69) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — дальнейшая тренировка в выборе ъ или ь. После того как знаки вставлены, учащиеся пишут под диктовку учителя первые два предложения. |
6 | 6. Закрепление изученного материала | Выполняется в парах упражнение 3 (урок 69) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — орфографический тренинг. После выполнения основного задания учитель просит найти слова с орфограммой «Парные по звонкости-глухости согласные в конце корня слова» (площадке, (за) пятки) и подобрать к ним проверочные, а также обращает внимание на правописание слова съезжать. В качестве домашнего задания можно предложить приготовить данное стихотворение к письму под диктовку. |
7 | 7. Каллиграфическая минутка | Проанализировать сходство и различия между строчными буквами с, х. Прописать строчку сх, хс. |
8 | 8. Рефлексия. Домашнее задание | Учитель подводит итоги работы на уроке. Домашнее задание. Упражнение 1 (урок 69) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — отработка навыка выбора знака. Обязательное условие — графически объяснять выбор ь или ъ, выделяя часть слова, в которой находится орфограмма. |