Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление.
Цель: исследовать зависимость сопротивления проводника от его характеристик.
Задачи
обучающие:
- исследовать зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и вещества, из которого он изготовлен;
- сформировать первичные представления знаний о новой физической величине « удельное электрическое сопротивление»;
- продолжить формирование умений решать задачи;
развивающие:
- работать над формированием исследовательских компетенций учащихся путем организации фронтального виртуального мини-исследования с использованием электронных ресурсов;
- работать над формированием умений учащихся воспринимать и представлять информацию в словесной и символической формах через обсуждение результатов демонстрационного эксперимента и самостоятельных виртуальных экспериментов;
- формировать умения делать выводы на основе проведенного анализа;
- работать над формированием коммуникативных компетенций учащихся;
воспитательные:
- знакомить с экспериментальным методом научного познания природы; создать условия для развития самостоятельности учащихся;
- развивать познавательный интерес учащихся к предмету.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся:
- групповая (исследовательская самостоятельная работа с электронными ресурсами)
- коллективное обсуждение результатов виртуальных экспериментов;
- индивидуальная (текущий контроль, самостоятельная работа с ЭОР К-типа)
Методы обучения, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические.
Демонстрационное оборудование: источник питания ВС-24М, лампочки на 3В и 12 В, ключ, цифровой амперметр, реохорд, соединительные провода.
Средства ИКТ: ПК (для учителя), видеопроектор, интерактивная доска, нетбук (на индивидуальном рабочем месте каждого учащегося). Презентация SMART Notebook по теме «Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление».
Структура и ход урока
1.Организационный этап
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к занятию. |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. |
2. Проверка домашнего задания
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Проводит проверку домашнего задания. (Приложение 1) |
Выполняют тест (варианты разного уровня сложности) |
3. Актуализация знаний
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Готовит учащихся к восприятию новых знаний. Предлагает разгадать анаграммы, сопоставить текст – изображение.
Давайте вспомним, что является причиной сопротивления проводника? Зависит ли сила тока от сопротивления проводника? Как зависит? Зависит ли сопротивление от силы тока и напряжения? |
Выполняют интерактивные задания. Составляют название приборов, правила их подключения для измерения физических величин. Сопоставляют условное обозначение прибора на схеме с его названием.
Отвечают на вопросы учителя |
4. Создание проблемной ситуации
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1.Предлагает вниманию учащихся следующий эксперимент:
К источнику тока с напряжением 3 В включают поочерёдно лампочки на 3В и 12 В. Почему лампочка на 12 В не светится. 2. Проверяет исправность лампы, увеличив напряжение источника тока. |
Выдвигают предположения:
|
5. Постановка цели урока. Изучение новой темы
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1.Подводит учащихся к цели урока. Разные потребители тока имеют разное сопротивление, что необходимо знать, чтобы изготовить проводник с необходимым сопротивлением? Зависимость сопротивления от геометрических размеров проводника (длины и площади поперечного сечения) и вещества, из которого он изготовлен, впервые установил Георг Ом. |
1.Формулируют с учителем цель урока. |
2. Выясните: от чего и зависит сопротивление проводника? Краткие рекомендации по работе над учебным модулем (Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Реостаты). Разделяет учащихся по группам и предлагает самостоятельно решить поставленную задачу, сделать выводы и поделиться выводами со всем классом.
|
2. Слушают рекомендации учителя для выполнения практического задания. Работают с учебным модулем (1-5 пункты). Проводят исследования и составляют краткий конспект. Делают выводы по результатам выполнения каждого задания в отдельности. Обобщают результаты трех виртуальных экспериментов и формулируют общий вывод.
|
3.Предлагает проверить результаты исследований на экспериментальной установке.
|
3.Совместно с учителем проводят эксперимент подтверждающий справедливость сделанных выводов.
|
4. Предлагает учащимся продолжить работу с учебным модулем. Выясните: какая физическая величина характеризует зависимость сопротивления проводника от материала, из которого изготовлен проводник. |
4. Продолжают работу с учебным модулем (6 пункт) и выполняют записи в тетрадях. |
5.Предлагает учащимся поработать с таблицей удельного сопротивления некоторых веществ(стр.105 учебник физика 8 класс, автор А.В.Пёрышкин) и ответить на вопросы:
|
5. Работают с таблицей удельного сопротивления (учебник) и отвечают на вопросы учителя.
|
6. Предлагает учащимся обобщить полученные закономерности и составить формулу для нахождения сопротивления проводника. Провести проверку.
|
6. Анализируют полученные результаты и составляют формулу сопротивления. Используя, учебный модуль (7пункт) проводят проверку полученной формулы. |
7. Предлагает получить дополнительные формулы.
|
7. Сравнивают полученные формулы.
|
6. Этап первичного освоения знаний
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Дает задание учащимся по работе с тестом для первичной диагностики уровня освоения знаний. (Удельное электрическое сопротивление веществ) В практический модуль включены 7 интерактивных заданий различных типов с возможностью автоматизированной проверки для закрепления знаний. Модуль относится к II уровню интерактивности Отвечает на вопросы учащихся по разъяснению правил выполнения работы. |
1.Слушают рекомендации учителя по выполнению задания. Задают организационные вопросы учителю. Выполняют практическое задание. |
2.Определяет успешность выполнения задания. Интересуется возникшими трудностями. Определяет задания, с которыми учащиеся не смогли справиться. |
2.Сообщают, какие задания теста вызвали затруднения. |
3.Организует работу учащихся по демонстрации верных решений. |
3.Объясняют решение заданий.
|
7. Этап закрепления полученного материала
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Учитель приглашает ученика к доске записать решение задачи и проверить ответ. Чему равно сопротивление 100 м медного провода сечением 1 мм2?
2.Предлагает учащимся для закрепления нового материала выполнение практического модуля, для решения которого необходимы новые знания. Для сильных учащихся тестирование из 9 вопросов, для слабых учащихся – три расчетных задачи. |
1.Учащиеся записывают условие и решение задачи в тетрадь.
|
2.Определяет успешность выполнения заданий. Фиксирует результаты. Отмечает (для себя) учащихся, которые наиболее (наименее) успешно справились с заданием. |
2.Выполняют тест. Сообщают результаты учителю.
|
8. Рефлексия (Подведение итогов)
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Предлагает учащимся вернуться к цели и задачам урока, проанализировать степень их достижения, объяснить результаты эксперимента, поставленного в начале урока с использованием новой терминологии, сделать выводы. Сообщает оценки за урок. |
Вспоминают цель урока. Анализируют степень ее достижения. Формулируют выводы. Оценивают успешность своей работы на уроке и уровень усвоения знаний. |
9. Домашнее задание
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Сообщает домашнее задание: 1.§45, 46; упражнение 20 № 2 (а), 4. 2.Интерактивная лекция для тех, кто плохо разобрался с материалом 3.Тест |
Записывают в дневниках домашнее задание. |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.