Радиоактивные превращения атомных ядер
Класс: 9.
УМК: А.В. Перышкин, Е.М. Гутник – М.: Дрофа, 2011 г.- § 67.
Тема урока: Радиоактивные превращения атомных ядер
Тип урока: открытие новых знаний, информационно- развивающий.
Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, портреты ученых, листы самооценки
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют способами деятельности:
- преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями ;
- определять способы решения проблем под руководством учителя ;
- выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя ;
- формулировать новые знания совместными групповыми усилиями ;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем);
- проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу.
Действия учителя |
Действия (ответы)ученика |
Формирование УУД и предметных действий |
Актуализация знаний и действий (7 мин.) |
||
Эпиграф к уроку: Прав ли был Прометей, давший людям огонь? 6 и 9 августа 1945 г вооруженными силами США были сброшены атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки. - Давайте вспомним, какие научные открытия привели человечество к этой страшной трагедии? - Что такое радиоактивность? - Какой радиоактивный элемент открыл Анри Беккерель? Из каких видов состоит радиоактивное излучение? Какие лучи при этом испускаются? |
Обдумают эпиграф. Вспоминают историю Великой отечественной войны. Отвечают. |
Предметные УД: Радиоактивность, природа радиоактивности, состав радиоактивного излучения, альфа, бетта, гамма излучение, радиация. |
Создание проблемной ситуации (3 мин) |
||
Итак, радиоактивность – это самопроизвольное излучение атомов, НО что еще происходит? Что происходит с атомом вещества при излучении? |
Выдвижение предположений и гипотез. |
|
Организация деятельности учащихся по «открытию законов» ( 20мин.) |
||
Рассказ об обнаружении Ф. Содди радиоактивного элемента радия в процессе α-распада. Образование радона. Формирование ПЗ 1: к каким веществам относятся данные химические элементы? Как вы думаете что, претерпевает изменения атом или ядро атома? |
Работа с таблицей Д.И. Менделеева. Отвечают. |
Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности; Познавательные УУД: видеть проблему, осознавать возникшие трудности; Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное; Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. |
На доску выводиться уравнение 22688Ra → 22286Rn + АZX Формирование ПЗ 2: Какого химического элемента не хватает в данном уравнении Рассматривается буквенное обозначение ядра. Вводим понятие массового и зарядового чисел |
Отвечают Делают запись уравнения в тетради с предложенным решением ПЗ №2 Делают вывод реакции α- распада |
Предметные УД: осознавать сложность радиоактивного превращения атомных ядер Регулятивные УУД: принимать предложенный способ решения проблемы; Познавательные УУД: выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании; Коммуникативные УУД: умение слушать имеющиеся знания учащихся; |
На доску выводиться уравнение 126С→147О + АZX Формирование ПЗ № 3: Какого химического элемента не хватает в данном уравнении Рассматривается буквенное обозначение ядра. Вводим понятие массового и зарядового чисел |
Отвечают Делают запись уравнения в тетради с предложенным решением ПЗ № 3 Делают вывод реакции α- распада |
Предметные УД: осознавать сложность радиоактивного превращения атомных ядер Регулятивные УУД: принимать предложенный способ решения проблемы; Познавательные УУД: выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании; Коммуникативные УУД: умение слушать имеющиеся знания учащихся; |
Формируем ПЗ № 4: Проанализируйте данные уравнения, индексы в правой и левой его частях |
Отвечают |
Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное; Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. |
Формулируем закон сохранения массового числа и заряда |
Записывают в тетрадь закон |
|
Практическая деятельность (10 мин.) |
||
Предлагается решить задания из упражнения 51 (1,2,3), из сборника задач по физике, авторы В.И. Лукашик, Е.В. Иванова № 1674,1683,1685 |
Работают самостоятельно, |
Регулятивные УУД: уметь планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать полученные знания; Познавательные УУД: закрепить общеучебные и логические умения и навыки. Постановка и решение проблем |
Самостоятельная работа (работа по таблицам (5 минут) |
||
СР – 59. Изотопы. Альфа- и бета-распад. Правило смещения 9 класс Вариант 1 1. Радиоактивный изотоп нептуния 93237 Np испытал один α - распад. Определите массовое число нового изотопа. 2. Ядро изотопа золота 79 204Au претерпевает β-распад. Какой заряд ядра будет у получившегося изотопа? 3. Ядро урана 23892U испытало один α- и два β-распада. Определите заряд Z и массовое число А нового элемента. Вариант 2 1. Ядро изотопа полония 208 84Ро испускает альфа-частицу. Сколько протонов остается в ядре образовавшейся частицы? 2. Ядро стронция 9038Sr претерпело бета-распад. Определите число нейтронов в ядре образовавшейся частицы. 3. Ядро изотопа нептуния 93237 Np, испытав серию α- и β-распадов, превратилось в ядро висмута 21383Bi. Определите число α-распадов. |
Работают по листам самооценки. |
Регулятивные УУД: Саморегуляция. Оценка степени достижения цели; Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения методами научного познания; |
Получают домашнее задание § 67упр. 51 (4,5) |
Делают запись в дневник |
|