"Путешествие в страну Гдетотам" (сценарий Дня знаний)
Цели:
- Обобщить и расширить знание учащимися сказок;
- Расширять читательский кругозор;
- Развивать речевые умения, внимание, мышление, смекалку, фантазию; творческие способности и умение работать группами;
- Создать положительное эмоциональное настроение; для формирования читательских навыков;
- Способствовать возникновению интереса к исследовательской деятельности через самостоятельное чтение;
- Прививать интерес к чтению.
Задачи:
- Формировать углублённое смысловое восприятие сказок;
- Развивать мышление, память, речь и творческое воображение;
- Воспитывать потребность в чтении книг, любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.
Тип урока: Урок путешествие, урок комплексного применения знаний и способов деятельности.
Оборудование: Телеграммы, клей, 6 ватманов А-3, картинки сказочных домиков, старинные свитки, мешочки, сундучок, ножницы, картинки сказочных растений и животных.
Ход занятия
1. Мотивационный момент
Ученик рассказывает стихотворение Т.Клименкова:
В школу мы пришли! Ура!
Здравствуй, школьная пора!
Здравствуй, школьный наш учитель,
В мире знаний предводитель!
Мы на школьном корабле,
На стремительной волне,
Поплывём по морю знаний
В мир прекрасных начинаний!
2. Сообщение темы занятия
– Дорогие ребята! Я приглашаю вас совершить путешествие в Страну Сказок, город ГДЕТОТАМ.
Любят все без исключения
Славный город Гдетотам –
Тут за нами приключения
Так и ходят по пятам.
Потому и называется
Этот город Гдетотам,
Потому что тут сбывается
Всё, что только снится нам.
И пока умеют дети
Верить сказкам и мечтам,
Будет, будет на планете
Славный остров Гдетотам!
Сказка-это всегда чудеса и приключения. Слушая или читая сказку, вы постигаете её неповторимый и волшебный мир. Нехоженые тропинки ведут нас на край земли. Там поднимаются к небу снежные дворцы, дикие лебеди летают над бескрайним морем. Сказку нередко наполняют разные чудеса. Прежде чем мы отправимся по улицам и площадям этого замечательного города, проведём разминку и вспомним героев сказок. В игре принимают участие 6 команд (названия подбирают сами). За первые правильные ответы на вопросы и задания вы получите красный жетон, за второй правильный ответ-зелёный и за третий-синий. Та команда, которая наберёт больше всего красных жетонов-победитель. Кроме того, игроки получают за правильные ответы личные жетоны. Кто наберёт больше всего личных жетонов становится почётным учёным-сказочником города ГДЕТОТАМ.
В конце нашего путешествия, каждая команда составит сказочное панно или коллаж из собранных картинок.
3. Разминка
- В какой сказке были девочки: Одноглазка, Двуглазка, Три глазка? (Хаврошечка)
- Как звали трёх медведей из сказки Л.Толстого «Три медведя»? (Михаил Потапович, Настасья Петровна, Мишутка)
- Мал, да удал, на ногу скор, на посылку лёгок. Кто это? (Мальчик-с-пальчик)
- В какой сказке за непослушание мальчик превратился в животного? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
- Кличка сказочного коня? (Сивка Бурка)
- Его пытались пятеро съесть, а шестому это удалось. (Колобок)
«Перемешалочка»
Собери первое слово волшебного предмета, а второе слово вспомните сами.
Посаги-… (сапоги-скороходы)
Лочпака…(волшебная палочка)
Кастерть-…(скатерть самобранка)
Рёвок-…(самолёт)
4. Улица «Почтовая»
(Командам раздаются телеграммы, чтобы они отгадали какому адресату они предназначены.)
– От кого эти телеграммы?
- «Мне нужно немедленно лечь в постель, потому что я самый тяжелобольной в мире человек». (Карлсон)
- «Я так быстро бежала по ступенькам, что потеряла туфельку. Помогите её найти.» (Золушка)
- «Я съел Людоеда. Приезжайте. Маркиз будет рад.» (Кот в сапогах)
- «Пришлите печку. Мне надо срочно ехать к царю.» (Емеля)
- «Помогите спасти ласточку от холода.» (Дюймовочка)
- Нет ни речки, ни пруда – где воды напиться? Очень вкусная вода в ямке от копытца». (Иванушка)
5. Сказочный дом
Во все времена и у все народы любили сказки. Сказочный волшебный мир населяют эльфы и великаны, ведьмы и тролли, лешие и кикиморы… А где же каждая из команд поселится?
(Дети вытягивают из волшебного мешочка свиток с описанием одного из сказочных домиков. В сказочном сундучке лежат картинки отгадки. Дети зачитывают и вытягивают свой домик.)
- За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой, в тёмном дремучем лесу хатка. От ветра шатается. Кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове. При произношении волшебных слов домик поворачивается, а из окошка глядит седая старушка. (Избушка на курьих ножках)
Учитель: (избушка могла быть не только на курьих ножках, но и на бараньих рожках, на петуховой головке, собачьей голяшке). Никогда не задумывались, почему ножки именно курьи, а не куриные? Дело в том, что к курам они имеют весьма отдаленное отношение. В словаре В.И.Даля сказано, что «куръ» – это стропила на крестьянских избах. В болотистых местах избы строили именно на таких стропилах, чтобы не было очень сыро и не гнило дерево. Есть и ещё одна версия: название “курьи ножки” происходит от “курных”, т.е. окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили “избу смерти” – небольшой сруб с прахом покойника внутри. В пользу второй версии говорит то, что в избушке на курьих ножках всё-таки живёт Баба-Яга, которая находится на границе двух миров: реального и потустороннего.
- На вершинах гор. В четвёртом царстве в великом городе стоит золотой дом на серебряном столбе, навес над домом из самоцветных каменьев, лестницы перламутровые, как крылья в обе стороны расходятся. В палатах белокаменных убранство чудное: весь свет обойти, такого нигде не найдёшь. Обнесён высокою железною оградою. (Дворец)
Учитель: Дворец-большое праздничное здание для проживания знатных правителей и вельмож. В старину на Руси называли-палаты белокаменные, хоромы.
- Она стоит на опушке леса. Сделана из луба-внутренней части коры молодых лиственных лип. Живёт в ней серенький зайчик. (Лубяная избушка, то есть лубяная избушка – это та, что изготовлена из коры.)
- Заблудившись в чаще, мы набредаем на домик из хлеба, с крышей из пряников и окнами из сахара. Очень красивый домик из сладостей. (Пряничный домик)
Учитель: Дом, сделанный из сладостей, найден в рукописи XIV столетия о сказочной стране Кокань. Также у древних римлян существовал обычай печь домики из сдобного теста, которые ставили в домашний алтарь. В течение 1-2 дней домик съедали, что символизировало единение с богами.
- На бескрайних северных равнинах раскинут ледяной шатёр, который является частью Королевства, расположенного у Северного полюса, на острове Шпицберген в Лапландии, где вечный снег и лёд. (Замок Снежной королевы)
- Предмет зимней одежды для кисти руки, в которой есть два отделения: одно для большого пальца, а другое — для всех остальных пальцев. Она более эффективно сохраняет тепло. Обычно вяжутся из шерсти, но могут быть изготовлены из кожи. (Рукавичка)
Учитель: Итак, мы увидели разнообразные сказочные домики и продолжаем путешествие.
6. Переулок «Цифровой»
(Каждая команда поочерёдно перечисляет сказки, в названиях которых присутствуют цифры: «Три поросёнка», «Цветик-семицветик», Три медведя», «12 месяцев», «Волк и семеро козлят», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Белоснежка и семь гномов», «Три орешка для Золушки», «Три банана»…)
7. Площадь «Дружбы»
(Дети получают силуэты сказочных героев и называют их друзей.)
- Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф.
- Мальвина, Пьеро, Артемон.
- Винни Пух, Ослик Иа, тётушка Сова, Кролик.
- Чебурашка, девочка, лев, щенок.
- Маугли, Балу, Ка.
- Малыш, Фрекен Бок, Щенок.
Чтобы выполнить ваше панно или коллаж, вам необходимо взять старинный свиток (заранее подготовленные ватманы учителем или родителями), но он находится в замке Кощея Бессмертного.
8. Замок Кощея Бессмертного
Пройти в этот замок можно только через болото. Чтобы не утонуть, надо ступать на «Ступах». Нельзя оступиться. Добравшись до замка, надо взять задание, ответить на вопросы и вернуться назад.
Волшебные слова:
- Какие волшебные слова говорит Емеля, чтобы исполнилось его желание?
(«По щучьему веленью, по моему хотенью…») - Какие слова говорил Буратино, прежде чем закопать золотые монеты?
(Крекс, фекс, пекс!») - Какие слова пели три поросёнка волку?
(«Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк.
Где ты ходишь серый волк. Страшный серый волк?») - Какие слова говорил Иванушка Сивке-Бурке?
(Сивка-Бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!») - Какие слова говорила девочка, чтобы горшочек варил кашу?
(«Раз, два, три горшочек вари») - Какую песенку пела коза своим козлятам?
(«Ой, козлятушки, вы ребятушки! Отворитеся, отопритеся. Ваша мама пришла молочка принесла.»)
Любознательный аукцион:
(Дети отвечают на время)
- Предмет, благодаря которому Иван царевич нашёл себе жену. (Стрела)
- Волшебная шапка. (Невидимка)
- Пресмыкающееся с тремя головами. (Змей Горыныч)
- Сказочный герой, смерть которого в яйце. (Кощей Бессмертный)
- Вязаный головной убор, красного цвета. (Красная шапочка)
- Перья светятся огнём и светло в ночи, как днём.
9. Станция «Музей сказок»
(Дети выкладывают свои добытые в конкурсах картинки: сказочные домики, силуэты сказочных животных, цифры и свиток. Создают при помощи клея основу для музея сказок и дополняют его своими рисунками-сказочным садом и огородом, водоёмами, заселяют волшебными зверями и птицами.)
Сад-огород
Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь – гладко, откусишь – сладко.
(Молодильные яблоки)
У Лукоморья он один –
Зеленый, крепкий исполин.
Царя деревьев лесоруб
Всегда обходит. Это – … (Дуб)
Старушка цветочек один сорвала. И девочке Жене его отдала. В его лепестках есть волшебная сила. Их девочка Женя о чем-то просила. И что-то шептала, его отрывая. Скажи, как зовется сказка такая? (Цветик – семицветик).
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (Репка)
Жил да был один купец, уважаемый вдовец.
Был он сказочно богат, но казне своей не рад.
Он в казне не видел прока, если сердце одиноко.
Торговался всё ж до ночи ради трёх красавиц дочек.
Их наряды на подбор –шитый золотом узор.
Словно лебеди плывут, разговор как нить ведут.
Старшие хотя бойчее, младшая купцу милее.
Как то раз купец собрался да и за море подался
за каким-то интересом: за прибытком аль привесом.
Долго за морем он был, наконец домой приплыл.
Дочерям привёз подарки. Старшеньким – каменьев ярких.
Младшей, спрятав в узелок, чудный ... (Аленький цветок.)
Водоёмы вспомните сами (молочные реки, кисельные берега; огненная река; ручей с живой и мёртвой водой.
ПОСЕЛИТЕ в этом саду волшебных зверей и птиц: гуси-лебеди, Змей Горыныч, жар-птица…
Коллективное выполнение панно.
10. Причал
Вспомните алфавит и расшифруйте фразу-поучение из сказки А.С.Пушкина.
Сказка ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок.
19, 12, 1, 9, 12, 1
13, 16, 8, 30
5, 1
3
15, 6, 11
15, 1, 14, 7, 12
5, 16, 2, 18, 29, 14
14, 16, 13, 16, 5, 24, 1, 14
21, 18, 16, 12
11. Рефлексия
И закончим наше путешествие игрой «Как живёшь?»
– Как живёшь?
– Вот так! (Дети показывают большой палец)
– Как идёшь?
– Вот так! (Маршируем)
– А бежишь?
– Вот так! (Имитация бега на месте)
– Ночью спишь?
– Вот так! (Руки под щёку и положить на них голову)
– Как шалишь?
– Вот так! (Надуть щёки и слегка стукнуть по ним ладонями)
– А грозишь?
– Вот так! (Грозим пальчиком соседу)
– Ну а дружишь?
– Вот так! (Взяться за руки с соседом)
– Перед вами волшебное яблочко. Раскрасьте его одним из трёх цветов: зелёным, красным, жёлтым. Если урок понравился – красным, если что-то не очень понравилось – жёлтым, если урок показался скучным и ничего не понравилось – зелёным.
– Спасибо за урок!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.