Проект «Уроки добра».
Введение
Исходящие на рубеже тысячелетий качественные изменения в характере развития современной цивилизации, связанные с общемировыми интеграционными процессами, внедрения в сферу образования различных наукоемких технологий и программ, затрагивают все сферы человеческой жизнедеятельности, ставя перед современным обществом ряд серьезных проблем, одной из которых является нравственное воспитание. Нравственное воспитание дошкольника должна решаться всеми, кто сегодня имеет отношение к детям. То, что заложим сегодня в душу ребенка, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений.
Работа дошкольного учреждения в этом направлении построена таким образом, чтобы заложить в ребенке те человеческие качества, которые позволяют вырастить не только интеллектуальную, но и духовно богатую личность. Интеллект плюс характер, в который заключены нравственные основы – вот цель образования сегодня.
На сегодняшний день мы имеем опыт эффективного взаимодействия в решении проблемы включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых дошкольников.
Многолетнее сотрудничество нашего детского сада с Северодвинским интернатом для умственно отсталых детей явилось хорошей школой для воспитания у дошкольников основ заботливого отношения к окружающим людям: терпением, пониманием, любовью, уважением, милосердием, добротолюбием, нетерпимостью к дурным поступкам. Проводимые дошкольным учреждением ежегодные акции «Добро и милосердие», благотворительные акции «Поможем детям – инвалидам», «Им нужна наша помощь», «Неделя добра и милосердия», «Нам хорошо, когда мы – вместе», тематические дни «Добротолюбие», «Они такие же, как мы», беседы «За добрые дела всегда похвала» и т.д., позволили сформировать у старших дошкольников осознанное отношение к окружающим их людям.
Данный проект «Уроки добра и милосердия. Благотворительность в условиях детского сада» можно использовать в любых образовательных учреждениях, в любых организациях.
На Русском Севере особую роль в формировании человека, его образовании играли нравственные ценности. Одной из центральных является идея ценности нравственных качеств личности. Существовал своеобразный набор этикетных качеств личности, среди них: милосердие и сострадание, любовь к ближнему, помощь нуждающимся и т.д. Исторические данные говорят о том, что первый сиротский дом, называвшийся воспитательным, был открыт в Архангельске в августе 1777 года неким П.Ф.Бурениным на его собственные средства и на средства «доброхотных дателей». Заведение предназначалось для «несчастнорожденных младенцев». В 1779 году на пожертвования горожан был открыт сиротский воспитательный дом.
А 21 апреля 1841 года на частные пожертвования был открыт архангельский детский приют. Этот благотворительный акт был приурочен к дню «тезоименитства Государыни императрицы Александры Федоровны». Душой всего дела и основательницей приюта была жена главного командира порта Маргарита де Травересе, которая выстроила для приюта двухэтажный деревянный дом.
Время шло формы благотворительности видоизменялись и совершенствовались.В 1857 году в Архангельске образовалось женское попечительское общество, цель которого заключалась в оказании помощи бедным и в которое устраивали старух и сирот. Местный благотворитель П.К.Куйкин в 1859 году пожертвовал для приюта деревянный дом на Петербургском проспекте, а в 1861 году пожертвовал 1500 рублей, на проценты с которых содержались пансионеры в приюте, получившим название «Убежище Святого Петра». Было в Архангельске еще Кузнечевское дневное убежище, открытое в 1872 году женским попечительским обществом. В убежище находили призрение мальчики в возрасте от 8 до 15 лет. Они получали в убежище пищу, одежду и обучались в одном из приходских училищ, а в свободное от занятий время осваивали одно из наиболее употребимых ремесел.
Архиепископ Нафаил 1 обратил отеческое внимание на судьбу бедных и сирот и в 1862 году предложил бесплатное обучение воспитанниками семинарии.
Первая мужская воскресная школа в Архангельске была открыта 17 апреля 1860 года. Цель такой школы – распространение грамотности и «развитие нравственных начал среди ремесленных учеников». Женская воскресная школа была открыта 1 марта 1861 года в доме второго приходского училища и предназначалась для обучения грамоте дочерей горожан бедных сословий.
Перечень о добродетелях Архангельска и области можно было бы продолжить, но давайте спросим себя, имеем ли мы в себе сострадание и милосердие, способность к пожертвованию, любовь к ближнему?
Многое ли изменилось за полторы тысячи лет, которые отделяют нас от этих исторических дат? Меньше ли стало нуждающихся в помощи? В какой степени они нуждаются в помощи сейчас?
Любовь к ближнему основывается на твердом убеждении, что все человечество – есть единая семья. Милосердие -любовь ко всем людям. «Милосердие состоит не только в той милостыне, которую вы подаете, не только в тех словах утешения, которые вами иногда говорятся страждущему человеку, но в полном нераздельном внутреннем доброжелательстве, отнесенным ко всем поступкам его, в теплом участии», писал протоиерей Валентин (Мордасов). Отсюда и сделаем выводы: на земле нет чужих – все родные.
«Главные дела милости телесной, общие для всех следующие, – перечисляет святой праведный Иоанн Кронштадтский-алчущего напитать, жаждущего напоить, одеть нагого, или имеющих недостаток в необходимой и приличной одежде, посетить больного, послужить ему, и помочь его выздоровлению …». Как видим, милость является добродетелью, которая доступна всем людям.
Благотворительность на Руси всегда была чем – то большим, чем простая финансовая помощь. Милосердие зависит от чего угодно, но только не от достатка.
Сегодня возможность помочь другому, есть у каждого из нас. Поделись с ближним своим, если ему гораздо хуже, чем тебе. Это благодатное дело, в котором виден результат.
Будущее России закладывается в дошкольном возрасте и с утратой культурных ценностей своего региона будет потеряно наше наследие. Давайте зададимся таким вопросом: кто завтра будет созидать Россию? Духовно-нравственная нация или опустошенный народ?
Для того, чтобы человек стал добродетелем, его надо воспитать. Но, к сожалению, сегодняшняя атмосфера в нашем обществе строится не на милосердии, а на жестокости. Идет постепенное растление Российской молодежи: телеэкраны тиражируют боевиков, убийц, насильников, живущим по криминальным законам, современные мультфильмы, предназначенные для детей дошкольного возраста, ничего в себе не несут, и имеют искаженную форму о добре, любви и милосердии
Идет открытая пропаганда преступности и беззакония. Все это является формированием у ребенка социальной установки на агрессивные действия в адрес сверстника. Так как в наше время сохранить в ребенке те духовно-нравственные ценности, которые были заложены еще нашими предками? Как воспитать в ребенке милосердие, любовь к ближнему? Что значит жертвовать творчески?
Государство не в состоянии обеспечить всех нуждающихся, а коммерческие организации зачастую не хотят этого делать. Милосердие, говоря современным языком – это социальная работа. И здесь не все так просто. В педагогической практике нет готовых программ, разработок и методик, нет наработанного механизма действия проведения такой работы среди дошкольников.
Видя такую проблему, перед педагогическим коллективом была поставлена задача: разработать проект «Уроки добра» Благотворительные акции в условиях современного детского сада». Данный проект содержит в себе основную задачу – сформировать у дошкольников духовно-нравственные чувства по отношению к окружающему миру.
Основные приоритеты проекта:
1. Создать условия для развития духовно-нравственной личности ребенка, родителей, всех работников детского сада.
2. Путем совместных мероприятий формировать толерантное отношение дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья.
3. Сформировать осознанное социально-полезное поведение, которое в дальнейшем позволит быть духовно–нравственной личностью.
Отличительной особенностью представленного проекта является то, что материал, направленный на воспитание духовно–нравственных качеств ребенка-дошкольника не нарушает структуру образовательного содержания программы «Детство», которая является базовой дошкольного учреждения, не нарушает структуру ее разделов, а именно:
- дошкольник входит в мир социальных отношений;
- в игре ребенок развивается, познает мир, общается.
Нами доказано, что внедрение инклюзивного образования детей инвалидов в дошкольную среду – доступная ступень для детей-инвалидов.
Это системная и доступная интегрированная модель для образования и воспитания не только здоровых детей, но и детей с ограниченными возможностями.
Инклюзивная модель образования предоставляет возможность социализации в атмосфере равенства и социальной справедливости.
Пребывание ребенка-инвалида в здоровом детском коллективе поможет «особым» детям полноценно участвовать в жизнедеятельности детского сада, как в игровой, так и в специально организованной деятельности.
Новизна и оригинальность данного проекта состоит:
- в детальности и конкретности обучения общению здоровых детей и «особых» детей. Даются темы, позволяющие воспитывать духовно-нравственное отношение ко всему, что окружает ребенка;
- в педагогической практике духовно-нравственного воспитания детей-дошкольников и их родителей практически не используется такой вид деятельности, как сообщество здоровых детей и детей-инвалидов в условиях дошкольного учреждения;
- совершенствование себя как нравственную личность;
- социальная адаптация детей-инвалидов в условиях дошкольного учреждения.
Значимость данной работы
Наш проект направлен на усиление акцентов социальной политики, а именно: мы и наши дети должны воспринимать любых инвалидов, как равных себе, обществу необходимо прививать понимание, что все люди равны, а проблемы детей инвалидов – это и наши проблемы.
В нашем проекте участвует большое количество людей: сотрудники, родители, дети, которые объединены единой целью:
- при помощи акций помочь специализированному учреждению пополнить материальную, игровую, учебную базу;
- помочь детям – инвалидам социально адаптироваться, находить новых друзей, умение общаться, взаимодействовать с детьми детского сада, иметь общие интересы;
- воспитать у дошкольников человеческие качества, которые базируются на духовности и нравственности;
- привлечь родителей в организации благотворительных акций в системе инклюзии;
- рост социальной сознательности взрослого населения, изгнание из общественного сознания образа «особого ребенка» как «неполноценного человека».
1. Постановка проблемы
- Дети – инвалиды ограничены в общении со здоровыми детьми, им сложно ориентироваться в социальном мире.
- Государство не в силах помочь каждому специальному учреждению, а коммерческие и другие организации зачастую не хотят видеть этой проблемы.
- Здоровые дети имеют опасность утраты нравственных ориентиров, а детский сад является базовым звеном, где решается данная проблема.
2. Обоснование проблемы (причины)
- Недостаточная изученность влияния общения детей – инвалидов на нравственные качества здоровых детей.
- Дети детского сада испытывают трудности в общении с детьми-инвалидами, проявляют жадность, жестокосердие.
- Общественность недопонимает смысл проведения акций, большинство из них имеет духовную инертность в добродетели.
3. Цель проекта
- Воспитывать в детях – дошкольниках такие качества как милосердие, терпение, взаимопонимание, доброта.
- Объединить все подразделения: сотрудники, дети, родители для единой цели – делать добро безвозмездно.
- Введение инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении.
4.Задачи
- Дать детям необходимые знания о том, что людей на Земле много, но они все разные. Среди них есть нуждающиеся в нашей помощи.
- Сформировать у детей базисные основы коммуникативного общения с больными сверстниками.
- Повысить информированность родителей и общественность в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.
5. Действия
Составление плана работы на учебный год. |
Собеседование со старшими дошкольниками по выявлению знаний духовно-нравственной направленности на основе литературных произведений. |
Анкетирование родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников. Создание благотворительного общества среди сотрудников и родителей. |
Разработать цикл бесед на духовно – нравственные темы с использованием иллюстраций, картин, художественной литературы. |
Введение в учебный процесс тематических занятий направленных на духовно – нравственное воспитание ребенка-дошкольника. |
«Благотворительность в условиях детского сада». Просмотр видеофильма «Чужого горя не бывает». |
Разработать цикл занятий для старшего дошкольного возраста на нравственно – этические темы. |
Сценарии утренников, экскурсий, совместных игр, праздников, развлечений. |
Организация благотворительных акций среди родителей и сотрудников. |
Подведение итогов совместной работы |
6. Календарное планирование воспитательно-образовательной работы на учебный год
Месяц |
Тема |
Задачи |
сентябрь |
Беседа Нас много и мы все разные. Рассматривание картины К. Пынеев «По миру». |
Расширить у детей представление об окружающей действительности. Развивать восприятие образа ровесника по внешнему виду и индивидуальным особенностям. |
октябрь |
Занятие Что такое дружба. Встречаем гостей. Чтение Д. Михаловский «Два друга». |
Познакомить детей с правилами гостеприимства, учить детей общаться с незнакомыми людьми. Воспитывать чувство доброжелательности. Дать определение слову дружба. Разобрать стихотворение по смыслу. |
ноябрь |
Беседа Что такое вера? Во что мы верим. Чтение Л.Толстой «Старик» |
Дать детям понять, что человек должен верить в добро, в дружбу, любовь; как и во что мы верим, что помогает человеку совершать добрые поступки. |
декабрь |
Занятие Что такое хорошо, и что такое плохо? Чтение произведения П. Зосимский «Бабочка и дитя», Чтение русских народных сказок. |
Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений. Уметь соотносить слова и поступки добро-зло, хорошо – плохо. На примере произведений показать детям, как происходит исцеление человеческой души добрыми поступками. |
январь |
Беседа Наши добрые поступки, наши добрые дела Рассматривание картины Н. Орлов «Подати» |
Закрепить представление у старших дошкольников о добре и зле. На примере доказать, что добро всегда побеждает зло. Формировать представление о хороших и плохих поступках, нормах и правилах поведения при общении с другими людьми. Воспитывать у детей такие качества, как щедрость, честность. |
февраль |
Занятие «Дела милосердные» Чтение стихотворения К. Петерсон «Сиротка» |
Дать детям понять, что такое благотворительность, почему мы помогаем Нуждающимся в помощи людям. Дать возможность поразмышлять, чем можно помочь нуждающимся. Учить детей сопереживать, сочувствовать другим людям. |
март |
Беседа «Что такое день рожденье? День Ангела?» Чтение стихотворения М. Пожарова «Бумажный петушок» |
Установить два понятия: день рождение и день Ангела. Учить детей хорошим манерам – дарить подарки. Раскрыть понятие, что такое подарок (безвозмездное дарение чего-либо другому человеку). |
апрель |
Занятие «За добрые дела всегда похвала» Секрет хороших слов. Чтение стихотворения Я. Полонский «Нищий» |
Раскрыть детям значение вежливых слов, формировать представление и потребность общаться с другими детьми. Стараться делать хорошие поступки и добрые дела. Совершать поступки милые сердцу людям. |
май |
Заключительная беседа Кто я? Какой я? Обмен рисунками с детьми дома-интерната «Дарю тебе на память». |
Выявить роль памяти ребенка в результате общения с другими детьми. Отразить в своем рисунке отношение к детям – инвалидам. Умение дарить рисунки на память своим друзьям и принимать их от друзей. Подведение итогов курса по духовно-нравственному воспитанию. |
7. Результат.
Высокая заинтересованность сотрудников, родителей в проведении благотворительных дней, осознанность и значимость проводимых мероприятий.
Выход благотворительных мероприятий за рамки дошкольного учреждения.
Дети-инвалиды легко адаптировались в стенах дошкольного учреждения, чувствуют себя комфортно и непринужденно.
У дошкольников детского сада наблюдается стойкая динамика осознанности и значимости совершать добрые поступки и делать добрые дела.
8. Критерии эффективности.
Цель, поставленная нами в начале своей работы – достигнута.
Активность и заинтересованность родителей и сотрудников участвовать в благотворительных акциях в среднем повысилась на 42%. Выросло понимание родителями своей роли в деле формирования гражданской позиции, духовно-нравственного воспитания своего ребенка.
Сравнительная характеристика активности и заинтересованности участников проекта
Участники |
Учебный год |
||
2014 – 2015 |
2015 – 2016 |
2016 – 2017 |
|
Сотрудники |
49% |
69% |
86% |
Родители |
36% |
58% |
73% |
На сегодняшний день наш проект завершен. Но в обществе не стало меньше людей, нуждающихся в нашей помощи.
Дальнейшая работа детского сада заключается:
- в совершенствовании работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольника – будущего гражданина;
- в пробуждении общественности к нуждам детей-инвалидам;
- активное внедрение инклюзивного образования в образовательный процесс.
Учитывая достаточно хороший результат по взаимодействию всех заинтересованных сторон: родители, сотрудники ДОУ, дошкольное учреждение планирует расширить границы благотворительности за счет привлечения других структур.
Активно внедрять инклюзивное образование в педагогический процесс ДОУ.
Данный проект может служить примером и руководством в применении опыта работы в других дошкольных и образовательных учреждениях.
Важно понимать, что, решая проблемы детей – инвалидов, надо концентрироваться не только на том, чтобы ребенок был сыт и ухожен, но и на эффективности обучения всех детей, независимо от того, болен он или здоров.
Выводы
В нашей стране для детей с тяжелыми нарушениями в психическом и умственном развитии созданы и успешно функционируют специальные учреждения, в которых они получают полноценную комплексную медико-психолого-педагогическую помощь и поддержку. Так, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» от 24. 11.1995 года № 181 – ФЗ предусматривает реализацию ряда мер социальной защиты инвалидов, направленных на их реабилитацию, а мировое сообщество – ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЭФ и иные международные организации закрепляют новую систему ценностей в нормативных актах, делающего инвалида – человека с ограниченными возможностями здоровья – полноправным гражданином.
В новом политическом контексте специальное образовательное учреждение признается сегрегационным, (находящемся в социальной изоляции). Такая система не удовлетворяет ни правозащитников, ни родителей. Идеалом обучения ребенка-инвалида признается сначала интеграция, а затем инклюзия (включение).
В стенах детского сада дети-инвалиды чувствуют себя хорошо и комфортно!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.