Проект сюжетно-ролевой игры «По железной дороге»
I. Задачи руководства
1) Расширение представлений об окружающем:
- обогатить представления детей о профессиях работников железной дороги (машинист, помощник машиниста, кассир, проводница, контролер, осмотрщик, путеец); а также о профессиях продавца, кладовщика и водителя;
- обобщить, расширить и систематизировать знания детей о способах передвижения на железной дороге;
- уточнить, закрепить представления детей о правилах поведения в общественном транспорте;
- обогатить словарный запас, формировать коммуникативные навыки, развивать диалогическую речь;
- развивать творческую активность, инициативность в игре; формировать умение правильно выполнять ролевые действия и умение поддерживать ролевой диалог.
2) Формирование игровой деятельности:
А) внести атрибуты к игре, объяснить как построить вагоны поезда
Б) показ и объяснение воспитателя: как управлять поездом, как продавать билеты, как покупать билеты и продукты за "деньги", распределение ролей.
3) Формирование взаимоотношений:
Продолжать вести работу над умением выполнять ролевые взаимоотношения, умением согласованно взаимодействовать в игре, умением слушать и слышать других, быть вежливыми, помогать друг другу.
II. Подготовка к игре
1. План подготовки к игре "По железной дороге"
Дата |
Изготовление атрибутов |
Обогащение впечатлений |
Обучение игровым действиям |
март |
– Аппликация "Билеты" – Сбор коробок от конфет, печенья, бутылок от лимонада. – Изготовление тортов, пирожных, колбасок из бросового материала или пластилина. – Изготовление электровоза и вагонов из картонных коробок(2 вагона) – Изготовление указателей остановок. – Табло отправки поездов. |
– Беседы: "Грузовые и пассажирские поезда", "Работники железной дороги и значение их труда" – Чтение и заучивание наизусть стихов, инсценирование стихов и пение песен про жел.дорогу. – Просмотр мультфильма "Паровозик из Ромашкова" – Дид/игра "Собери поезд" (закрепить названия частей поезда). – Рассматривание иллюстраций с изображением работников жел.дороги , агитационных плакатов с изображением правил поведения на железной дороге. – Подвижные игры: "Поезд", "Каждый поезд в свое депо". |
– Напомнить правила поведения в общественном транспорте – Уметь двигаться по рельсам по указанному пути – Уметь определять по билету номер вагона и время отправления – Научить некоторым элементам работы железнодорожников (машинист, осмотрщик вагонов, путеец, проводник, контролер)и работников торговли (продавец, водитель, кладовщик) |
2. Составление плана сюжета игры
Сюжеты |
Роли |
Атрибуты |
Игровые действия |
Речевые обороты |
Подготовка поезда к поездке |
Машинист Помощник Осмотрщик Путеец |
Поезд из картона Фуражка и рубашка машиниста Руль Жилетка осмотрщика Сигнальный флажок Молотки Гаечные ключи |
Управляет поездом. Разговаривает по рации. Осматривает поезд. Ремонтирует путь. |
"Поезд №25 Октябрьск – Самара прибыл на станцию Октябрьск. "Осторожно, двери закрываются". Звукоподражание гудку паровоза. "Поезд №25 Октябрьск – Самара отправляется по 2 пути. Время отправки 10.00" |
Касса Платформа |
Кассир Пассажиры Проводница |
Стол с табличкой "Касса" Билеты Деньги (деревян. геом. фигуры) Сумки Рюкзаки Игрушки Табло |
Выстраивание в очередь. Покупка билетов. Определение по табло время отправки поезда. Ожидание прибытия поезда. Посадка в поезд. Помощь в нахождении своего места. |
– Дайте, пожалуйста, один билет до Самары – Возьмите, пожалуйста – С вас 5 рублей – Следующий – Возьмите сдачу – Займите свое место – Провожающих прошу выйти из вагона. – вещи положите в багажный отсек
|
Поезд в пути Доставка продуктов в магазин с базы |
Контролер Пассажиры Проводница Путейцы Водитель Продавец Кладовщик |
Сумка с билетами и деньгами Поднос, стаканы, пакетики чая. Машина грузовая Ящики с продуктами Полки для продуктов |
Проверяет билеты, продает тем, кто не успел купить. Играют с игрушками, тихо разговаривают Предлагает чай. Ремонтируют рельсы Возят с базы продукты Принимает и заказывает продукты. Отпускает нужный товар |
– Ваш билетик – Счастливого пути – Не желаете чаю – Вам ничего не нужно? У вас все хорошо? – Возьмите накладные – Распишитесь за товар |
Остановка "Магазин Вкусняшка” |
Продавец Покупатели Машинист |
Коробки конфет Бутылки с водой Пирожные Торты Колбаса Фрукты |
Выходят из поезда Покупают продукты Продает, дает сдачу Объявляет остановку
|
– Дайте, пожалуйста бутылочку воды. – С вас 10 рублей. – Что вы желаете – Время остановки 20мин. – Изображает гудок поезда. – Прошу занять свои места. |
Конечная остановка "Стадион". |
Пассажиры Проводница Машинист |
|
Объявляет остановку, останавливает поезд. Идет отдыхать. Помогает выйти из вагона. Выходят из поезда. Участвуют в эстафетах. |
– Уважаемые пассажиры, не забывайте свои вещи. – Спасибо. До свидания. |
3. Схема игрового пространства (приложение № 2)
III. Ход игры
Воспитатель: Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо для нашей группы. Зачитываю: это приглашение на соревнования в Самару. Кто из вас ездил в Самару? На чем можно доехать до Самары? Ну что ж, поедем на поезде. А вы знаете, что:
Железную дорогу обслуживают многие:
Помощник машиниста, кассир и замминистра,
А также машинист, а также сам министр,
А также ревизор, а также контролер,
Плюс путевой обходчик, диспетчер, проводник.
Состав пойти не сможет без каждого из них.
За то, что ходит поезд, им кланяемся в пояс.
– А кто управляет поездом? Кто ему помогает? Какую работу выполняют осмотрщики вагонов; путейцы? Кто такой и зачем нужен проводник?
– Предлагаю распределить роли и выбрать нужные атрибуты. Машиниста и помощника машиниста выбираем считалочкой (вы очень серьезные и ответственные люди, хорошо знаете устройство электровоза); путейцев и осмотрщиков вагонов выбираем с помощью игры "Чудесный мешочек" – кому достанется инструмент путейца (от вас зависит безопасность движения поезда), проводницу – с помощью загадки: кто первый отгадал (вы очень внимательный, наблюдательный человек); продавца, водителя, кладовщика, контролера – стрелочкой). Остальные – пассажиры.
– Без чего нельзя сесть в поезд? Где мы покупаем билеты? Кто их продает?
– Кто справится с работой кассира? Хорошо, пусть Катя будет кассиром, она умеет хорошо считать.
– Как надо обратиться к кассиру, чтобы купить билет? – Можно один билет до Самары. – Дайте, пожалуйста, один билет до Самары. (дети-пассажиры встают в очередь, покупают билеты в кассе).
В это время машинист и помощник машиниста, путейцы и осмотрщики вагонов, проводница занимают свои места и выполняют свою работу (машинист заполняет книгу: состояние поезда, время отправки; пом.машиниста осматривает поезд; путейцы начинают ремонт 2 пути; проводница вытирает пыль с сиденьев, поправляет занавески; осмотрщики простукивают колеса, проверяют наполняемость песка).
– Нам пора идти на платформу и ждать прибытия поезда.
– Что указано на билете? (Время отправления, маршрут, № вагона и места)
– Где еще можно узнать время отправления? (дети подходят к табло, воспитатель показывает расписание и находит нужное: "Поезд №25 Октябрьск-Самара – 10-00"
– Ребята, можно ли опоздать на поезд? (нет, он отправляется по расписанию).
– В каждом вагоне есть комнаты-купе, в них помещается по 4 человека.
Раздается гудок, поезд прибывает к платформе. Двери поезда открыты, возле дверей, на платформе, стоит проводница.
Проводница: Ваши билеты (дети показывают билеты). Проходите, занимайте свои места. Ваше место номер три. Билеты не теряйте, вы по ним поедете обратно (дети проходят в вагоны, находят свои места)
– Располагайтесь, вешайте свою одежду, вещи положите в багажный отсек (под стульчики).
Раздается гудок, поезд начинает движение по 1 пути.
Дружно в поезд дети сели и в окошко посмотрели,
Машинист сигнал подал и наш поезд побежал.
– А чем можно заняться во время движения поезда?
(Можно почитать, посмотреть книгу, которую взяли перед отъездом; поиграть в настольные игры, разговаривать с попутчиками.)
Дидактическая игра: "Правила поведения на ж/д и в транспорте"
- нельзя переходить пути в неположенном месте;
- нельзя бегать по вагону;
- нельзя мешать попутчикам, кричать;
- нельзя высовываться из окон;
- нельзя бросать мусор в окна;
- запрещено подлезать под платформы и ж/д составы;
- платформа – не место для игр;
- запрещено заходить за ограничительную линию у края пассажирской платформы;
- входить в вагон и выходить из вагона только при полной остановке поезда;
- нельзя срывать ручку стоп-крана без серьезного повода.
Проводница предлагает всем чай. Входит контролер и проверяет наличие билетов у пассажиров.
В это время водитель грузовика привозит нужные продукты в магазин с базы. Продавец заказывает товар. Кладовщик отпускает нужное количество товара.
Поезд останавливается и машинист объявляет остановку: – Остановка: Магазин "Вкусняшка". Время остановки 20 минут.
Дети выходят из вагонов. Кто-то просто гуляет по перрону, кто-то идет к магазину "Вкусняшка" и покупает необходимые продукты. (– Дайте, пожалуйста бутылочку воды. – С вас 10 рублей. – Что вы желаете).
Раздается гудок, проводница просит занять свои места, поезд отправляется дальше. Пассажиры тихо беседуют, кушают фрукты.
Машинист объявляет: "конечная остановка: Самара"; проводница провожает всех, говорит: – Уважаемые пассажиры, не забывайте свои вещи. Счастливого пути. Дети благодарят: – Спасибо. До свидания.
– Вот мы и прибыли в Самару. Перед нами стадион, где мы будем соревноваться. Дети делятся на 2 команды. Проводятся эстафеты: "Кто быстрее перенесет игрушки", "Самый меткий", "Финальная эстафета (с прыжками через палочки, с бегом змейкой, с подлезанием под дуги)". Награждаются обе команды: 1 место– золотые медали, 2 место – серебряные медали.
IV. Окончание игры
– Пора отправляться домой. Посмотрите на табло время отправки поезда (на табло: Поезд № 25 "Самара – Октябрьск", время отправки 11-00). Дети проходят на платформу, показывают билеты проводнице, занимают свои места в вагонах.
Раздается гудок, поезд начинает движение по отремонтированному 2 пути, а путейцы начинают ремонт 1 пути.
– Давайте споем песню про труд машиниста. Исполняется песня
(К. Гребенников и Н. Добронравов, муз. А. Пахмутова) "Машинист":
- По насыпи поезд мчится,
Лишь снег да метель кругом;
Огни деревень, как птицы,
Летают в снегу ночном.
Припев:
Ночь… Ночь… Ночь впереди…
Снег… Снег… Снег на пути…
Зорче вдаль, машинист, гляди,
Удачи тебе в пути!
- А сзади в вагонах, люди –
Как должен ты их беречь!
И в каждом вагоне судьбы
И радость грядущих встреч.
Припев.
- А поезд сквозь ночь несется,
О чем-то поют гудки,
И поезда сердце бьется
В твоей, машинист, груди.
Припев:
V. Оценка игры.
Воспитатель спрашивает ребят, понравилась ли им поездка на стадион в Самару.
Предлагает громко похлопать в ладоши тем детям, кому поездка очень понравилась.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.