Применение простых механизмов. Выяснение условия равновесия рычага
Тип урока: комбинированный.
Формы проведения: коллективная работа со всем классом, работа в группах, индивидуальная работа.
Методы: беседа, рассказ, лабораторная работа по выяснению условия равновесия рычага.
Цель урока: изучить самый простой и распространенный простой механизм – рычаг.
Задачи урока:
- Обучающая: закрепить понятия простых механизмов ,рычага и их роль в жизни человека; выяснить условие равновесия рычага, научить применять правило равновесия рычага.
- Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к новым знаниям, создавать условия для проявления желания самостоятельного поиска новых знаний.
- Развивающая: продолжить развитие умений и навыков анализировать знания и делать выводы, развитие внимания, наблюдательности через смену учебной деятельности.
- формировать практические умения и навыки при использовании приборов;
- развивать творческое мышление учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, рычаг-линейка, набор грузов, ножницы, рычажные весы, блок, скелет человека, наклонная плоскость.
Ход урока
1. Организационный момент (2мин)
2. Повторение. Актуализация знаний. (20 мин)
А) Демонстрация: ножницы, рычажные весы, блок, рычаг-линейка, скелет человека. (2 мин)
Учащимся задается проблемный вопрос: Что объединяет эти устройства и приспособления? (Простые механизмы -рычаги, наклонная плоскость)
Назовите эти простые механизмы, к рычагам какого рода они относятся?
Б) Ответить на вопросы: (5мин)
- Что такое простые механизмы и для чего они нужны?
- Что такое рычаг (1рода, 2 рода)?
- Что такое плечо?
- Правило равновесия рычага?
- Что такое момент сил?
- В чем заключается правило моментов?
В) Работа с презентацией. (9 мин)
- Составить блок-схему разновидностей простых механизмов. (3 мин)
- Разделить простые механизмы на две группы.(5 мин)
- Проверка. (критерии представлены в презентации) (1 мин)
Г) Применение простых механизмов – рычагов . (4 мин)
Работа в мини-группах (2 чел) с элементами игры-соревнования.
Каждой группе выдается лист с изображением скелетом человека, а на столе стоит демонстрационный макет.
Задание: за 1 минуту обвести в кружочек все возможные рычаги на примере скелета человека.
По окончании времени группы меняются листами и подсчитывается количество обведенных рычагов (критерии представлены в презентации). Выбираются три победителя ( по наибольшему количеству). Работы собираются. (самооценка+оценка учителя)
При совместном обсуждении на макете показывается все возможные рычаги.
3. Выполнение лабораторной работы. (18 мин)
(Детям выдаются распечатки, которые они заполняют по ходу выполнения работы)
Цель работы: проверить на опыте, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии. Проверить на опыте правило моментов.
Ход работы:
- Подвесить на крючок с правой стороны на расстоянии 12 см от оси один груз.
- Уравновесьте рычаг одним грузом. Измерьте левое плечо.
- Снова уравновесьте рычаг, но уже двумя грузами. Измерьте левое плечо.
- Снова уравновесьте рычаг, но уже тремя грузами. Измерьте левое плечо.
- Считая, что каждый груз весит 1 Н, записываю данные и измеренные величины в таблицу.
№ опыта |
Сила F1 на левой части рычага, Н |
Плечо |
Сила F2 на правой части рычага, Н |
Плечо |
Отношение сил и плеч |
|
F1 / F2 |
l1/ l2 |
|||||
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
- Вычислить отношение сил и отношение плеч для каждого из опытов и полученные результаты записываю в последний столбик таблицы.
- Проверить, подтверждают ли результаты опытов условие равновесия рычага под действием приложенных к нему сил и правило моментов сил.
(F₁)/(F₂)=(l₂)/(l₁).
М1 = F1 * l1 = = H/м
M2 = F2 * l2 = = Н/м
M1 = M2
7. Сделать вывод.
Вывод: … .
4. Итог урока. (1 мин.)
Вывод: Во сколько раз сила увеличилась, во столько раз плечо уменьшилось. При равенстве моментов сил, вращающий рычаг по часовой стрелке и против, он находится в равновесии.
5. Домашнее задание.
(выдается каждому индивидуально в конце урока) (1мин)
- § 60, упр 30(1-3.5).
- Задание (с.180)* ,
- * Измерьте с помощью линейки плечи рычага (ножниц, гаечного ключа, гвоздодера, ножниц по металлу) и определите выигрыш в силе выбранных простых механизмов.
6. Рефлексия. (на полученных листочках) (3 мин)
Метод безоценочного контроля «Мини-обзор».
Записать в одном предложении:
- на одной стороне листа «Важное» (что важное было сегодня на уроке),
- на другой – «Неясное» (что осталось неясным).
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.