«ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ - жизни нашей основа – давайте сбережем его, родное наше слово!».
Цель: сохранение и поддержка русского языка как национального достояния России.
Задачи:
- Учить владеть видами речевой деятельности (выразительным чтением).
- сформировать любовь и интерес к родному языку,
- развивать речь, знания по русскому языку.
Формы организации деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Ход мероприятия
Здравствуйте, дорогие друзья. Нашу встречу я хочу начать интересным высказыванием:
«Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей» (Лев Толстой)
«Язык — инструмент, едва ли не труднее он самой скрипки. Можно бы еще заметить, что посредственность как на одном, так и на другом инструменте нетерпима». Петр Вяземский
«Оно хорошо, а даже и нужно знать соседскую речь, но сначала нужно знать свою». Франциск Богушевич
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». (Константин Паустовский)
Ведущая: в феврале, двадцать первого числа, отмечается День родного языка. Нашу встречу мы посвятим сохранению языка нашей страны Россия – русского. А чтобы его сохранить – его надо знать!
Предлагаю вам разделиться на команды. Придумать вам необходимо название, девиз команд в соответствии с нашей темой. Выбрать капитана.
Да, нелегко нам живется, каждого окружает великое количество речевых ошибок, а они чаще всего доносятся до нас из телевизоров, тексты песен, которые вы слушаете, иногда и слушать стыдно. Вот, например, и телеведущие, и герои многих фильмов регулярно путают произношение глаголов «надевать» и «одевать». Может быть, разницу между ними тяжело уяснить? Надевать – одевать, есть ли здесь различие в употреблении?
Ведущий: предлагаю провести викторину. Я начну перечислять действия, а вы отвечайте, какой глагол будет здесь уместен – «надевать» или же «одевать»?
Ведущий: я проснулся рано утром и стал готовиться к выходу. Вначале стал я брюки... Надевать или может – одевать?
В данном случае – надевать. Затем рубашку и пиджак...
Наверное, тоже надевать, да? Верно. А потом стал младшего брата...
Ведущая: Это ясно – одевать.
Потом шапку я – надел, и на брата шапку я – ...? И пр.
Ведущий: Мы с вами узнали, когда надо использовать каждый глагол. Надевать можно вещи: платья, шляпы, пальто. Глагол «надевать» употребляется, когда человек сообщает про себя – я надел то-то. А одевать можно кого-нибудь: ребенка, брата, сестру, куклу.
Ведущий: Теперь пришло время, чтобы команды проверили себя: хорошо ли они владеют русским языком.
«Знатоки пословиц»
Продолжи пословицу.
Больше дела, меньше... слов.
В добрый час – молвить, в худой... промолчать.
Верёвка хороша длинная, а речь... короткая.
Всякую корову можно подоить, да не всякое слово можно... сказать.
Выстрелив, пулю не схватишь, слово сказав, ... не воротишь.
Говори, да ...не заговаривайся.
Говорит день до вечера, ... а послушать нечего.
Говорит, словно... реченька журчит.
Ешь пироги с грибами, а язык... держи за зубами.
За словом в карман... не полезет (ему слово, а он – десять).
Мягко стелет, да жёстко спать.
Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – ... не приставишь.
Словами туда и сюда, а делами... никуда.
Поменьше говори – побольше... услышишь.
Речами тих, да сердцем лих.
Речь красна... слушанием.
Сказал бы словечко, да волк недалёко.
Слово давать, так слово... держать.
От приветливых слов язык... не отсохнет.
Твои бы речи да Богу... бы в уши.
Слушай больше, а... говори меньше.
Умей вовремя сказать, ...умей и смолчать.
Одно доброе слово – от тысяч...бед спасает.
Язык мой – враг мой... прежде ума глаголет.
Язык, сказавший глупые слова, не виноват, виновата... голова.
Языком и лаптя... не сплетёшь.
Слово толковое стоит... целкового.
На языке мёд, да под... языком лёд.
Дурное слово как смола: пристанет ... не отлепишь.
Скоро сказка сказывается, да... не скоро дело делается.
«Разъясни фразеологизм»
Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора.
Не мытьём, так катаньем – любыми средствами (добиваться чего-нибудь, досаждать кому-нибудь). Выражение происходит из речи деревенских прачек.
Перебиваться с хлеба на воду – бедствовать, голодать.
Переливать (воду) из пустого в порожнее – заниматься однообразным бессмысленным занятием.
Перемывать косточки – злословить, сплетничать, судачить о ком-либо.
Переполнить чашу терпения – заставить нервничать.
Плыть по течению – подчиняться влиянию обстоятельств, ходу событий.
После дождичка в четверг – никогда. Фразеологизм связан с почитанием древними славянами бога Перуна (бога грома и молнии). Ему был посвящён четверг. В христианские времена выражение стало выражать полное недоверие
«Свяжи свой язык, либо он тебя свяжет».
«Разъясни афоризм»
«Язык голову бережёт». Бальтасар Грасиан-и-Моралес
«Язык – самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем от слова». Педро Кальдерон де ла Барка
«Язык и золото – вот наш кинжал и яд». Михаил Юрьевич Лермонтов
«Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как». Лев Николаевич Толстой
«Говори правильно!». Игроки команд читают свои варианты ответов (ударения в словах).
Договор, квартал, трубопровод, каталог, валовой, облегчить, звонят. На последний слог падает ударение.
Свёкла, СРЕДСТВА – НА ПЕРВЫЙ СЛОГ. Намерение, добыча, феномен – на второй слог.
Конкурс «Длинное слово русского языка»
Каждый игрок в команде придумывает самое длинное слово, затем капитан выбирает лучший вариант и зачитывает.
Теоретически существуют слова с неограниченной длиной, такие как, например, "прапрапра...дедушка", потому что в русском языке не существует ограничений для приставок "пра".
Интересно то, что самыми длинными словами являются те, что обозначают величины и конечно химические названия.
"Тетрагидропиранилциклопентилтетрагидропиридопиридиновые" (55 букв)
Самое длинное слово, обозначающее величину:
1."тысячадевятьсотвосьмидесятидевятимиллиметровый " (47 букв)
Самое длинное слово, обозначающее химическое вещество:
2."никотинамидадениндинуклеотидфосфатгидрин" (40 букв)
Самое длинное слово в Книге рекордов Гиннеса:
3."превысокомногорассмотрительствующий"(35 букв) и
4."рентгеноэлектрокардиографического" (33 буквы)
Слово, обозначающее боязнь длинных слов:
5."гиппопотомонстросескиппедалофобия " (33 буквы)
Самое длинное слово, обозначающее возраст:
6."восьмидесятичетырёхлетний" (25 букв). – ПРОЧИТАЙТЕ ИХ БЕЗ ЗАПИНКИ.
Подведение итогов, награждение
Рефлексия
Понравилось вам наше мероприятие? Что нового вы узнали? Насколько важно знать родной язык?
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.