Повторяем состав слова
- отрабатывать умение определять способ образования слов, образовывать слова по заданной модели
- словообразование, состав слова, суффиксальный способ, приставочный способ, приставочно-суффиксальный способ, проверочная работа, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Закрепление изученного материала | Выполняется фронтально, письменно упражнение 1 в учебнике — поиск слов, образованных суффиксальным способом, отработка умения находить и выделять суффиксы в словах. Учитель может предложить ученикам записывать сначала слово, от которого образовалось найденное слово, а потом выделять суффиксы. Запись: елка (к//оч) — елочка, листок (ок//оч) — листочек; трава — травинка; берёза — берёзка; осина — осинка. |
3 | 3. Закрепление изученного материала | Выполняется самостоятельно, письменно упражнение 2 в учебнике — поиск слов, образованных приставочным способом, отработка безошибочного списывания. Вариант выполнения. Если класс работает очень медленно, ученики не списывают весь текст, а лишь выписывают из него слова, образованные приставочным способом. Во время проверки ученики называют слово, образованное приставочным способом, слово, от которого оно образовано, и приставку, которая помогла образовать новое слово. |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Выполняется в парах, письменно упражнение 3 (работа в паре) в учебнике — отработка умения образовывать слова по заданной модели. Во время проверки ученики должны назвать способ образования слов первой группы (приставочно-суффиксальный) и слов второй группы (суффиксальный), определить, что обозначают все вновь образованные слова (признак предмета), на какой вопрос отвечают (какой?), как называются (имена прилагательные). |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Упражнение 4 (по выбору) в учебнике — определение способа образования слов. Сначала выполняется в классе фронтально, устно; письменно — как домашнее задание. Вопрос перед выполнением, активизирующий алгоритм действий: что нужно сделать, чтобы определить способ образования слова? (Нужно найти слово, от которого образовано данное, и определить, какие части слова помогли это сделать.) Учитель просит учеников определить способ образования написанных на доске слов постучится, поглядите, пушистая, смолистая, душистая, назвать исходные слова и часть слова, которая помогла образовать данные. Возможная трудность. Определение слова, от которого образовано слово душистая. Помощь. Попросить учеников объяснить значение слова душистый, а потом объяснить им одно из значений слова дух, синонимичное значению слова запах (можно привести фразу: «Там русский дух, там Русью пахнет»). Обратите внимание. Образование слова постучится в современном русском языке рассматривается по-разному, ср.: постучаться ← постучать и постучаться ← стучаться. В первом случае слово образовано постфиксальным способом, во втором — приставочным. Методически нецелесообразно знакомить учеников с обоими случаями, поэтому в качестве доступного для учеников выбирается второй случай — приставочное образование. |
6 | 6. Дополнительный материал. Интерактивное задание | Дополнительная работа Проверочная работа по теме «Состав слова». Каллиграфическая минутка. Учитель предлагает учащимся прописать буквы, написание которых следует улучшить (по результатам проверки тетрадей). |
7 | 7. Рефлексия. Домашнее задание | Учитель подводит итоги работы на уроке. Домашнее задание. Упражнение 4 в учебнике — письменно. |