Повторение правописание частей слова
- организовать орфографический тренинг в написании приставок и суффиксов, закрепить навык работы с транскрипцией слов; учить обнаруживать в слове орфограмму и определять часть слова, в которой она находится
- орфографический тренинг, приставка, суффикс, транскрипция, орфограмма
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Каллиграфическая минутка | Учитель выносит на доску соединения, которые он считает необходимым отработать с учащимися класса (определяются при проверке тетрадей). Возможные соединения — ас, са (типичная ошибка — слишком близкое написание букв, незамыкание овала при письме буквы а, слишком высокое положение точки начала движения при написании буквы с). |
3 | 3. Закрепление изученного материала | Упражнение 1 в тетради «Пишем грамотно» (№ 2) — повторение написания приставок и суффиксов. Выполняется в парах с последующей проверкой. |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в тетради «Пишем грамотно» (№ 2) — развитие орфографической зоркости, повторение изученных орфограмм. Выполняется фронтально. Речевой материал упражнения учитель копирует на доске. Вызванный ученик на доске (остальные — в тетрадях) точно выполняет представленную в задании последовательность действий, произнося каждое вслух. Например: «1) [сн’ижок] — в этом слове ударный звук [о́], ставим ударение; 2) в слове снежок нулевое окончание (снежок, нет снежка, рад снежку); 3) корень -снег- (снежок, снег, снежинка); 4) суффикс -ок-; 5) в слове есть орфограмма «Безударные гласные в корне», проверочное слово снег, звук [и] будем обозначать буквой е; 6) ещё одна орфограмма есть в суффиксе: после шипящих под ударением в суффиксе -ок- пишется буква о (дружок, сапожок); 7) записываем: снежок». |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 в тетради «Пишем грамотно» (№ 2) — комплексное повторение орфограмм, развитие орфографической зоркости. Выполняется фронтально (учащиеся комментируют свои действия по цепочке с места). Возможные трудности 1. Подбор проверочных слов. Помощь. Если после предпринятых попыток ученики не подберут проверочное слово, учитель называет его сам: вершинами — верх; берегов — побережье, прибрежный. 2. Ученики «находят» орфограмму «Проверяемые безударные гласные в корне слова» в словах громадные и поднимались. Помощь. Учитель напоминает, что не во всех словах безударные гласные можно проверить, именно поэтому такие слова и называются словарными (написание можно узнать только в словаре). Обратите внимание. Синонимы громадный и огромный в современном русском языке — не однокоренные слова, поэтому их написание следует запомнить, а не предлагать неправильную проверку (огро́мный — громадные). В слове поднимались с точки зрения морфемной структуры слова орфограмма — в приставке под- (в этом слове связанный корень -ним-: принимать, вынимать и т. д.), поэтому не рекомендуем проводить проверку формами слова по́днял, по́дняли. Написание слова также следует запомнить. После того как основное задание выполнено, учащиеся читают текст орфографически и готовятся к письму под диктовку (в своих тетрадях, закрыв тетрадь «Пишем грамотно»). В зависимости от особенностей класса и темпа работы учитель сам определяет, сколько предложений он будет диктовать. Неизученные орфограммы чётко проговариваются учителем. Возможный вариант проверки. Учащиеся орфографически читают написанное, орфограммы подчёркиваются. |
6 | 6. Закрепление изученного материала | Упражнение 4 в тетради «Пишем грамотно» (№ 2) — повторение орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова». Выполняется в парах. Перед началом выполнения учитель читает слова упражнения и просит назвать правило, которое будет определять написание этих слов и способ проверки. Примерный ответ. В этих словах есть «опасные» сочетания [сн], [зн]. Значит, нужно обязательно проверять, не «прячется» ли в этих сочетаниях звук-невидимка. Узнать, есть ли в слове непроизносимый согласный, можно, если так изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы этот согласный произносился отчётливо. После такой проверки становится ясно, есть ли в слове орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова». В слове радостный непроизносимый согласный «прячется» не в корне слова, а в суффиксе -ост-. Далее учащиеся в парах подбирают проверочные слова, решают, нужно ли вставлять какую-то букву. В ходе проверки ученики сначала называют слова, в которых непроизносимого согласного в «опасных» сочетаниях нет, затем слова с непроизносимым согласным. Записать слова этого упражнения в рабочую тетрадь в два столбика: радостный грозный грустный ужасный поздний прекрасный известный вкусный звёздный солнце Если ошибки на данное правило в классе допускаются часто, обязательное условие выполнения дополнительного задания — запись проверочных слов. |
7 | 7. Закрепление изученного материала | Упражнение 5 в тетради «Пишем грамотно» (№ 2) — обнаружение в словах орфограммы «Безударные гласные в корне». Первая часть задания — подчеркнуть буквы, обозначающие безударные гласные в корне слова, — выполняется фронтально. Сначала учитель читает весь текст, после этого ученики по цепочке читают слова и говорят, есть ли в слове данная орфограмма или нет. Вторая часть задания — списывание текста — предлагается для выполнения дома (ученики списывают текст в рабочие тетради или готовятся к письму этого текста под диктовку). |
8 | 8. Закрепление изученного материала | Упражнение 6 в тетради «Пишем грамотно» (№ 2) — закрепление правильного способа выполнения работы над ошибками. В уроке 80 эта работа описана подробно. Сначала стихотворение читается целиком. Запись в тетрадях учащихся выглядит так: 1) двор — (по́) двору, о́сень — осенний, смо́трит — смотри 2) пиро́г — пирога, свой — свои, дождь — дождливый 3) крыльцом, большой, льдина 4) лезет — залез, выходы — выход, ужасы — ужас 5) во́зится — завозился, кот — котёнок, во́дный — вода |
9 | 9. Словарная работа | Записать под диктовку словарные слова, комментируя, как нужно писать слова и какие буквы подчеркнуть. Диктуются слова: корова, праздник, отец, Московский Кремль, Москва, столица. Составить со словами Московский Кремль, Москва, столица предложения, включив в каждое как минимум два из этих слов. Два предложения записать под диктовку учителя. В качестве домашнего задания предлагается выучить написание слов. |
10 | 10. Дополнительный материал. Интерактивное задание | Учащиеся, требующие педагогической поддержки, вместе с учителем выполняют упр. 86 в тетради «Учусь писать без ошибок», вспоминая при этом правописание суффиксов -ик-, -ек-. Остальные учащиеся самостоятельно работают с первым абзацем упр. 87, а потом выполняют упр. 86. |
11 | 11. Рефлексия. Домашнее задание | Учитель подводит итоги работы на уроке. Домашнее задание. Упражнение 5 в тетради «Пишем грамотно» (№ 2), вторая часть задания — списывание текста. Выучить написание слов корова, праздник, отец, Московский Кремль, Москва, столица. |