Подготовка к ОГЭ по русскому языку: методические рекомендации
Я работаю учителем русского языка и литературы в школе открытого типа. У нас учатся дети с 7-го по 9-й класс.В классах по 10-12 человек, но учащиеся с огромными пробелами в знаниях. Кроме того, половина класса – дети с ОВЗ. Так что трудностей при подготовке к экзаменам у меня предостаточно.
Данный материал предназначен для учителей, у которых в классе есть учащиеся с ОВЗ.С каждым годом таких учащихся становятся все больше. Поэтому возникла необходимость занятьсяподбором текстов изложений и написать предполагаемые тексты сочинений-рассуждений, так как их мало в интернет пространстве.
Старалась подбирать тексты с ярким, запоминающимся сюжетом, либо тексты познавательного характера. Предварительная работа перед написанием сочинения поможет детям справиться с сочинением. Дети должны владеть дополнительными сведениями по данной теме. Учащиеся с ОВЗ мало читают, поэтому любая помощь по указанной теме им важна.
Я решила на каждом уроке минут 5-7 говорить с учащимися на какую-либо тему. Старалась уточнить тот минимальный запас знаний по данной теме, которым владеют ученики. Просила сформулировать хотя бы одно предложение. Наиболее удачные предложения по теме ученики записывали в тетрадь и оставляли целую свободную страницу для дальнейшей работы. Таким образом, мы осуществляли работу над вступительной частью сочинения, потому что учащиеся всегда задавали один и тот же вопрос: «С чего начать сочинение?» Но я не говорила, что это вступительная часть к сочинению, а называла просто беседой на ту или иную тему. В этом случае учащиеся более свободно высказывались по теме, вели себя более естественно. Не было той суматохи, страха перед высказыванием своего суждения.
У детей с ОВЗ нарушено внимание, память, умственная работоспособность. Учащиеся с ОВЗ испытывают большие трудности при выполнении творческих заданий. Так как речь недостаточно хорошо развита, словарный запас скуден. Эти дети редко интересуются внепрограммным познавательным материалом, в связи с этим знания по различным темам у них более, чем скромные. Учащиеся испытывают большие затруднения в построение логически последовательного текста по указанной теме.
Многократное написание сочинений на разные темы позволит учащимся на экзамене применить полученные знания. Постоянно нужно работать над композицией письменной работы.
Сочинение состоит из четырех частей. Первая часть – сформулировать свое мнение на заданный вопрос. Вторая часть – привести один аргумент из текста, подтверждающий указанную тему. Третья часть – либо второй аргумент из текста, либо из опыта своей жизни, либо из читательского опыта. Аргументы можно менять местами, как будет удобно ученику. Четвертая часть – учащийся делает вывод из всего вышесказанного по данной теме.
Я предлагаю материал по десяти темам. Если предложенного материала будет недостаточно, подберите свои варианты работ. Сформированное умение последовательно выстраивать текст поможет обучающимся справиться с предлагаемой творческой экзаменационной работой.
Ребята завели отдельные тетради по подготовке к экзаменам. Далее я решила весь материал раздробить, чтобы детям не было утомительно, чтобы они не нервничала от слова экзамен. Для учащихся нашей школы, да наверняка, и любой другой – это крайне важный момент. Ребята раздражаются, когда им начинаешь твердить ежедневно о трудностях предстоящего экзамена. Это у них вызывает нежелание что-либо делать и даже отторжение. Поэтому я подбиралась к ним осторожно, что называется «на мягких лапах».
Сочинение – это творческая работа. Однако, учащиеся должны композиционно точно построить текст, соблюсти абзацный отступ четырежды, в каждой части изложить материал, предназначенный именно для нее.
Например, писали сочинение, отвечая на вопрос: «Почему детские мечты сбываются редко?» «Мечта – это мысли человека о будущем. Он размышляет, примеряет на себя различные роли, представляет себя, занимающимся каким-либо делом. Но когда человек строит планы, он имеет достаточно смутное представление о выбранной профессии, так как никогда ничем серьезно еще не занимался. Поэтому станут его мечты реальностью или нет – это огромный вопрос! А ответ найдется только спустя время, когда сама жизнь расставит все по местам. Чаще всего детские мечты, так и останутся мечтами, так как к реальной жизни, оказывается, никакого отношения не имели».
Еще есть одна сложность: учащиеся затрудняются делать вывод. Им трудно обобщить написанное. Это буквально одно, максимум два предложения. Здесь я задаю детям следующие вопросы: зачем вам об этом нужно знать, какая польза человеку от этого, какой станет жизнь, если ты будешь иметь это или знать об этом.
Приведу пример заключительной части сочинения по теме: «Почему детские мечты сбываются редко?»
«Таким образом, каждый человек самого себя знает достаточно хорошо. Нужно прислушаться к внутреннему голосу, он обязательно подскажет, чем стоит заняться, что получится лучше всего.Выбор надо делать сердцем. Мечта – это что-то эфемерное, порой недосягаемое, несбыточное. Но многие взрослые, даже психологи, советуют мечтать о высоком, путь наша мечта будет далека от реальности. Значит, и радость после ее достижения, тоже будет невероятной».
Таким образом, разговаривая с учащимися на разные темы, я пытаюсь сформировать у них необходимый запас знаний, которыми он сможет оперировать на экзамене. Ему не будет так страшно и одиноко, так как полученные умения станут для него спасательным кругом, и он, наверняка, справится с поставленной задачей. Я стараюсь ученикам дать удочку, с помощью которой они самостоятельно смогут «наловить рыбы». Самое главное научить: как писать сочинение, а что именно написать – они догадаются сами.