Первая мировая война. Взгляд сквозь время
Мероприятие проводится в формате брейн-ринга повышает интерес учащихся к урока истории и не требует специальной предварительной подготовки. Игра может стать как оригинальной формой урока повторения, так и самостоятельным событием внеклассной жизни старшеклассников. Группам участников предлагается последовательно пройти интеллектуальные задания.
Материал был представлен на конкурс «100-летие Великой российской революции 1917 года».
Нестандартные уроки и внеурочные мероприятия по истории подразумевают разнообразие деятельности, повышают мотивацию учащихся. Одной из форм проведения таких мероприятий является брейн ринг. Данную разработку можно проводить как на уроке повторения знаний в 9 классе, так и во внеурочное время в рамках знаменательных исторических дат. Данное мероприятие очень просто в проведении, так как не требует особых условий или оборудования, но при этом вовлекает учащихся в активную деятельность и развивает интерес к предмету.
Цели:
- Образовательная: повторить и закрепить у обучающихся знание исторических фактов, личностей по теме «Первая мировая война».
Развивающая:
- продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями и историческими документами;
- продолжить развивать у учащихся умения давать оценку поступкам исторических деятелей;
- в игровой форме активизировать познавательную деятельность учащихся.
Воспитательная:
- способствовать формированию уважительного отношения к историческим событиям прошлого нашего Отечества;
- укреплять дружбу и взаимопомощь обучающихся на основе общего дела и сопереживания за свою команду.
Образовательные ресурсы:
- интерактивная доска
- раздаточный материал для заданий
- компьютерная презентация
Подготовительный этап: класс заранее делится на группы по 5 человек. В каждой группе распределяются роли: выбираются лидер и секретарь. Учитель объясняет принцип групповой работы, обговаривает правила работы.
Ход мероприятия
1. Организационный этап
Приветствие. Определение отсутствующих. Организация внимания.
Вступительное слово учителя
Стихотворение С. Городецкого «Подвиг войны» (1914 г.)
Не первый вечер пели волны
В народном море, и стонал
Стихийный ветер, мощи полный,
И к небу гимн летел, как вал;
Опять на небе пламенела
Заря, невиданно ясна,
Когда из вражьего предела
Домчалась весть войны. Война!
Война! Война! Так вот какие
Отверзлись двери пред тобой,
Любвеобильная Россия,
Страна с христовою судьбой!
Так прими ж венец терновый
И в ад убийственный сойди
В руке с мечом своим суровым,
С крестом сияющим в груди!
Прости, несжатый, мирный колос!
Земля родимая, прости!
Самой судьбы громовый голос
Зовет Россию в бой идти.
Почти 100 лет назад в мировой истории произошло событие, перевернувшее все мироустройство, захватившее в водоворот боевых действий чуть ли не половину мира, приведшее к развалу могущественных империй и, как следствие, к волне революций – Великая война. 100 лет назад Германия объявила Российской империи войну. Так наша страна вступила в один из самых масштабных и кровавых вооруженных конфликтов в истории человечества — Первую мировую. В войну ознаменованную применением химического оружия, первым масштабным применением танков и авиации, войну с огромным количеством человеческих жертв. Исход этой войны стал трагичным для России - революция, братоубийственная гражданская война, раскол страны, утрата веры и тысячелетней культуры, раскол всего общества на два непримиримых лагеря.
Первая мировая война стала прологом потрясений двадцатого века. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира. Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества. Начатая ради величия империй, она через четыре года разрушила сами империи.
Разминка «Знатоки истории»
(балл получает команда, которая первая и верно даст ответ на вопрос).
- Назовите дату начала и окончания I мировой войны. (14 августа 1914-11 ноября 1918 года)
- План Германии по ведению войны (План Шлиффен)
- Основной причиной к началу войны послужило (убийство Франца Фердинанда)
- Германия объявила войну России (1 августа 1914 г.)
- Газовое оружие впервые было применено (апрель 1915г)
- Брусиловский прорыв произошел (в июне 1916г)
- Весной 1915г. к Антанте примкнула (Италия)
- Советское правительство заключило Брестский мир с Германией (3 марта 1918г.)
Интересные факты. После Первой мировой прекратили существование четыре империи: Османская, Австро-Венгерская, Германская и Российская.
«Идентификация». Сопоставить страны и блоки (каждая команда на листе выполняет задание, затем на доске открывается правильный ответ - за правильно выполненное задание команда получает 2 балла).
Назовите страны Антанты: Россия, Англия, Франция, Италия с 1915 года.
Назовите страны Тройственного Союза: Германия, Австро-Венгрия, Италия до 1915 года, Турция.
Конкурс капитанов «Исторический бой»
(представитель от каждой команды на листе выполняет задание, затем на доске открывается правильный ответ - за каждое совпадение команда получает 1 балла).
Установите соответствие между странами и целями, которые они преследовали в Первой мировой войне:
1. Франция 2. Великобритания 3. Германия 4. Россия
|
|
А. Возврат Эльзаса и Лотарингии Б. Захват колоний западноевропейских стран В. Отторжение Прибалтики от России Г. Сохранение господства на море. Д. Сохранение своих колоний Е. Овладение Босфором и Дарданеллами
|
Ответ:1 - АД; 2 - Г,Д; 3 - БВ; 4 – Е
Интересные факты. Первая мировая война послужила очень серьезным толчком для развития военных технологий. Впервые применили отравляющие вещества, появилась авиация, огнеметы, первые танки. Кстати, своим названием бронетехника косвенно обязана России. При отправке на фронт первых танков британская контрразведка пустила «пулю», что российское правительство заказало у Англии партию цистерн для питьевой воды. Под видом цистерн (tank) первые танки отправили по железной дороге, название прижилось. В России термин сначала перевели на родной язык. Боевые машины первое время называли «лоханями». Во время Первой Мировой войны инженер Лебеденко спроектировал и построил бронированную боевую машину с колёсами диаметром 9 м, способную нести на себе пулемёты и пушки и названную позже Царь-танком.
«Эрудит». Найти слова по теме (контрибуция, аннексии, договор, капитуляция, конференция, артиллерия, союз, Сараево, Верден, Антанта, блицкриг, прорыв, Эльзас) – за каждое правильно найденное слово команда получает 1 балл.
К |
О |
Н |
Т |
Р |
И |
Б |
У |
Ц |
И |
Я |
А |
О |
Б |
А |
Э |
Л |
Ь |
З |
А |
С |
Ф |
П |
И |
Н |
П |
Р |
О |
Р |
Ы |
В |
А |
Д |
И |
Л |
У |
Ф |
В |
С |
У |
Й |
Х |
Р |
О |
Т |
А |
Н |
Н |
Е |
К |
С |
И |
Я |
А |
Г |
У |
Н |
С |
О |
Р |
Р |
Д |
Б |
Т |
Е |
О |
Л |
Т |
О |
Б |
Д |
А |
Е |
М |
Ы |
В |
В |
Я |
А |
Ю |
И |
Е |
К |
Ж |
Н |
М |
О |
О |
Ц |
Н |
З |
Е |
Н |
С |
Я |
А |
Ц |
З |
Р |
И |
Т |
Е |
Б |
Л |
И |
Ц |
К |
Р |
И |
Г |
Я |
А |
Р |
Т |
И |
Л |
Л |
Е |
Р |
И |
Я |
Интересные факты. Ютландский морской бой (31 мая — 1 июня 1916) – самое большое в истории морское сражение. В нём принимали участия 44 дредноута, 14 линейных кораблей, 46 крейсеров, 144 миноносца.
Лента времени «Основные события I мировой войны»
(каждая команда на листе выполняет задание, затем на доске открывается правильный ответ - за каждое совпадение команда получает 1 балл).
Определите, о каких событиях идет речь, и расставьте их в хронологической последовательности на линии времени.
- Брусиловский прорыв.
- Наступление русских войск в Восточной Пруссии.
- Сражение под Верденом.
- Сражение на реке Марна.
- Убийство наследника австро-венгерского престола.
- Выход Италии из войны.
- Компьенский мирный договор.
- Брестский мир.
- Вступление США в войну.
- Германия впервые применила отравляющие газы.
Ответы: 1914-2,4,5; 1915-6,10; 1916-1,3; 1917-9; 1918-7,8.
Интересные факты. Вооруженные силы России в Первой мировой насчитывали 12 миллионов солдат, таким образом, это была самая большая армия в этой войне. Более 3/4 были убиты, ранены или пропали без вести. Почти 2/3 смертей в Первой мировой произошли в битвах. В предыдущих конфликтах большинство смертей были следствием заболеваний. Первая мировая война – шестой по количеству смертей конфликт в мировой истории. Для США Первая мировая война обошлась в 30 миллиардов долларов. 14 священнослужителей получили в награду орден Св. Георгия 4-й степени, 227 – золотой наперстный крест на георгиевской ленте.
Война в цифрах. Вписать нужные цифры (балл получает команда, которая первая и верно даст ответ на вопрос).
Продолжительность – (1554) дня.
Число стран-участниц – (38).
Число государств, на территории которых проходили боевые действия – (14).
Численность населения стран-участниц войны – (1050 млн. человек (62 % населения Земли).
Численность мобилизованных – (74 млн) человек.
Численность погибших – (10 млн) человек.
Интересные факты. Самым успешным летчиком-истребителем Первой мировой был Ритмейстер фон Рихтгофен (1892-1918). Он сбил 80 самолетов, больше, чем любой другой пилот на этой войне. Он погиб после того, как был подстрелен под Амьеном. Самым успешным летчиком-истребителем Союзников был француз Рене Фонк (1894-1953), он сбил 75 вражеских самолетов. В первые в истории воздушный таран совершил русский летчик Нестеров Петр Николаевич. Он сбил самолет противника, но и сам при этом погиб. Так же он совершил первую в мире «мертвую петлю» еще до начала войны. Генерал Н.Н. Юденич (командующий войсками Кавказской армии с конца 1914 г.) не проиграл ни одного сражения.
«Лица войны»
(за каждое совпадение команда получает 1 балл, в случае ошибки – 1 балл снимается)
Ребятам предлагается иллюстративный ряд имен. Задача команд – выбрать те исторические личности, которые относятся к периоду Первой мировой войны.
- Деникин Антон Иванович.
- Кошка Петр Маркович
- Пауль фон Гинденбург
- Рененкампф Павел Карлович
- Франц Фердинанд
- Скобелев Михаил Дмитриевич
- Гапон Георгий Аполлонович
- Брусилов Алексей Алексеевич
- Гаврило Принцип
- Жуков Георгий Константинович
- Колчак Александр Васильевич
Интересные факты. Незадолго до смерти французский лейтенант Альфред Жубер писал о Первой мировой в своем дневнике: «Человечество сошло с ума! Нужно быть сумасшедшим, чтобы делать то, что творится. Что за резня… Что за сцены ужаса и кровавой бойни! Я не могу найти слов, чтобы передать свои впечатления. Даже ад не может быть таким ужасным! Люди сошли с ума!»
«Документы свидетельствуют»
(представитель каждой команды вытягивает задание. За полный развернутый ответ команда получает 3 балла, за неполный 1 балл)
Проанализируйте исторические источники.
1)
«Настоящая война начата не Россией … Русская мобилизация имела целью поддержку ____________, славянского государства, от которой Россия не могла отказаться без умаления своего авторитета среди славянства и на Балканах».
П.Н. Милюков.
Вопросы:
- Вставьте пропущенное название страны.
- Могла ли Россия избежать участия в Первой Мировой войне?
- Каковы цели России в Первой Мировой войне?
Ответ: Сербия. Чтобы закрепиться на Балканах и Черноморских проливах, Россия должна была вступить в войну под любым предлогом.
2)
«Немного дней тому назад Манифестом нашим оповестили Мы русский народ о войне, объявленной нам Германией. Ныне Австро-Венгрия, первая зачинщица мировой смуты, обнажившая посреди глубокого мира меч против слабейшей Сербии, сбросила с себя личину и объявила войну не раз спасавшей её России … В предстоящей войне народов Мы не одни: вместе с Нами встали доблестные союзники Наши, также вынужденные прибегнуть к силе оружия, дабы устранить, наконец, вечную угрозу германских держав общему миру и спокойствию…»
Вопросы:
- Назовите императора – автора Манифеста.
- Назовите год издания Манифеста.
- Назовите «доблестных союзников» России в этой войне.
- Почему Австро-Венгрия названа в Манифесте «первой зачинщицей мировой смуты»?
- Приведите исторические факты «спасения» Россией Австро-Венгрии.
Ответ: Николай II подписал Манифест в 1914 г. Союзники России по Антанте – Англия, Франция. 15 июня 1914 г. в г.Сараево (Босния) сербом Принципом был убит наследный принц Австро-Венгерского престола эрцгерцог Франц-Фердинанд. 15 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Россия неоднократно спасала Австро-Венгрию в Семилетней войне, в сражении под Аустерлицем в 1805 г., в битве народов под Лейпцигом в 1813 г.
3)
«Когда летом 1915 г. русские армии были потрясены и сокрушены артиллерийским превосходством Германии, французы копили свои снаряды, как будто это было золото».
«В течение почти 3 лет Россия задерживала на своих фронтах больше половины всех неприятельских дивизий и в этой борьбе потеряла убитыми больше, чем все прочие союзники, вместе взятые». У. Черчилль.
«Союзники решили вести войну до последней капли крови русского солдата».
«Мы предоставили Россию её собственной судьбе». Ллойд-Джордж.
Вопросы:
- Какой фронт играл главную роль в Первой Мировой войне?
- Как можно объяснить действия наших союзников?
- Приведите из истории аналогичные предательства нашими союзниками.
Ответ: Восточный фронт играл первостепенную роль. Русские солдаты были «пушечным мясом» для союзников. Союзники предавали нас и в Северной войне, и в Семилетней войне, и в Наполеоновских войнах.
4)
«Крови наше командование не жалело. Причиной этого была не какая-то жестокость, а скорее примитивизм стратегических и тактических концепций; … преступная военная неподготовленность, за которую приходилось расплачиваться потоками бесполезно проливаемой крови». С.Е. Трубецкой.
«Старая русская армия дралась безропотно почти 3 года; часто шла с голыми руками против убийственно высокой техники врагов и своей обильной кровью искупала грехи верховной власти». А.И. Деникин, командующий дивизией во время Брусиловского прорыва.
«Какой война и была, такой и осталась… Взять, к примеру, меня. За последние 20 лет я не прочёл ни одного военного учебника». Военный министр В.А. Сухомлинов.
Вопрос: Назовите 3 главные причины поражения России на Восточном фронте.
Ответ: Стратегические, тактические просчёты командования; техническое отставание от Европы; отсутствие грамотного, высококвалифицированного офицерского состава.
Интересные факты. В Рождество 1914 года, во время Первой Мировой войны, немецкие и английские солдаты на линии фронта устроили незапланированное перемирие. Они пели рождественские гимны, обменивались присланными из тыла подарками и играли в футбол. В следующие годы войны организовать подобные перемирия уже не получилось. 1 апреля 1915 года в разгар войны над немецким лагерем появился французский самолёт и сбросил огромную бомбу. Солдаты кинулись врассыпную, но взрыва не дождались. Вместо бомбы приземлился большой мяч с надписью «С первым апреля!».
Разгадайте кроссворд (каждая команда на листе решает кроссворд, после выполнения задания команды обмениваются листами и проверяют правильность ответов у своих соперников - за каждое совпадение команда получает 1 балл).
- Наследный принц Австро-Венгрии, чьё убийство послужило поводом к началу Первой Мировой войны. (Франц)
- Город во Франции, битва при котором вошла в историю под названием «мясорубка». (Верден)
- Река во Франции, близ которой англо-французские войска разгромили неприятеля. (Марне)
- Русский генерал, герой Восточно-Прусской операции; из-за военных неудач застрелился. (Самсонов)
- Территория Прикарпатья, на которой полностью разгромили австро-венгерские войска русские войска. (Галиция)
- (по горизонтали) Русский генерал, совершивший героический прорыв в стан неприятеля. (Брусилов)
- (по вертикали) Государство на Балканах, где произошло убийство наследного принца Австро-Венгрии. (Босния)
- Черноморский пролив – мечта для русского флота. (Босфор)
- Император России в годы Первой Мировой войны. (Николай)
- Город, в котором Россия подписала «похабный» мир с Германией (Брест- __________ ).(Литовск)
Подведение итогов и награждение победителей. Рефлексия
Вывод учителя: Россия сыграла большую роль в первой мировой войне. Именно Россия помешала Германии осуществить свой план «молниеносной войны». Так же Россия смогла осуществить перелом в ходе войны в сторону Антанты «Брусиловским прорывом».
А сейчас мы с вами подведём итоги и определим группу, которая оказалась самой активной и эрудированной.
Так же у вас есть листы самооценки. Вам нужно оценить свою работу, работу всей вашей команды и команд соперников (саморефлексия)
Награждение победителей.
Лист самооценки ученика (цы) ______ класса
Фамилия, имя __________________________
Критерии |
Мои комментарии |
Оценка (1-5 баллов) |
Готовность к игре |
|
|
Активность |
|
|
Личный вклад в работу |
|
|
Правила работы в группе
- Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.
- Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.
- Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться
- Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.
- Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.
- Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана (координатора)
- Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.
- Выступать от имени группы почетно. Это делает не камикадзе, а подготовленный все группой ее полномочный представитель.