Память – познавательный процесс психики. Тренировка памяти
Занятие по авторской программе: «Здоровье человека». В результате формируется мотивационно-ценностное отношение обучающихся к своему психическому здоровью, а также оптимистично-эмоциональное стремление к его усовершенствованию на примере такого познавательного компонента психики как память.
Цель: Формирование мотивационно – ценностного отношения обучающихся к своему психическому здоровью, а также оптимистично-эмоционального стремления к его усовершенствования на примере такого познавательного компонента психики как память.
Предметные результаты:
- Способствовать обобщению представлений обучающихся о познавательных компонентах психики полученных на уроках. Организация информационной поддержки.
- Дать возможность познакомиться с различными видами (классификациями) и уровнями памяти, с ее физиологическими основами.
- Помочь обучающимся, проследить взаимосвязь памяти с другими психическими процессами.
Метапредметные результаты:
- Тренировка логики мышления, через установление причинно-следственных связей
- Формирование у обучающихся навыков работы с различными видами информации (схемы, тексты учебника, карточки, дополнительная справочная литература);
- Развитие культуры устной речи,памяти.
Личностные результаты:
- Умственное развитие через овладение системой знаний различных наук о человеке;
- Эстетическое отношение к действительности через интеграцию системы знаний и культурологических представлений.
- Познание своего «я», своих психических особенностей памяти и её тренировки
- Обучающиеся смогут научиться управлять своими мнемоническими особенностями, использовать рекомендации для тренировки памяти.
- Осмысление ценности здоровой духовной личности человека через её развитие,усовершенствовании.
- Осознание, что единый путь к успешности через развитие своих познавательных процессов психики.
Форма организации деятельности детей: фронтально– индивидуальная.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, экран, колонки.
- Рисунки, схемы, выполненные учащимися для презентации.
- Дидактический материал: карточки-тесты, карточки-информаторы, карточки-задания, карточки-инструкции для практической работы;
- Выставка литературы, рекомендуемой для дальнейшего чтения (с участием учеников в создании выставки);
- Музыка на занятии:
- Фрагмент фонограммы из симфонии Ц.Франка «Психея» или увертюра к балету «Амур и Психея» Хиндемита;
- Фрагмент музыки балета И.Стравинского «Аполлон Мусагет». Кода «Аполлон и Музы»;
- Фрагмент сонаты Тартини «Дьявольские трели».
Ход занятия
I. Организационный момент (0,5 мин.)
II. Вступительное слово учителя (2,5 мин.)
Мы уже изучали познавательные компоненты психики на уроке. Сегодня уделим внимание важнейшему компоненту психики человека – памяти. Вы узнаете, насколько тесно связан этот процесс с мышлением, с другими процессами психики и физиологии. Вас многих интересует, какая у вас память, можно ли что-то сделать, чтобы усилить ее, поэтому большинство из вас включились в работу активно, искали дополнительную литературу. Некоторые ребята решили поделиться с вами информацией, приготовили сообщения и выступят сегодня в качестве «ученых». Другие ребята помогли им сделать рисунки-схемы – это младшие научные сотрудники (имена называются).
Понятно, что человеку вашего возраста очень интересно изучать себя: «Кто я?», «Какой я?». Хочется ли вам узнать, какой вид памяти у вас развит? Сегодня вам будет предоставлена возможность практически это сделать: вы получите рекомендации, как усилить свою память. Вы узнаете, что для того, чтобы была хорошая память, ваш мозг должен постоянно трудиться, ведь хорошая память не только от природы, она также зависит от результата плодотворной работы мозга, взаимосвязанной с развитием других сторон психики: внимания, воображения, мышления, эмоций. Вы узнаете, что хорошая память – это результат творческой деятельности, также как и ее залог.
III. Повторение ранее изученного материала (12 мин.)
На экране опорная таблица «Познавательные психические процессы» (Рис. 1).
Ощущения |
Восприятия |
Память |
Воображение |
Мышление |
Отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств |
Отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств в целом в совокупности свойств и признаков этих предметов и явлений |
Отражение прошлого опыта или запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо |
Отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта |
Высшая форма отражательной деятельности, позволяющая познать сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерности |
– Что понимается под Высшей нервной деятельностью?
/Это функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой/.
–А что обозначает слово психика?
/"Психе" – душа/.
Включается фонограмма фрагмента из музыкального произведения Ц.Франка "Психея" /Симфоническая поэма/. Дальнейший рассказ сопровождается музыкой.
Психея – в греческой мифологии олицетворение души и дыхания.
В мире есть много мифов о Психее, объединив которые, Апулей созвал поэтическую сказку о странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью. А любовь – это и есть проявление психики человека.
Древние считали, что душа – это нечто подобное дуновению, и отлетает она с последним вдохом. А что установили учёные? /Психическая деятельность – есть результат работы головного мозга/, Что понимается под высшей нервной деятельностью И.П. Павловым?
/"Это деятельность мозга, которая обеспечивает нормальные сложные отношения организма к внешнему миру"/.
– Назовите познавательные процессы психики /можно с опорой на таблицу (Рис. 1).
/Ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение/.
– Чем отличается процесс восприятия от ощущений?
/Восприятие – это отражение в сознании человека, воздействующее непосредственно на его органы чувств, предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении).
– Можно ли восприятие считать суммой ощущений?
/Нет, восприятие – качественно новая ступень чувственного познания, является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга по сравнению с ощущениями. Без анализа невозможно осмысленное восприятие/
– Проверим, как вы изучили процесс мышления.
Предлагаются карточки с текстом (приложение 1). Совместная проверка и обсуждение. Обучающимся с низким уровнем мотивационно-потребностной сферы выдаются карточки иного типа. Рис.2 для базового уровня мотивационно– потребностной сферы, рис. 3 для асоциального уровня
/Слово «один» обобщает, как и другие слова: один огурец, один мальчик, один стол./
Дополнение к ответу обучающего: Действия шимпанзе Рафаэля основаны на условно-рефлекторной деятельности, действия шимпанзе Лады – на рассудочной. В действиях Лады имеется обобщение, которое доступно избранным особям. Не случайно сам исследователь назвал Ладу «Энштейном среди обезьян». Этот факт обыгрывается и карикатурой: Лада в профессорской мантии лауреата Нобелевской премии.
IV. Углубление знаний полученных на уроках (25 мин.)
Переходим к изучению познавательного процесса – к памяти (тема занятия на доске).
– Ребята, случайно или нет, вначале назвали память, а затем мышление? Что бы вы поставили на первое место – мышление или память?
Возможна дискуссия. Одни обучающиеся утверждают, что мышление первично, т.к. без осмысления материала невозможно его запомнить.
Другие отрицают обязательность осмысления запоминаемого, т.к. можно выучить, не вникая в смысл, иначе "пока вникать, не успеешь выучить".
Третьи, на первое место ставят память – обязательный компонент мышления. "Мышление невозможно без памяти",– утверждают они.
Учитель: Вероятно, этот вопрос волновал ещё древних греков. Вы слышали миф о Прометее. Чем прославился Прометей?
/Он похитил огонь у Богов и подарил его людям/.
Рис. 4. Мнемозина – богиня памяти, мать муз, представлена в позе размышления
А знаете ли вы, что вместе с огнём Прометей вручил людям ещё один бесценный дар – память. Благодаря ей, люди и стали людьми – научились размышлять и распоряжаться своей судьбой без оглядки на богов. Благодаря ей они овладели огнем, освоили ремёсла, изобрели письменность, искусство. Древние предки поставили на первое место память.
И вот она, Богиня Воспоминания – Мнемозина, так её изображали на барельефах. /Показ изображения Мнемозины/. Правая её рука прикрыта мантией в знак отказа от физического труда в пользу умственного. /Звучит фрагмент музыки балета И.Стравинского "Аполлон Мусагет". Кода "Аполлон и Музы"/.
Вы слышите прекрасную музыку. Это бог Аполлон веселит и водит хороводы с девятью музами – покровительницами искусств. Эти юные, быстроногие прекрасные девы, постоянные спутницы Аполлона /поэтому его и называют "Мусагет"/. Музы эти -дочери Мнемозины памяти.
Прекрасный саркофаг, известный под названием саркофага Муз, находящийся теперь в Лувре, был открыт в ХVIII веке при раскопках вблизи Рима. На нижнем барельефе находится прекрасное изображение девяти муз с их атрибутами.
Рис. 5. Клио, Талия, Эрато, Эвтерпа, Полигимния, Каллиопа, Терпсихора, Урания, Мельпомена. Саркофаг Муз (Античный барельеф в Луврском музее)
Значение слова "муза" – это "размышляющая", "мыслящая", что и объясняет, почему в качестве матери муз фигурирует Мнемозина /Память/ – необходимый элемент размышления.
Музы первоначально воспринимались как "мыслящие", "вспоминающие". Но поэзия в древнем мире являлась могущественным фактором цивилизации и поэтому их постепенно переориентировали из сферы мысли в сферу искусств, что взаимосвязано. Без памяти, без мысли искусство невозможно.
Об этом свидетельствуют картины Мантенья "Парнас", на ней изображены Аполлон, заставляющий танцевать муз. А это знаменитая фреска Рафаэля "Парнас" – любимое место пребывания муз /показ слайда/. На высоком берегу Парнаса, у чистых вод Кастальского источника, дарующего вдохновение, Аполлон среди муз.
Рафаэль "Парнас"
Была у греков и река забвения Лета, находящаяся в царстве мёртвых, испив воду которой, души умерших забывают свою земную жизнь. Понятно становится, выражение "кануть в лету".
Много загадок природы помогла людям отгадать Мнемозина, богиня памяти и мать девяти муз. Но самая трудная загадка ещё впереди. Это загадка самой Мнемозины, самой памяти. Разгадывают её психологи, физиологи, психиатры, биохимики. Где точно находятся центры памяти? Лабиринт Мнемозины сложен и запутан.
В одном из платоновских диалогов наш мозг сравнивается с восковой табличкой, на которой мир оставляет подобно перстню свои отпечатки. Так родилась гипотеза о природе памяти, дожившая до наших дней.
Давайте же мы отправимся в один из лабиринтов и будем искать ответы, а каждый ответ и будет шагом по лабиринту Мнемозины.
Откройте учебник на странице 284, статья «Память», найдите ответ на вопрос: «Из каких процессов состоит память?»
/Память состоит из процессов запоминания, хранения и воспроизведения информации./
По таблице (на экране) давайте выясним, какими характеристиками обладает память (рис.6)
Объем, быстрота, точность, длительность и готовность памяти в совокупности проявления своих характеристик характеризуют эффективность памяти в целом и конкретного человека в частности.
Четыре первые характеристики понятны. Попробуйте ответить: «Что же такое готовность?»/Ученики пробуют ответить/. Очень важная характеристика, запишите в тетрадь:
Готовность – это характеристика памяти, свидетельствующая о предрасположенности человека и его сознания всегда активно использовать всю запечатленную информацию.
На экране таблица «Виды памяти». Опираясь на эту таблицу (рис.7), раскроем сущность памяти, определив ее виды и физиологические основы.
– Воспользуйтесь таблицей, подумайте и ответьте на вопрос: «Как классифицируется память в зависимости от приемов заучивания?»
/Механическая и логическая/
Вспомните чем, отличаются приемы механической и логической (смысловой) памяти.
Давайте выполним упражнение и определим, какой же у вас объем смысловой памяти.
Инструкция: Вам будет предъявлен ряд понятий. Для того чтобы их лучше запомнить, делайте на листе бумаги какие-либо зарисовки или пометки (но не слова), фиксируя таким образом те ассоциации, которые они у вас вызывают. При воспроизведении понятий вы будете пользоваться своими пометками. Старайтесь полностью воспроизвести понятия.
Перечень понятий (на экране):
- Вкусный ужин
- Веселый праздник
- Печаль
- Дружба
- Сильное желание
- Радость
- Совместная работа
- Утренняя зарядка
- Воскресный вечер
- Торжественная встреча
- Теплый прием
- Книжный магазин
- Футбольный матч
- Газетный обзор
- Любимый урок
- Центральная улица
- Родной очаг
- Заграничная поездка.
Ученики делают в тетрадях пометки, после чего перечень понятий с экрана снимается.
Продолжим упражнение попозже, пока пометки отложим в сторону, сегодня они нам еще помогут.
Еще раз посмотрите на таблицу (рис.№2). Какая еще есть классификация понятий? Наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная.
У вас на столах карточки – информаторы, прочитайте пояснения к этим видам памяти.
Различают следующие виды памяти:
- Наглядно-образная память – это память на зрительные, звуковые, обязательные, обонятельные и т. д. образы.
- Словесно-логическая память – это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации.
- Двигательная память – это память на движения.
- Эмоциональная память – это память на переживания.
- Кроме того, в зависимости от приемов заучивания различают механическую и смысловую память.
- Механическая память – это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается.
- Логическая (смысловая) память – это запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации.
Можно проверить, хорошая ли у вас зрительная память? Проделайте следующее упражнение.
Инструкция: постарайтесь за 1 минуту запомнить предметы, изображенные на рис.8, а затем назвать их в таком же порядке. Определите процент правильно названных предметов (число предметов, названных вами правильно, надо разделить на общее число предметов и частное умножить на 100.)
Рис. 8
90-100% – отлично; 70-90% – очень хорошо; 50-70% – хорошо; 30-50% – удовлетворительно; 10-30% – плохо; 0-10% – очень плохо.
И как результат? А многие жалуются на плохую память!
Можно ли научиться управлять памятью?
Вспомните, чем долговременная («долгосрочная» ) память отличается от кратковременной? Приведите примеры (можно из жизненного опыта). Ученики приводят примеры.
Учитель: Итак, накопление опыта связано с долговременной памятью.
Перейдёт кратковременная память в долговременную или нет, вот в чём вопрос? Существует много рекомендаций для запоминания. Но память относится к одному из самых индивидуальных явлений психики, зависит от того, например, какой анализатор у человека развит лучше.
Вот и вы выяснили объем своей зрительной памяти.
Давайте назовём основные закономерности перехода кратковременной памяти в долговременную. Обсуждение:
- Большое значение имеет создание установки на какой срок запомнить. Это преднамеренное или произвольное запоминание. Какие при этом проявляются личностные стороны психики?
Воля, характер /записывается на доске/. - Чем выше концентрация внимания на данных, тем быстрее происходит запоминание.
На доске записывается: Внимание.
Очень важно сознательно обдумывать причину, по которой необходимо запомнить что-либо. Если естественный интерес отсутствует, необходимо поискать причину, которая заставит вас быть внимательным. И ко всем причинам прибавьте желание преподать вашей памяти еще один урок. О том, какое значение имеет внимание поймете выполняя первое упражнение еще раз, но только выполняя его подумайте сразу о нескольких вещах: о том, что сейчас идет по телевизору, куда пойдете гулять, удобно ли вам сидеть, не выпить ли чаю с булочкой, не позвонить ли… Почувствовали сложность в выполнении, «память проваливается» и понятно почему… Дело в умении сконцентрироваться, остановить поток мыслей, мешающих припоминанию. - Повторение – относительная гарантия надёжному запоминанию.
Учитель: Как объяснит «учёный – биохимик» что повторение обеспечивает запоминание?
Рассказ подготовленного ученика (роль «ученого – биохимика»).
Ученик: Любой образ запоминается лучше, если нервные импульсы циркулируют по замкнутым цепям нейронов. Нейроны при возбуждении синтезируют вещество памяти – медиатор.
Часть медиатора рассеивается, не достигая следующего нейрона, поэтому он не может возбудиться. Но при многократном выделении медиатора предотвращается его рассеивание. Повторяющиеся нервные импульсы высвобождают в нервные окончания химический передатчик – медиатор, считают, что это ацетилхолин, норадреналин, допамин, серотин, гамма– аминомасляная кислота. Это вещество попадает в узкую щель между нервными окончаниями и соседним нейроном – синапсическую щель. Медиатор, связавшись с рецептором другого нейрона, осуществляет передачу информации, цепь замыкается.
Сообщение сопровождается показом схемы (рис.9)
Рис. 9
«Повторение – мать ученья» – правильная поговорка!
На память действуют другие процессы психики. Логически связанные или взаимообусловленные данные легче запомнить, т.к. складывается ассоциативная связь впечатлений. При воспроизведении одни и те же элементы как бы "тянут" за собой другие.
Часто учителя говорят вам «вспоминай, вспоминай», и не напрасно говорят. След памяти есть всегда, надо уметь извлечь его из ее недр.
Создание ассоциаций – это главный элемент любой искусственной системы усиления памяти. Догадайтесь, какой компонент психики может сыграть роль для образования ассоциаций? Записываем на доске:
Воображение
Символизация, производимая силой воображения состоит в том, что она вкладывает в чувственные явления образы, представления, мысли иной смысл, отличный от того, который они непосредственно выражают, но аналогично с ним связанный.
Сейчас самое время проверить начатую вами работу по проверке объема смысловой памяти.
Откройте созданные вами ассоциации. При воспроизведении понятий будете пользоваться своими пометками, старайтесь сделать это как можно точнее.
Проверка: Проанализируйте количество ошибок и сравните с результатами других.
Очень сходна искусственная система усиления памяти – создание моделей.
Вы уже знаете, что проще запоминать какие-то вещи группами, чем в одиночку, а списки легче запомнить в алфавитном порядке, или в хронологической последовательности.
Приведем простой пример. Трудно запомнить номер телефона 66-39-87, а если расположить цифры так: 663-987? Стираю с доски: «Кто запомнил, может вечером мне позвонить».
Самое главное, запомните так же, что память – это только способ вспоминания вещей, которые вы уже знаете и понимаете. И никакая зубрежка, визуализация, ассоциации не помогут вам, если на самом деле от вас прежде всего требуется понять. Никакие замудренные ассоциации не помогут вспомнить какой-то факт, если вы его никогда и не знали. Запоминание и понимание – друзья-союзники. Поэтому запишем еще один компонент психики, работающий на память:
Мышление
– Вы, наверное, сами заметили, чем сложнее задача, тем больше произвольное запоминание уступает непроизвольному, тем меньше, опираясь на мотив, больше плодов приносит запоминанию активная мыслительная деятельность.
Там, где мышление с прохладцей перебирает материал, произвольному запоминанию полное раздолье: заучивай, повторяй на здоровье. Там, где ум напряжён,– не надо и заучивать, все надежды на понимание и активную переработку материала.
А теперь представим себе, что некоторые наши ученики являлись ассистентами в клинике известного нейрохирурга XIX века Корсакова и были участниками психологических наблюдений.
Учащиеся представлены как научные сотрудники, приводят примеры как нарушения памяти в конечном итоге сказываются на ослаблении мыслительных способностей и наоборот, нарушение мыслительных способностей на отсутствии долговременной памяти.
Делается вывод, что "память, мышление, эмоции, мотивы тесно связаны со всей личностью. Изъялось одно звено, и вся цепь покрывается ржавчиной. Теряет человек способность запоминать происходящее, и вот страдают его интеллектуальные способности. Память служит не самой себе, а мышлению. Она бесплодна без умения ей пользоваться. И, наоборот, нарушается у человека избирательная активность, рассеивается внимание, и вот страдает его память.
Учитель: Все компоненты высшей нервной деятельности связаны между собой, и мы с вами записали:
- воля, характер
- внимание
- воображение
- мышление
Все эти проявления психики работают на память, на Мнемозину. Поэтому не сетуйте, если у вас математический склад, а вас заставляют учить стихи, исторические даты. Вы не будете в проигрыше. Так как происходит общее расширение кругозора, тренировка внимания, памяти. Тем более, что пути жизни сложны и неожиданны. Никто не раскаялся в своих юношеских занятиях, ни артиллерийский офицер Толстой, ни моряк Римский-Корсаков, ни врач Чехов.
Более того, Ч.Дарвин писал: "Если бы мне пришлось вновь пережить жизнь, я установил бы для себя правило читать какое– то количество стихов и слушать музыку по крайней мере раз в неделю: быть может, путём такого упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей своего мозга, которые теперь атрофировались". Парадокс, но мозг сохраняет себя только путём беспрерывной работы, безделье, незагруженность убивают клетки мозга, резервные нервные клетки погибают.
Именно в детстве и юности приобретаются навыки восприятия и познания окружающего мира, направленные на обеспечение оптимального приспособления к нему. Приобретение этих навыков идёт по пути автоматизации процессов восприятия, что, с одной стороны, освобождает определенное число нервных клеток от участия в выполнении этих функций и создаёт дополнительный резерв мозга для его дальнейшего совершенствования, с другой стороны, ставит проблему загруженности этого резерва какой-либо работой.
Вы скажете, что эта проблема встанет перед вами только в 40-45 лет. Да, конечно, когда набор навыков достаточен для стабильного существования с помощью старых стереотипов, потребность в творческом созидании новых притупляется. Человек зрел, он всё знает и умеет, мало чему удивляется, острота восприятия окружающего снижается.
"Всё рискуем мы утратить, оставаясь тем, что есть"./В.Гёте/.Бездеятельная зрелость теряет миллионы и миллионы резервных нервных клеток, которые, лишаясь работы, атрофируются. Постепенно из старых автоматизмов остаётся лишь обязательный повседневный круг, разнообразие оказывается излишним, сужаются интересы человека, обедняется взаимодействие с внешней средой, тускнет отражение её в мозге. Человек начинает замечать, что хуже слышит, видит, забывает нужные слова и фамилии, теряет двигательную подвижность и ловкость. И эти изменения связаны с утратой множества нервных клеток, вначале резервных, а затем прямых участников организации тех или иных функций мозга. О прямом желании признать утрату нейронов, а по сути, части самого мозга, метко сказал Ф. Ларошфуко: "На память свою жалуется всякий, на рассудок – никто".
И именно Детство и Юность представляют Зрелости огромные резервные возможности для творчества, для самосовершенствования. Поэтому не пенитесь, тренируйте свою наблюдательность, память, мышление, речь. И пусть "покой Вам только снится".
Да и снится ли нам покой? Вы же знаете, что даже во сне /его парадоксальной фазе/ продолжается работа мозга, начатая во время бодрствования. И сон это не только отдых, но и направленная работа, необходимая дня сохранения психического и физического здоровья. Дневные впечатления сопоставляются со следами прошлого опыта, хранящимися в кладовых памяти. Сновидения частично отражают сложную работу мозга, необходимую для систематизации, переработки и закрепления в долговременной памяти полученной днём информации. Сон играет важную роль не только в упорядочении информации, но и в создании условий для творческого конструктивного мышления.
Вы можете привести много примеров, когда сновидения стали творческими /открытие Менделеевым периодической системы, Кекуле – циклической формулы бензола/. Иногда композиторы слышат во сне нужные мелодии.
Звучит музыка, фрагмент санаты Тартини "Дьявольские трели". Рассказ подготовленного ученика под музыку: Жил в Италии 300 лет назад скрипач и композитор Тартини. Он увидел однажды во сне, что к нему является дьявол и просится скрипачом в оркестр.
А ты играть умеешь?
Послушай.
Берёт дьявол скрипку, смычок, начинает играть замечательную мелодию. В то время Тартини сочинял сонату для скрипки и никак не мог найти темы для финала. Мелодия, которую играл дьявол, представляла собой именно то, что требовалось. Тартини проснулся, записал её, закончил сонату и дал название произведений "Дьявольские трели". Это одна из лучших сонат Тартини. И сейчас вы её услышали. Значит сон – это великий дар и не только потому, что за ночь мозг отдохнул, но и потому, что во сне мозг завершил решение задачи.
Итак, лучшему запоминанию способствует: сознательная установка, концентрация внимания, повторение и осмысление запоминаемого материала во время бодрствования и сна.
Но мы не назвали ещё один фактор перехода кратковременной памяти в долговременную.
Эмоции
/Записывается на доске/.
Если новая информация является эмоционально окрашенной, то она будет зафиксирована в мозге в течение длительного времени. При малом числе повторений информация без наличия эмоциональной окраски может попасть в ранг случайной, незначимой. Она будет "похоронена" в глубинах, недоступных для её считывания и воспроизведения. А как значение эмоций для развития памяти объяснит учёный-физиолог?
Учёный (подготовленный ученик): Большую роль в закреплении информации играют те же подкорковые области /прежде всего лимбическая система/, которые ответственны за эмоциональную сторону психики.
Показывает на рисунке (рис. 10):
Рис. 10
Без эмоций информация запоминается плохо (а). При прохождении импульса по замкнутым цепям создаются дальнейшие облегчения передачи по ним информации – след фиксируется. Положительные (б) или отрицательные, (в) эмоции способствуют организации цепей нейронов, облегчающих формирование следа информации и последующее его воспроизведение.
Миндалевидный комплекс – структура, расположенная в глубине височной коры головного мозга, и является центральным звеном системы мозга, формирующим эмоции. Центральное серое вещество – образование, которое лежит глубоко в мозге и участвует в первичной оценке эмоциональной значимости раздражения. Ретикулярная формация – это стимулятор деятельности головного мозга. Кроме того, ретикулярная формация может оказать влияние на корковые поля и таким образом участвовать в процессах сосредоточения, внимания, памяти. И вот в этих трёх глубинных структурах мозга – центральном сером веществе, миндалевидном комплексе и ретикулярной формации на раннем этапе обучения можно легко воспроизвести след памяти.
Учитель: На рисунке отмечен и гиппокамп. Что это и какое оно имеет значение для процессов памяти?
Рассказ подготовленного ученика: Гиппокамп – извилина полушария, расположенная в основании височной доли. Гиппокамп переводит данные из кратковременной памяти в долговременную.
Рис.11. Лимбическая система мозга. Подкорковые структуры объединены в единую систему, управляющую эмоциями
Гиппокамп так назван за сходство по форме с рыбкой "морской конёк", с гривастой лошадиной головкой и извилистым хвостиком. Известно, что Гиппокампы в мифах древней Греции – это сыновья Посейдона, кони, которые развозили в колеснице по синему морю своего батюшку.
Гиппокамп у человека особенно важен для творческой деятельности. Он позволяет нашему мозгу, осмысливающему особенно трудную ситуацию, черпать из кладовых памяти и составлять из хранимых там элементов комбинации. Люди, у которых повреждены гиппокампы, не теряют интеллекта, но для творческой деятельности они не способны.
– Итак, эмоции оказывают большое влияние на память. Действительно, эмоционально значимая информация запоминается лучше.
V. Подведение итогов, оценки (5 мин.)
Вот поэтому учителя нашей школы стараются, чтобы на уроке вам было интересно, применяют дополнительный материал. На нашем занятии использовалась музыка. Надеюсь она не развлеченьем для вас послужила? Подействовала она на ваше восприятие? Стала ли источником мысли? Кроме того, музыка наполняет слова переживаниями.
Многие ребята сегодня постарались, чтобы вам было сегодня интересно, понятно. Да, они вам рассказали много «сложностей», которых и в учебнике нет, и как рассказали! Познакомив вас с «подробностями», они сделали материал понятным, а значит запоминаемым.
Сообщение о значимости Гиппокампа, было особенно эмоциогенным. Так и старайтесь придавать изучаемому материалу эмоциональную окраску, и все запомните!
Сегодня вы убедились, как связаны все компоненты его психики:
Вызывается ученик, составляется схема.
А к самопознанию призывал людей ещё великий Сократ. Но цель эта ещё не достигнута, хотя многое уже известно. Специалисты каждое десятилетие убеждаются, что их знания весьма ограничены, хотя психикой, деятельностью мозга занимаются целые области современной науки.
Что же сейчас требуется от вас? Это тренировать внимание, память, мышление, наблюдательность.
Острейшая способность к обучению – это своеобразный талант юношеского возраста, определяющий гигантский потенциал к творчеству, заключённый по существу, в каждом из вас. Изучая тему, вы узнали, что тренированный постоянной работой мозг располагает большими резервными возможностями, большей способностью к компенсации и долголетию. Вы также узнали, что и активность мозга определяется не вчерашним запасом, а количеством и качеством сегодня образованных синаптических связей, сегодняшним итогом обучения.
Думаю, что вы сделали главный вывод постоянно совершенствоваться, развивать внимание, память, мышление, воображение. Ваша успешность зависит от вас!
Предлагаю вам дома потренироваться, изучить хорошая ли у вас зрительная память или объем кратковременной памяти (см. приложения №2,3). Предлагаю также вам для чтения карточки с рекомендациями для усиления вашей памяти (см. приложение №4). Прочитайте сами и познакомьте нас с этими рекомендациями на следующем занятии. Постарайтесь сами найти такие рекомендации.
Желаю вам удачи, которая, как вы знаете, зависит от вас!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.