ОГЭ и ЕГЭ по биологии. Вопросы и ответы
Часть 1
При выполнении заданий части А в бланке ответов №1 под номером выполняемого Вами задания (А1-А36) поставьте знак «х» клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.
1. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова ценен тем, что позволяет
- увидеть многообразие организмов на Земле
- выявить родство между видами
- обнаружить границы проявления признака
- предвидеть существование определенного признака у родственных видов и родов
Данное задание предусматривает проверку понимания учащимися значения закона гомологических рядов в наследственной изменчивости. В соответствии с этим законом «виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что, зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть нахождение параллельных форм у других видов и родов».
Правильный ответ – 4.
2. У птиц, по сравнению с пресмыкающимися, более развиты отделы головного мозга
- продолговатый и средний мозг
- промежуточный мозг и мозжечок
- передний и средний мозг
- передний мозг и мозжечок
Данное задание предполагает проверку знаний об эволюции животных. Птицы – эволюционно более развитая группа, поэтому у них более развит передний мозг (по сравнению с пресмыкающимися). Мозжечок, координирующий движения мышц, также более развит.
Правильный ответ – 4.
3. Молочно-белые планарии являются
- хищниками
- паразитами
- потребителями растительной пищи
- потребителями останков животных
Ответ на этот вопрос требует знаний о многообразии организмов и их способах питания. Молочно-белые планарии – свободноживущие плоские ресничные черви, являются хищниками.
Правильный ответ – 1.
4. Фаза быстрого (парадоксального) сна сопровождается
- урежением пульса и дыхания
- понижением артериального давления
- движением глазных яблок под веками
- появлением электрических волн большой амплитуды колебания
Ответ на этот вопрос требует знания материала о высшей нервной деятельности человека и сне. Электрическая активность мозга во время сна меняется, в соответствии с этим сон имеет несколько периодов (фаз или стадий). Из них наиболее значимы периоды медленного и быстрого сна. В период быстрого сна электромагнитные колебания становятся быстрыми, ритм сердечной деятельности повышается, глазные яблоки под закрытыми веками приходят в движение
Правильный ответ – 3.
5. Пекарские дрожжи обычно размножаются путем
- слияния половых клеток
- образования спор
- деления надвое
- почкования
Задание предполагает проверку знаний о формах размножения организмов. Известно, что высокий уровень организации организма с дифференцировкой его тела на системы органов и органы предполагает половой способ размножения, как наиболее характерный. Бесполое размножение характерно для организмов с низким уровнем организации, в данном перечне – для представителя грибов – пекарских дрожжей. Дрожжи – одна из немногочисленных групп грибов, размножающихся почкованием.
Правильный ответ – 4.
6. Укажите направление биотехнологии, которое позволило ввести в бактерию ген гормона роста человека, чтобы поставить синтез этого гормона на промышленную основу
- генная инженерия
- клеточная инженерия
- гибридизация соматических клеток
- клонирование клеток гипофиза человека
Ответ на этот вопрос требует знаний о селекции микроорганизмов и биотехнологии. Биотехнология – это использование микроорганизмов, биологических систем или биологических процессов в промышленном производстве. В настоящее время при помощи бактерий получают целый ряд веществ: инсулин, гормон роста и др. Человеческий ген встроенный в геном бактерии обеспечивает синтез гормона.
Правильный ответ – 1.
7. Гликокаликс на наружной мембране характерен для клеток
- элодеи
- ласточки
- шампиньона
- кишечной палочки
Задание предполагает проверку знаний о строении и структурах клетки. Для клеток животных характерен гликопротеидный комплекс, включенный в наружную поверхность плазматической мембраны – гликокаликс.
Правильный ответ – 2.
8. Классификационным признаком отряда Хищные звери является
- вскармливание детенышей молоком
- наличие охотничьего инстинкта
- особенности строения зубов
- покровительственная окраска шерсти
Это задание проверяет знание о характерных особенностях организмов, относящихся к отряду Хищные. Хищные млекопитающие в большинстве питаются крупной добычей и поэтому имеют очень большие клыки и крупные коренные зубы пиловидной формы.
Правильный ответ – 3.
9. Вырожденность генетического кода проявляется в его свойстве
- триплетности
- неперекрываемости
- избыточности
- универсальности
Выполнение задания проверяет знания о свойствах генетического кода, одним из которых является его вырожденность (избыточность). Большинство аминокислот может определяться более чем одним триплетом.
Правильный ответ – 3.
10. Корневой волосок – это
- вырост наружной клетки корня
- верхушка бокового корня
- корневой чехлик
- верхушка придаточного корня
Задание предусматривает проверку знаний о строении и функциях тканей и клеток корня. Корневой волосок располагается в зоне всасывания и служит для поглощения воды и минеральных солей из почвы. Он представляет собой вырост наружной клетки корня.
Правильный ответ – 1.
11. Один триплет ДНК несет информацию о:
- последовательности аминокислот в молекуле белка
- аминокислоте, включаемой в белковую цепь
- месте аминокислоты в белковой цепи
- признаке организма
Это задание проверяет знание свойств генетического кода. Три нуклеотида кодируют информацию об одной аминокислоте в белковой цепи.
Правильный ответ – 2.
12. Активность дыхательного центра, расположенного в продолговатом мозге, повышается, если
- увеличивается артериальное давление
- изменяется давление в плевральной полости
- увеличивается концентрация углекислого газа в крови
- повышается содержание кислорода во вдыхаемом воздухе
Данное задание предусматривает проверку знаний о гуморальной регуляции дыхания. При мышечной работе усиливаются процессы окисления. В кровь выделяется больше углекислого газа. Когда кровь с избытком углекислого газа доходит до дыхательного центра, его активность повышается.
Правильный ответ – 3.
13. В процессах репликации, транскрипции и трансляции непременными участниками являются:
- ферменты
- витамины
- липиды
- кислород
Процессы матричного синтеза (репликация, транскрипция, трансляция) являются ферментативными и идут с поглощением энергии. Поэтому непременными участниками этих процессов являются ферменты.
Правильный ответ – 1.
14. Взаимоотношения гриба-чаги и березы бородавчатой являются примером
- мутуализма
- паразитизма
- амменсализма
- комменсализма
Ответ на данный вопрос предполагает проверку знаний о типах взаимоотношений организмов в биогеоценозах. Гриб чага поселяется на дереве. Его грибница прорастает в древесину и получает оттуда необходимые вещества. Древесина при этом разрушается. Поэтому, в данном случае береза является хозяином, а гриб-чага – паразитом.
Правильный ответ – 2.
15. Совокупность генов организма называется
- ген
- геном
- генотип
- генофонд
Поскольку генотип – это сумма всех генов организма, т.е. совокупность все наследственных задатков, правильный ответ – 3.
16. Споры не служат для размножения
- мхов
- бактерий
- папоротников
- грибов
Данное задание предусматривает проверку знаний о способах размножения организмов, в частности о размножении спорами. При ответе нужно учитывать, что спорами называются структуры служащие для размножения ряда организмов (мхов, хвощей, плаунов, папоротников, грибов). Кроме того, спорами называют структуры не предназначенные для размножения, а служащие у бактерий для переживания неблагоприятных условий. В данном задании рассматривается именно этот случай.
Правильный ответ –2.
17. Пример идиоадаптации – это появление
- челюстей у позвоночных животных
- четырехкамерного сердца у птиц
- двух кругов кровообращения у земноводных
- покровительственной окраски у насекомых
Выполнение задания проверяет знания о путях эволюционного процесса. Идиоадаптация (алломорфоз или аллогенез) – это частное приспособление организмов к определенному образу жизни в конкретных условиях внешней среды. Она не сказывается существенно на общем уроне организации данной группы.
Правильный ответ – 4.
18. Для профазы митоза характерно
- деспирализация хромосом и деление цитоплазмы
- выстраивание хромосом в плоскости экватора клетки
- спирализация хромосом и растворение ядерной оболочки
- расхождение хромосом к полюсам клетки при сокращении нитей веретена деления
Данное задание предусматривает проверку знаний о жизненном цикле клетки. Спирализация хромосом и растворение ядерной оболочки – процессы характеризующие профазу Выстраивание хромосом в плоскости экватора клетки характерно для метафазы. Расхождение хромосом к полюсам клетки при сокращении нитей веретена деления – это анафаза. Деспирализация хромосом и деление цитоплазмы – это процессы телофазы.
Правильный ответ – 3.
19. Позвоночник человека способен пружинить благодаря тому, что:
- имеет изгибы
- состоит из позвонков
- защищает спинной мозг
- относится к осевому скелету
Ответ на этот вопрос требует знаний о строении и особенностях позвоночника человека. В связи с прямохождением, позвоночник человека имеет изгибы (S-образная форма). Благодаря этому он способен пружинить.
Правильный ответ – 1.
Ответ 2) выбирать нельзя, потому что способность пружинить (упругость) в большей степени придают позвоночнику не сами позвонки, а хрящевые диски, которые располагаются между ними.
20. Антикодону ЦУА на транспортной РНК соответствует триплет ДНК
- ГГТ
- ЦТА
- ГТА
- ГАТ
Данное задание предусматривает проверку знаний учащихся о нуклеиновых кислотах и механизмах их (РНК) образования. Необходимо помнить, что все РНК синтезируются на ДНК антикодон ЦУА тРНК соответствует комплементарному триплету ДНК – ГАТ.
Правильный ответ – 4.
21. Диффузная нервная система характерна для
- медицинской пиявки
- медузы крестовичка
- майского жука
- окуня речного
Ответ на этот вопрос требует знаний о типах нервных систем. Известны три их типа: диффузная (кишечнополостные), узловая (черви, членистоногие, моллюски) и трубчатая (хордовые). Медуза крестовичок является кишечнополостным животным.
Правильный ответ – 2.
22. Если у родителей 1 и IV группы крови, то у детей возможны
- I и IV
- I и II
- II и III
- IV и III
Данное задание предусматривает проверку знаний генетических закономерностей и наследования групп крови у человека. У человека имеются четыре основных фенотипа по группам крови I ( 0 ), II ( А ), III ( В ), IV ( АВ ). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: IА , IВ , i0 , причем аллель i0 является рецессивной по отношению к аллелям IА , IВ . Генотипы родителей i0 i0 (1 группа) и IАIВ (IV группа). Они образуют гаметы i0 и IА, IВ. Генотипы потомства могут быть IАi0 (II группа) и IВi0 (III группа).
Правильный ответ – 3.
23. Приспособленность организмов относительна, потому что
- все живые организмы смертны
- происходит борьба за существование
- может не произойти образование нового вида
- адаптации целесообразны при определенных условиях существования.
Приспособленность организмов (адаптация) всегда относительна, т.к. формируется в определенных условиях среды. При изменении условий данная адаптация теряет свою приспособительную ценность и даже может принести вред обладателю, т.е. адаптации имеют относительную целесообразность.
Правильный ответ – 4.
24. Внутренний слой гаструлы, выстилающий ее полость, называется:
- энтодермой
- мезодермой
- эктодермой
- хордой
Ответ на этот вопрос требует знаний об индивидуальном развитии организма. Гаструла – это зародыш многоклеточных животных, образованный двумя слоями клеток. Наружный слой клеток – это эктодерма, внутренний – энтодерма.
Правильный ответ – 1.
25. Фитопланктон образован
- организмами, живущими в грунте
- мельчайшими водорослями, обитающими в толще воды
- мельчайшими животными, обитающими в толще воды
- относительно крупными организмами, способными к активному передвижению в толще воды
Выполнение задания проверяет знания о водных биогеоценозах. В них различают бентосные организмы (обитающие в придонной области или грунте) и планктонные (обитающие в толще воды и неспособные противостоять переносу течениями). Планктон разделяют на фитопланктон (мельчайшие растения), зоопланктон (мельчайшие животные) и бактериопланктон. Также выделяют еще одну группу организмов, обитающую в толще воды, но способную противостоять переносу течениями – нектон (рыбы, кальмары, киты и т.п.)
Правильный ответ – 2.
26. Пределы нормы реакции определяются
- мутациями
- генотипом
- фенотипом
- модификациями
Норма реакции – это пределы, в которых возможно изменение признаков у данного генотипа. Таким образом. организм наследует не признак как таковой, а способность формировать определенный фенотип в конкретных условиях среды т.е. норму реакции.
Правильный ответ – 2.
27. Эндосперм семени покрытосеменных имеет набор хромосом:
- гаплоидный
- диплоидный
- триплоидный
- тетраплоидный
Ответ на этот вопрос требует знаний о двойном оплодотворении цветковых растений. Первый гаплоидный спермий сливается с гаплоидной яйцеклеткой. Образуется диплоидная зигота. Второй гаплоидный спермий сливается с диплоидной центральной клеткой. Образуется триплоидный эндосперм – питательная ткань, развивающаяся в семени растений.
Правильный ответ – 3.
28. В Океанских водах у берегов Африки сохранилось одно из древнейших животных – кистеперая рыба латимерия. Это пример проявления отбора
- движущего
- искусственного
- дизруптивного
- стабилизирующего
Выполнение задания проверяет знания о формах естественного отбора (движущий, стабилизирующий, дизруптивный). Если условия среды на протяжении длительного времени остаются неизменными, так же неизменны будут и особи данной популяции. Т.е. в ней действует стабилизирующий отбор.
Правильный ответ – 4.
29. При скрещивании растений львиного зева с белыми цветками (аа) с растениями с красными цветками (АА) в F1 появляются растения с розовыми цветками (неполное доминирование). Фенотипы потомков от скрещивания растений с розовыми цветками будут
- белые, красные, розовые
- красные, белые
- розовые, белые
- красные, розовые
Данное задание предусматривает проверку знаний о закономерностях наследования признаков при неполном доминировании (промежуточный характер наследования). Генотип растений с розовыми цветками – Аа. При скрещивании двух таких растений потомство будет: АА – красные, 2 Аа – розовые, 1 аа – белые.
Правильный ответ – 1.
30. Ускорение роста культурных растений и увеличение их биомассы за счёт регулярного полива и подкормки - это изменчивость
- мутационная
- комбинативная
- соотносительная
- модификационная
Задание проверяет знания учащихся о формах изменчивости, в частности о модификационной изменчивости, которая не затрагивает генотип. Модификационная изменчивость это разнообразие фенотипов, возникающих у организмов под влиянием условий среды. Факторы внешней среды (влажность и минеральные вещества – т.е. полив и подкормка) вызывают изменчивость растений, которая не наследуется.
Правильный ответ – 4.
31. Замена нуклеотидов в процессе транскрипции является причиной
- модификаций
- генных мутаций
- геномных мутаций
- хромосомных перестроек
Выполнение задания проверяет знания о формах изменчивости, в частности о различных видах мутаций. Транскрипция – процесс синтеза молекул РНК на соответствующих участках ДНК. Мутации связанные с изменением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК называются генными и являются причиной замены нуклеотидов в процессе транскрипции.
Правильный ответ – 2.
32. Отдел головного мозга, в котором расположены центры координации безусловно-рефлекторной двигательной активности, на рисунке обозначен буквой
- А
- Б
- В
- Г
Данное задание предусматривает проверку знаний о строении и функциях отделов головного мозга. Координацию безусловно-рефлекторной двигательной активности осуществляет мозжечок.
Правильный ответ – 3.
33. Разнообразие видов дроздов в природе – это результат
- ароморфоза
- гибридизации
- дегенерации
- идиоадаптации
Ответ на этот вопрос требует знаний о путях эволюции. Идиоадаптации обеспечивают приспособительную радиацию (распространение приспособлений) в пределах одного уровня организации и являются специфическими признаками низших таксономических категорий – видов, родов, семейств.
Правильный ответ – 4.
34. Непрямым эмбриональным развитием характеризуются
- млекопитающие
- птицы
- земноводные
- пресмыкающиеся
Задание проверяет знания учащихся об индивидуальном развитии организмов. Различают два типа постэмбрионального развития – прямой (без метаморфоза, детеныши организмов рождаются похожими на взрослых особей) и непрямое (с метаморфозом, при этом особь не похожа на взрослый организм и проходит через одну или несколько личиночных стадий). Метаморофоз – это глубокое преобразование строения организма, в процессе которого личинка превращается во взрослую особь (при этом разрушаются личиночные органы и возникают органы, присущие взрослым животным). Он свойственен большинству групп беспозвоночных и некоторым позвоночным (миноги, двоякодышащие рыбы, земноводные)
Правильный ответ – 3.
35. Легкие человека, как и почки
- обеспечивают газообмен
- тесно связаны с бронхами
- располагаются в брюшной полости
- выполняют выделительную функцию
Ответ на этот вопрос требует знаний об органах, выполняющих выделительную функцию у человека. К ним относятся: кожа (выделяет пот), легкие (выделяют СО2 и пары Н2О), почки (выделяют жидкие продукты распада). Среди предложенных ответов общим для легких и почек является выполнение выделительной функции.
Правильный ответ – 4.
36. Функция воспроизведения осуществляется на уровне
- биосферном
- организменном
- биоценотическом
- клеточном
Задание предполагает проверку знаний об основных уровнях организации живой природы и умений выявлять причинно-следственные связи.
На каждом уровне организации живой материи существуют свои специфические особенности, которые необходимо знать. Воспроизведение себе подобных осуществляется конкретным организмом. Следовательно, функция воспроизведения происходит на организменном уровне.
Правильный ответ – 2.
Часть 2
В заданиях В1 – В3 выберите три верных ответа из шести. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам, в таблицу, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
В1. Общими свойствами живой материи являются
- клеточное строение
- наличие внутреннего костного скелета
- способность к фотосинтезу
- изменчивость
- способность воспроизводить себе подобных
- развитие с полным превращением
Ответ:
|
|
|
Ответ на этот вопрос требует знаний об основных свойствах живого. К таким свойствам относят: единство элементного химического состава, единство биохимического состава, единство структурной организации (единицей строения, жизнедеятельности, размножения, индивидуального развития является клетка), дискретность и целостность, обмен веществ и энергии (метаболизм), саморегуляция, открытость, размножение, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость и движение, ритмичность.
Правильные ответы – 1, 4, 5
В2. Правильными суждениями являются.
- нервная и гуморальная регуляция действуют параллельно, независимо друг от друга
- в нервной регуляции нервы и нервные узлы участия не принимают
- гуморальная регуляция осуществляется через жидкую внутреннюю среду организма
- нервная и гуморальная регуляции тесно взаимосвязаны
- нервная регуляция медленная, генерализованного действия
- в гуморальной регуляции активное участие принимают гормоны
Ответ:
|
|
|
Данное задание предусматривает проверку знаний о нервной (рефлекторной) и гуморальной (эндокринной) регуляции. Поскольку гуморальная регуляция осуществляется через жидкую внутреннюю среду организма (ее составной частью является кровь) и в ней активное участие принимают гормоны (биологически активные вещества, поступающие непосредственно в кровь и регулирующие работу органов, обмен веществ в организме, его рост и развитие, постоянство внутренней среды), то правильными суждениями будут 3 и 6. Нервная и эндокринная системы тесно взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, поэтому суждение 4 тоже правильное.
Правильные ответы – 3, 4, 6.
В3. Кроссинговер, как и транслокация хромосом
- связан с обменом участками хромосом
- характеризуется обменом участками гомологичных хромосом
- является источником генотипической изменчивости
- возникшие изменения наследуются
- происходит только в процессе мейоза
- осуществляется при конъюгации гомологичных хромосом
Выполнение задания проверяет знания о формах изменчивости, в частности о мутационной и комбинативной. Данные виды изменчивости относят к группе хромосомных мутаций.
Транслокация – это перестройка хромосом, связанная с переносом участка одной хромосомы на другую.
Кроссинговер – это обмен соответствующими участками у гомологичных хромосом, происходящий в профазе I мейоза. В результате этого происходит перекомбинация наследственной информации и образованию новых сочетаний отцовских и материнских генов в хромосомах будущих гамет.
Изменения как при кроссинговере, так и при транслокации затрагивают хромосомы (суждение 1), такие изменения наследуются (суждение 4) и являются источником изменчивости генотипа (суждение 3).
Правильные ответы – 1, 3, 4
В заданиях В4 – В6 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
В4. Установите соответствие между названием клеток растения и процессами жизнедеятельности, которые они обеспечивают.
ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
|
КЛЕТКИ РАСТЕНИЯ |
А) газообмен Б) нисходящий ток веществ В) способность к фотосинтезу Г) передвижение неорганических веществ Д) передвижение органических веществ Е) испарение воды Ж) поглощение минеральных солей |
1) устьичные клетки 2) корневые волоски 3) клетки ситовидных трубок |
Ответ:
|
|
|
|
|
|
|
Устьичные клетки содержат хлоропласты, поэтому в них осуществляется фотосинтез (В). Кроме того, через устьица происходит газообмен (А) и транспирация – испарение воды (Е).
Корневые волоски являются длинными выростами клеток наружного покрова корня. Они поглощают воду и минеральные соли из почвы (Ж) и способствуют передвижению неорганических веществ (Г) – в сосуды корня (восходящий ток веществ).
По клеткам ситовидных трубок органические вещества перемещаются (Д) от листьев к остальным органам растения - осуществляется нисходящий ток веществ (Б).
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
Правильный ответ – 1 3 1 2 3 1 2.
В5. Установите соответствие между названием отрядов птиц и их характерными признаками.
ПРИЗНАКИ |
|
НАЗВАНИЕ ОТРЯДА |
А) укороченные закругленные крылья Б) полет бесшумный В) клюв крепкий и чуть изогнутый Г) острые загнутые когти Д) когти мощные короткие Е) развитие птенцов выводковое |
|
1) курообразные 2) совообразные |
Ответ
|
|
|
|
|
|
Экологическая группа птиц леса (тетерева, глухари, куропатки, рябчики, перепела) характеризуется следующими признаками: они хорошо ходят по земле, умеют разрывать почву ногами. У них мощные короткие когти (Д), крепкий и чуть изогнутый клюв (В), укороченные закругленные крылья (А). Простое гнездо расположено на земле, кладка состоит из 2-15 крупных яиц. Их птенцы появляются на свет одетые пухом, с открытыми глазами и могут через несколько часов (или на следующий день после вылупления) выйти из гнезда и даже бегать за матерью. Питаются птенцы самостоятельно. Такое развитие птиц называется выводковым (Е).
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
Правильный ответ – 1 2 1 2 1 1
В6. Установите соответствие между животными и характерными для них типами нервной системы
ЖИВОТНЫЕ |
|
ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ |
А) лисица черно-бурая Б) гидра обыкновенная В) муха дрозофила Г) форель озерная Д) медуза аурелия Е) прудовик болотный Ж) лягушка прудовая З) дождевой червь И) актиния К) гадюка обыкновенная |
1) сетчатая (диффузная) 2) узловая 3) трубчатая |
Ответ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выполнение задания проверяет знания о характерных признаках основных систематических групп и их представителях.
Известны три типа нервных систем: диффузная (кишечнополостные), узловая (черви, членистоногие, моллюски) и трубчатая (хордовые).
Гидра обыкновенная, медуза аурелия и актиния относятся к кишечнополостным животным (Б, Д, И). Муха дрозофила – членистоногое животное (В). Дождевой червь относится к Типу кольчатых червей (З). Прудовик болотный – к типу Моллюски (Е). Лисица черно-бурая, форель озерная, лягушка прудовая, гадюка обыкновенная – все это хордовые животные (А, Г, Е, Ж, К).
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
И |
К |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
3 |
Правильный ответ – 3 1 2 3 1 2 3 2 1 3.
В заданиях В7 и В8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу соответствующие им цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
В7. Установите последовательность процессов, приведших к образованию трех видов ландышей на территории Евразии
1) образование новых видов
2) наступление ледника
3) расселение исходного вида по территории Евразии
4) возникновение географической изоляции отдельных популяций
5) накопление мутаций, дрейф генов и естественный отбор в изолированных популяциях.
Ответ
|
|
|
|
|
Образование трех видов ландышей на территории Евразии происходило путем фрагментации (расчленения) исходного вида. Несколько миллионов лет назад исходный предковый вид ландыша был широко распространен в лесах Евразии (3) однако в связи с оледенением (2)го ареал распался на несколько независимых территорий (4) В дальнейшем эти три изолированные популяции развивались самостоятельно, в них происходили накопление мутаций, дрейф генов и естественный отбор (5) Все это привело к образованию самостоятельных видов, отличающихся размером и окраской листьев и венчиков (1).
Правильный ответ
3 |
2 |
4 |
5 |
1 |
В8. Установите последовательность развития гриба-паразита головни, начиная с созревания спор
1) споры сохраняются на зерновках всю зиму до посева
2) грибница растет внутри стебля зерновой культуры
3) созревшие споры головни попадают на здоровые зерновки
4) грибница головни проникает в проростки зерновой культуры
5) споры, попадая в землю, прорастают
6) грибница достигает колоса, где образует споры
Ответ
|
|
|
|
|
|
Так как в условии указано начало процесса – созревание спор, следовательно начальным звеном последовательности будет 3 - созревшие споры головни попадают на здоровые зерновки. Следующий этап развития головни связан с зерновками (1) - споры сохраняются на зерновках всю зиму до посева. Когда происходит сев зерновых, споры, попадая в землю, прорастают (5). Развивается грибница гриба-паразита, она проникает в проростки зерновой культуры (4). Далее грибница разрастается внутри стебля зерновой культуры (2) и достигает колоса, где образует споры (6)
Правильный ответ
3 |
1 |
5 |
4 |
2 |
6 |
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1–С6) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2 – С6 – полный развернутый ответ. Ответы записывайте четко и разборчиво.
С 1 Высшие покрытосеменные растения, обитающие в водной среде, имеют ряд особенностей. Приведите примеры водных растений и их приспособлений к среде обитания.
Высшие растения имеют ткани и органы. Покрытосеменные растения – Цветковые. Поэтому рассматриваются не все многочисленные растения - обитатели водоемов и болот, а только представители данной группы. Например, кувшинка белая, кубышка желтая, водокрас обыкновенный, стрелолист обыкновенный, лотос орехоносный, ряска малая и т.д. Эти растения имеют ряд приспособлений к водной среде обитания. У них наблюдается слабое развитее механической и проводящей тканей. В листьях и семенах имеются воздушные полости, благодаря которым листья и семена удерживаются на поверхности воды. Зачастую у таких растений встречаются листья разных типов – полностью погруженные в воду, плавающие на поверхности и располагающиеся в воздушной среде. Часто на листьях имеется восковой налет. На непогруженной поверхности листа устьиц значительно больше, чем на погруженной в воду. Стебли и черешки листьев длинные (это связано с необходимостью выносить листья и цветки над поверхностью воды).
С 2 Назовите изображенный на рисунке объект. Для растений какого семейства он характерен. Назовите структуру, обозначенную на рисунке цифрой 1 и укажите ее значение.
На рисунке изображен видоизмененный подземный побег – луковица. Луковицы характерны для растений семейства Лилейные – кандык сибирский, лилия садовая, лук репчатый, чеснок многолетний, тюльпан Геснера, гиацинт восточный, ландыш майский.
Цифрой 1 обозначена мясистая чешуйка, которая служит для запаса питательных веществ.
С 3 Опишите путь, который пройдет лекарственный препарат, введенный в вену на правой руке, если он должен воздействовать на головной мозг.
Данное задание предусматривает проверку знаний о строении и значении кровеносной системы человека и о кругах кровообращения в частности.
Кровь с лекарственным препаратом из вены правой руки поступает в верхнюю полую вену, затем в правое предсердие. Из правого предсердия кровь движется в правый желудочек, по легочной артерии идет в капилляры легких, затем по легочной вене – в левое предсердие. Из левого предсердия кровь поступает в левый желудочек, оттуда в аорту, а потом в артерии большого круга кровообращения и подходит к мозгу. Через капилляры лекарственный препарат поступает в ткань головного мозга.
С 4 Какие факторы и почему могут увеличить риск наследственных заболеваний человека. Укажите не менее трех факторов и поясните их влияние на генотип.
Наследственные заболевания связаны с нарушением структуры наследственного материала. Особую роль в наследственности играет точность воспроизведения нуклеиновых кислот в процессах репликации и транскрипции, а также высокая степень точности синтеза белков в трансляции.
Такие факторы как ионизирующее облучение, химические вещества (в том числе лекарства) – являются основными мутагенами. Данные факторы могут провоцировать генные и хромосомные мутации у человека, что может являться причиной наследственных заболеваний.
Также могут влиять на структуру наследственного материала внутриутробные инфекции (заболевания матери в период беременности).
В случае генных мутаций (изменение структуры гена) формируются белки иного строения, что сказывается на общем состоянии организма и проявлении признаков.
Беспрепятственное расхождение хромосом в мейозе обеспечивает нормальное формирование половых клеток. С возрастом возрастает вероятность нарушения нормального расхождения хромосом и образования гамет с измененным их числом. При оплодотворении такие гаметы образуют организм с измененным числом хромосом, что также может являться причиной наследственных заболеваний.
Также необходимо помнить и об отрицательном влиянии близкородственных браков на здоровье потомства. В результате таких браков значительно повышается вероятность образования зиготы ( и организма) гомозиготной по рецессивному признаку. Ряд болезней у человека проявляется в фенотипе именно в гомозиготном рецессивном состоянии.
С 5 Фрагмент молекулы белка содержит аминокислоты: метионин – валин – аргинин – аланин . Определите структуру участка цепи молекулы ДНК, кодирующего эту последовательность аминокислот и последовательность нуклеотидов иРНК, несущей информацию о них. Для ответа используйте таблицу генетического кода. Объясните, почему данная задача может иметь несколько вариантов решений. Укажите один из вариантов решения.
Генетический код (иРНК)
Первое основание |
Второе основание |
Третье основание |
|||
|
У |
Ц |
А |
Г |
|
У |
Фен Фен Лей Лей |
Сер Сер Сер Сер |
Тир Тир — — |
Цис Цис — Три |
УЦ А Г |
Ц |
Лей Лей Лей Лей |
Про Про Про Про |
Гис Гис Глн Глн |
Apг Apг Apг Apг |
УЦ А Г |
А |
Иле Иле Иле Мет |
Тре Тре Тре Тре |
Асн Асн Лиз Лиз |
Сер Сер Apг Apг |
УЦ А Г |
Г |
Вал Вал Вал Вал |
Ала Ала Ала Ала |
Асп Асп Глу Глу |
Гли Гли Гли Гли |
УЦ А Г |
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
Поскольку генетический код избыточен, т.е. одну аминокислоту могут кодировать несколько разных триплетов, нельзя однозначно указать последовательность нуклеотидов ДНК и иРНК, кодирующих данную последовательность аминокислот: метионин – валин – аргинин – аланин.
Рассмотрим один из возможных вариантов.
В и РНК синтез метионина кодирует триплет– АУГ, валина – ГУЦ, аргинина – ЦГА, аланина – ГЦА. иРНК комплементарна одной из цепей ДНК, поэтому она состоит из следующих нуклеотидов.
и РНК |
|
АУГ ГУЦ ЦГА ГЦА |
ДНК |
ТАЦ ЦАГ ГЦТ ЦГТ |
С 6 У кур известны коротконогие породы. Ген, вызывающий развитие коротконогости, в гомозиготном состоянии обладает летальным действием. При скрещивании коротконогих птиц между собой, часть потомства гибнет. При скрещивании коротконогой курицы с нормальным петухом гибели потомства не отмечается. Ген, вызывающий развитие коротконогости, находится в аутосомах.
Определите генотипы родителей, а также генотипы и фенотипы потомства для указанного варианта скрещивания, при котором не отмечается гибель потомков.
Нам известно, что ген, вызывающий развитие коротконогости, в гомозиготном состоянии обладает летальным действием. Возможные варианты гомозиготности АА и аа. Если ген коротконогости рецессивный, тогда невозможно скрещивание коротконогих птиц аа (по причине их летальности) с нормальным петухом. А такое скрещивание рассматривается в задаче. Следовательно, летальный ген – доминантный – А.
При скрещивании коротконогих птиц отмечается гибель части потомства. Генотипы родителей в этом случае: Аа и Аа. Их потомки будут иметь генотипы АА (летален), 2 Аа, аа. Отмечается гибель части потомства, это соответствует условию задачи. Следовательно, летальный ген определен верно.
При скрещивании и коротконогой курицы с нормальным петухом гибели потомства не отмечается. Генотипы родителей в этом случае: Аа х аа. Генотипы и фенотипы потомков Аа (коротконогие птенцы) и аа (птенцы с нормальными ногами).
ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
При ответах на вопросы части С допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.
С 1
Содержание верного ответа |
|
Элементы ответа: 1) Примеры водных растений: кувшинка белая, стрелолист обыкновенный, ряска малая 2) Приспособления к водной среде обитания:
|
|
|
Баллы |
Ответ включает 2 названных выше элемента, не содержит биологических ошибок |
2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
С 2
Содержание верного ответа |
|
Элементы ответа: 1) Изображен видоизмененный подземный побег - луковица 2) Луковицы характерны для растений семейства Лилейные 3) Цифрой 1 обозначена мясистая чешуйка, которая служит для запаса питательных веществ |
|
|
Баллы |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов, не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
С 3
Содержание верного ответа |
|
Элементы ответа: 1) Из вены правой руки - в верхнюю полую вену, затем в правое предсердие 2) Из правого предсердия - в правый желудочек, по легочной артерии - в капилляры легких, затем по легочной вене – в левое предсердие 3) Из левого предсердия - в левый желудочек, оттуда в аорту, а потом в артерии большого круга кровообращения, далее в через капилляры обеспечивающие кровью головной мозг. |
|
|
Баллы |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов, не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
С 4
Содержание верного ответа |
|
Элементы ответа: 1) Ионизирующее облучение, химические вещества, внутриутробные инфекции могут провоцировать генные и хромосомные мутации у человека, что может являться причиной наследственных заболеваний 2) Возраст родителей – с возрастом увеличивается вероятность нарушения нормального расхождения хромосом в мейозе 3) Близкородственные браки значительно повышают вероятность перехода рецессивных мутаций в гомозиготное состояние |
|
|
Баллы |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов, не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
С 5
Содержание верного ответа |
|
Схема решения задачи: 1) Генетический код избыточен, т.е. одну аминокислоту могут кодировать несколько разных триплетов, поэтому нельзя однозначно указать последовательность нуклеотидов ДНК и иРНК, кодирующих данную последовательность аминокислот 2) и РНК АУГ ГУЦ ЦГА ГЦА 3) ДНК ТАЦ ЦАГ ГЦТ ЦГТ |
|
|
Баллы |
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок |
3 |
Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов ответа, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 1-2 из названных выше элементов ответа, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
С 6
Содержание верного ответа |
|
Схема решения задачи: 1) Летальный ген – доминантный – А. 2) Генотипы родителей Аа (образует гаметы А, а) и аа (образует гаметы а) 3) Генотипы и фенотипы потомков Аа (коротконогие птенцы) и аа (птенцы с нормальными ногами). |
|
|
Баллы |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов, не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.