Образование слов при помощи суффиксов
- Познакомить с новыми суффиксами, учить определять значения суффиксов; ввести термин «суффиксальный способ образования слов»
- суффиксальный способ образования слов, развёрнутое толкование, приём развёрнутого толкования, суффикс, значения суффиксов, разбор слова по составу, морфемный разбор, словарные слова, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Выполняется фронтально, письменно упражнение 1 в учебнике — подготовка к введению понятия «суффиксальный способ образования слов». Ученики по очереди выходят к доске, учитель просит подчеркнуть случаи чередования согласных в корне. Возможная ошибка. В качестве частей, с помощью которых образовались выделенные слова (дубовый, декабрьский, снежинка), ученики называют не только суффикс, но и окончание. Помощь. Вспомнить, какую работу выполняет в слове окончание: образует новые слова или форму слова. |
3 | 3. Введение нового материала | Рубрика «Тайны языка» подводит итог сделанным в предыдущем упражнении наблюдениям. |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике — тренировка в образовании слов суффиксальным способом. Выполняется письменно, самостоятельно (необходимо проверить правильность записывания слов). Дополнительное задание. Вспомнить ещё несколько прилагательных, образованных с помощью данных суффиксов (например: золото — золотистый, камень — каменистый; город — городской, апрель — апрельский; липа — липовый, дуб — дубовый). |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 (работа в группе) в учебнике — отработка умения находить слова, от которых образовались данные в упражнении (приём развёрнутого толкования). Перед началом работы в группах учитель напоминает, что необходимо будет проговаривать толкование каждого из предложенных слов и выделять суффикс: «Головушка — ласковое название головы (-ушк-); каменщик — тот, кто работает с камнем (-щик-); слезливый — такой, у которого часто текут слёзы (-лив-); водный — относящийся к воде, связанный с водой (-н-); горный — относящийся к горам, связанный с горами (-н-)». Дополнительный вопрос. Какими частями речи являются исходное и образованное от него слова? (Сначала ученики определяют, на какие вопросы отвечают данные слова, затем делают вывод.) |
6 | 6. Закрепление изученного материала | Выполняется в паре письменно упражнение 4 (работа в паре) в учебнике — образование имён существительных от глаголов с помощью суффикса -б-. Перед началом записи учитель указывает на наличие мягкого знака в слове просьба и просит объяснить, чем вызвано его появление. (Слово образовано от глагола просить. В корне -про[с’]- мягкость звука [с’] передаётся буквой и, а в слове просьба — с помощью мягкого знака.) Учитель просит следить за написанием образуемых слов, решая, нужен ь или нет. |
7 | 7. Закрепление изученного материала | Выполняется письменно, самостоятельно упражнение 5 (по выбору) в учебнике — образование от исходных слов родственных с помощью заданных суффиксов. Учитель обращает внимание на то, что от некоторых слов можно образовать несколько родственных слов, используя разные суффиксы. После выполнения проводится коллективная проверка. Возможная ошибка. Написание типа «гнёздушко». Помощь. Заранее предупредить, что новое слово от слова гнездо должно быть образовано с помощью суффикса -ышк-. Можно создать проблемную ситуацию. Учащиеся должны согласиться или не согласиться с таким утверждением: «От слова белка с помощью суффикса -ок- образовано новое слово — бе́лок». После того как ученики докажут ошибочность такого утверждения, указав на то, что это форма слова бе́лка (белка, белки, (нет) белок) и в данном случае в корне -белк- (-белок-) просто появляется дополнительный звук [о], учитель предлагает ещё несколько проблемных утверждений: 1) от слова белка с помощью суффикса -ок- образовано слово бело́к (ученики не соглашаются, указывая на разные корни в этих словах); 2) от слова ягода с помощью суффикса -к- образовалось слово ягодка, а с помощью суффикса -ок- — слово ягодок (с первой частью утверждения ученики соглашаются, а ошибочность второй части доказывают указанием на то, что пара ягодка — ягодок — это формы одного и того же слова ягодка). |
8 | 8. Словарная работа | Записать слово иней, объяснить значение слова (в случае затруднений это делает учитель: можно прочитать значение слова из толкового словарика в части второй учебника), найти непроверяемую орфограмму, составить и записать предложение с этим словом. Если ученики не могут составить предложение, учитель предлагает свой вариант. Похожая работа проводится со словом ягода: записать слово в тетрадь, найти и подчеркнуть непроверяемую орфограмму, подобрать и записать родственные слова (ягодка, ягодный; ягодник — место, где растут ягоды, или человек, который собирает, любит собирать ягоды); придумать предложение с записанными словами, записать самое интересное под диктовку учителя. |
9 | 9. Каллиграфическая минутка | Проанализировать особенность соединений строчных букв де, зе, че, ше. Прописать данные буквосочетания. |
10 | 10. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |