"Нам дороги эти позабыть нельзя" (сценарий мероприятия ко Дню Победы)
Описание: Сценарий праздника будет полезен педагогам-организаторам, воспитателям, классным руководителям, учителям, педагогам дополнительного образования. Материал предназначен для учащихся 7-10 классов.
Целевая аудитория: Школьники 7 – 10 классов, педагоги, ветераны Великой Отечественной войны, родители, представители муниципального образования, общественных организаций.
Актуальность: Воспитание патриотизма включает ряд ценностных ориентиров. Это система сознательного отношения и поведения личности в интересах всего гражданского коллектива. Многое зависит от того, сумеем ли мы достойно представить глубины русской героики. Победа 1945 года была победой и нашего народа, и нашей культуры. Школа является проводником, который вводит молодых граждан в мир и историю нашего Отечества. И чтобы этот мир продолжал своё существование, необходимо не прерывать славных традиций.
Цели:
- развитие у школьников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;
- формирование умения и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Задачи:
- формирование, закрепление и развитие глубокого интереса к историческим событиям родной страны, города;
- развитие творческих способностей воспитанников;
- знакомство школьников с героическими страницами нашей Родины через поэзию, литературные произведения, антологию песен о войне, исполнение хоровых произведений о Великой Отечественной войне, созданных нашими современниками;
- воспитание гражданского сознания;
- создание условий для формирования отношений дружбы и взаимопомощи между поколениями;
- формирование у подрастающего поколения гордости за свою Родину, ее народ, историю и ратную славу, изучение и развитие интереса к героическим страницам истории Отечества.
Ожидаемые результаты:
- осознанное чувство благодарности ветеранам за Победу и передаваемый ими опыт;
- духовное и физическое совершенствование;
- формирование стойкой патриотической позиции;
- воспитание потребности в духовном обогащении;
- общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор
- Компьютер/ноутбук
- Музыкальный центр
- Микрофоны
Оформление помещения: Плакаты, рисунки, газеты, фотоальбомы, открытки ветеранам, выполненные школьниками и посвященные Дню Победы.
Звуковое и фоновое сопровождение.
- Песни военных лет.
- Разрывы снарядов
- Звучание метронома
Видео сопровождение:
- Презентация.
- Видеофрагменты фильма «Битва за Москву», «Сталинградская битва», «Битва на Курской Дуге», кадры кинофильма «Белорусский вокзал».
Ход мероприятия
До начала мероприятия в актовом зале звучат песни военных лет, организована выставка декоративно-прикладного творчества детей школы, посвящённая 72-летию Победы. В актовом зале демонстрируются видеоклипы с песнями военных лет.
Звучат песни военных лет «Дороги» муз. Новикова, слова Ошанина «Где же вы теперь, друзья– однополчане?» музыка Соловьева – Седого, слова Фатьянова и другие.
Медленно гаснет свет. Прожектора высвечивают на сцене баннер мероприятия и макет вечного огня.
(Фанфары. Звучит русская народная мелодия. Девушки и юноши водят хоровод в народных костюмах. На экране слайды русского раздолья)
Голос из-за кулис: Матушка – Русская земля! Кто не топтал тебя, не бил копытами, какая жадная орда не бесновалась по тебе, не жгла, не палила красное лицо твоё! Кто из коронованных и некоронованных деспотов жаждал превратить тебя в холопку! Какой заморский владыка не пытался тебя поработить! Всё выдержала, вспоила и вскормила великий народ русский: великодушный и щедрый, как ты сама!
(Мелодия песни «День Победы» На экране плакаты «День Победы».)
– По всей стране от края и до края
Нет города такого, нет села,
Куда бы не пришла Победа в мае
Великого девятого числа.
И смотрит на сынов своих Россия,
Как будто лишь вчера закончен бой.
Проходят победители седые,
Победа остаётся молодой.
С тех пор салютов много отзвучало,
Но каждый день, прошедший без войны,
И каждая весна своё начало,
Своё тепло берут от той Весны.
– Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня!
Салют Победе, что в Берлине
Огнём попрала мощь огня!
Салют её большим и малым
Творцам, что шли путём одним,
Её бойцам и генералам,
Героям павшим и живым
Салют!
Звучат позывные «Внимание!» Фонограмма документальной записи диктора Ю.Б. Левитана.
Голос диктора. «От Советского информбюро. Приказ Верховного Главнокомандующего от 9 мая 1945 года. 8 мая 1945 года в Берлине представителями германского Верховного командования подписан Акт о полной и безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил. Великая Отечественная война, которую вёл советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена, Германия полностью разгромлена. Товарищи красноармейцы, краснофлотцы, сержанты, старшины, офицеры армии и флота, генералы. Адмиралы и маршалы. Поздравляю Вас с победным завершением Великой Отечественной войны!»
Звучит торжественный марш из кинофильма «Белорусский вокзал». На экране кинокадры салюта на Красной площади, встреча воинов – победителей на Белорусском вокзале.
(Не сцене учащиеся)
– Вы помните этот день?
– А вы?
– А вы?
– А вы?
– Я не помню, я родился в…
– Я – в…
– Я – в…
– Я – в…
– 72 года прошло… 72 года! Дети, родившиеся после войны, давно стали взрослыми, и у них уже появились свои дети, внуки, а то и правнуки. Почему же мы вновь и вновь вспоминаем о той войне, почему нас так волнуют кадры этой старой кинохроники?
– Война… От Бреста до Москвы – 1000 километров, от Москвы до Берлина – 1600. Итого – 2600 км.
– Это если считать по прямой…
– Так немного, правда? 2600 км. Если поездом, то менее четырёх суток, а самолётом – примерно четыре часа.
– Перебежками и по – пластунски – четыре года!
(Тихо звучит песня А.Новикова «Эх, дороги»).
– Четыре года! 1418 дней. 34000 часов. И более 27 миллионов погибших русских людей!
– Мы живём в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с лёгкостью произносим: тысяча км в час, миллион тонн сырья, миллиард рублей прибыли… Представляете. Что это значит?
– 27 миллионов – на две с половиной тысячи километров. Это значит: девять с половиной тысяч убитых на километр, 30 человек на каждые два метра земли!
– 27 миллионов погибших за 1418 дней, значит: 18000 убитых ежедневно, 850 человек в час, 20 человек каждую минуту.
– 27 миллионов погибших в соотношении ко всему населению Советского Союза тех лет – это значит: каждый четвёртый житель нашей страны погиб на Великой Отечественной войне.
– А сколько было раненых? Сколько молодых парней остались инвалидами на всю жизнь? А сколько вдов и сирот? Разве цифрами возможно измерить человеческое горе? Разве цифрами можно определить героизм русских людей?
– Разве за цифрами можно увидеть конкретного человека, его лицо, глаза, услышать его голос и смех, понять, о чём он мечтал, к чему стремился?
– Но мы хотим, нам необходимо увидеть, услышать, понять их, наших сверстников, бросавших своё мальчишеское тело под разрывы снарядов и на кинжальный пулемётный огонь; наших прадедов, месивших своими обмороженными, стёртыми в кровь, опухшими ногами осеннюю грязь и зимний снег, жгучий песок и чавкающую глину, прошедших за 1418 дней эти самые 2600 км, чтобы на ступенях поверженного Рейхстага наконец – то устало присесть и сказать с облегчением: «Всё, ребята…конец…»
– Мы хотим сегодня вместе с вами попытаться вспомнить военные дороги наших прадедов, вспомнить, как это было…
– И пусть вехами на этом пути нам станут подлинные документы Великой Отечественной войны.
(На сцену выносят папки с документами, пачки писем, фотоальбомы, реквизит и т.д.)
– Кто они? Какими они были? Мы хотим, чтобы все воочию представили себе хотя бы некоторых из тех, кто дошёл до конца этой дороги, и тех, кто пал смертью храбрых в один из этих дней. На одном из этих километров.
– Мы хотим сегодня вместе с вами попытаться восстановить для себя атмосферу тех дней, постараться представить, как это было!
(На экране – титры: 1941 год. Весна… Звучит песня Дунаевского «Эх, хорошо в стране Советской жить». На сцену выбегают дети. Они играют в салочки, в мяч. У них куклы, шары, скакалки. На заднем плане сцены – 5 листов ватмана, которые полностью закрывают тех, кто их выносит. Дети рисуют солнце, бабочек, флаги, грибы, цветы, домики, зайчики, машины и т.д.)
Звучит сирена воздушной тревоги. Меркнет свет. Дети замерли, глядя в небо. Разбегаются. Выходят переодетые старшеклассники в чёрных рогатых касках с масками из белого ватмана на лицах, в чёрных мундирах с засученными рукавами, в коротких сапогах, топчут рисунки, игрушки, шары.
(Звуки падающей бомбы, взрывы. На экране титры: «22 июня 1941год»)
Звучит отрывок из 7 симфонии Шостаковича 2-я часть. На экране – хроника: фашистские самолёты, падающие бомбы, взрывы, горящие города.
(На фоне этого видеоряда – голос Ю. Левитана.)
– «Внимание! Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза. Передаём важное правительственное сообщение. Сегодня, 22 июня в 4 часа утра без объявления войны фашистские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке наши города: Житомир, Киев, Севастополь. Каунас и другие. Это неслыханное нападение является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством… Вся ответственность за это разбойничье нападение на Советский Союз целиком и полностью падает на германских фашистских правителей…»
(Звучит песня Александрова «Священная война». Парни в форме становятся в строй по росту)
Старшина. Товарищи добровольцы! По порядку номеров рассчитайся!
– Первый!
– Первый!
– Первый!
– Первый!
(Каждый делает шаг вперёд. Звучит песня Б.Окуджавы «До свидания, мальчики». Отряд уходит.)
– На Руси из покон веков
Был написан закон таков:
Отбиваться от любых врагов
Всей великой страной.
На борьбу встанут старый и млад,
И помирятся с братом брат,
И сильнее мы во сто крат,
Встав в один общий строй.
– «Я хотел бы, чтобы все знали: не было безымянных героев. Были люди, у каждого своё имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и муки самого незаметного из них не меньше, чем муки того, чьё имя войдёт в историю. Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами» (Юлиус Фучик)
(На зкране кинохроника первых дней войны, запись добровольцев, уход на фронт.)
– Пусть помнят те, которых мы не знаем!
Нам страх и подлость были не к лицу
Мы пили жизнь до дна и умирали
За эту жизнь, не кланяясь свинцу.
Мы жили настолько свободно и вольно,
Не помня о том, что бывает иначе.
Что иногда забывали невольно,
Что мы – комсомольцы и что это значит.
Ещё вспоминаешь в тоске неминучей
Любимых товарищей, школьную парту…
Ты всё это помнишь и любишь? – Тем лучше!
Всё это поставлено нынче на карту!
Настала пора, и теперь ты в ответе
За каждый свой взнос в комсомольском билете,
И родина нынче с нас спрашивать вправе
За каждую букву в нашем уставе.
(Девочки поют под гитару)
– Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат…
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайся вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат!
И себя не щадите…
Но всё – таки… постарайтесь вернуться назад!
– Мы будем помнить их: рабочих и колхозников, закрывавших своим телом амбразуры дотов, учителей, ставших командирами партизанских отрядов, поэтов, взрывавших мосты, учёных, возглавлявших подполье, вчерашних школьников, бросавшихся с гранатами под танки…
(Выходят чтецы в военных гимнастёрках, пилотках)
– Слушайте нас, молодые 2017 года! Слушайте нас те, кто родился после войны! Из далёкого, 1941 года, с вами говорит ИСТОРИЯ…
(Один из чтецов достаёт из кармана гильзу от патрона трёхлинейной винтовки, показывает зрителям. На экране видеоряд кинохроники боёв за Москву)
– Это гильза от патрона русской трёхлинейной винтовки, которая состояла на вооружении Красной Армии в 1941 году. Автоматов тогда было ещё мало. Точно такая же гильза бала забита прикладом винтовки в ствол дерева и почти целиком заросла корой. Её нашли старшеклассники одной из школ города Наро – Фоминска. В 1941 году в этих местах держали оборону войска центрального участка Западного фронта, где фашисты особенно яростно рвались к Москве, но наши бойцы стояли насмерть. В гильзе оказалась записка.
(Один из чтецов читает на фоне мелодии из кинофильма «Первый день мира»)
– «Нас было 12 послано на Минское шоссе преградить путь противнику, особенно танкам, и мы стойко держались. И вот уже нас осталось трое: Коля, Володя и я, Александр. Но враги без пощады лезут. И вот ещё пал один – Володя из Рязани, а танки всё лезут. На дороге уже горят 19 машин. Нас двое. Но мы будем стоять, пока хватит духа, не пропустим их до прихода своих. И вот я остался один, раненый в голову и руку. И танки прибавили счёт. Уже 23 машины. Возможно, я умру, но, может, кто найдёт когда – нибудь мою записку и вспомнит героев. Я из Фрунзе, русский, родителей нет. До свидания, дорогие друзья. Ваш Александр Виноградов.»
– В истории европейских государств было создано много различных по значению оборонных сооружений. Каждая из них не выдержала испытаний войной…
Но линия обороны духа, доблести и героизма русского народа и его воинов, эта линия обороны оказались для фашистских захватчиков воистину непреодолимой.
(На экране кинохроника. Оборона Москвы. Военный парад 7 ноября 1941года. Фонограмма «Песня защитников Москвы» Б.Мокроусова)
– Плескалось багровое знамя,
Горели багровые звёзды,
Слепая пурга накрывала
Багровый от крови закат.
И слышалась поступь дивизий.
Железная поступь дивизий,
Великая поступь дивизий,
Точная поступь солдат.
Навстречу раскатам ревущего грома
Мы в бой поднимались светло и сурово,
На наших знамёнах начертано было
Священное слово «Победа!»
Во имя Отчизны – Победа!
Во имя живущих – Победа!
Во имя грядущих – Победа!
Войну мы должны сокрушить.
– Весной 1942 года Гитлер был одержим идеей захвата Ленинграда и Сталинграда. «Если падут эти два священных для коммунизма города, – вопил он, – Россия рухнет!»
– На Сталинград были брошены отборные фашистские дивизии, победоносно промаршировавшие по улицам многих захваченных европейских столиц и городов.
– Бельгия капитулировала на одиннадцатый день войны, Голландия – на шестой, Франция, героически сопротивляясь, сдалась гитлеровцам через 42 дня…
– Дом сержанта Павлова в Сталинграде держал оборону 58 суток, т.е. столько, сколько Бельгия, Голландия и Франция вместе взятые, но так и не был захвачен врагом.
(Кинохроника «Оборона Сталинграда». Фонограмма песни «Поклонимся великим тем годам»)
– Сталинградцы упорно, до последней капли крови защищали каждую позицию, каждый метр земли… Отступать дальше – значило загубить нашу Родину. Железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца было требование – ни шагу назад! Стоять насмерть!
– И в Сталинграде наши бойцы стояли насмерть. Бои шли за каждую улицу, каждый дом, а в доме – за этаж, за лестничную клетку, за комнату, за дверной проём. На каждый километр сталинградской земли фашистами было израсходовано около ста тысяч авиабомб, снарядов и мин.
– Сверкающая полоса волжской воды была, казалось, совсем близко от фашистов – рукой подать… Каждый день из – за Волги вставало солнце, и каждое утро, в часы восхода шли в атаку гитлеровские солдаты, шли, чтобы никогда уже не увидеть заката. Это вставало солнце нашей Победы.
– И тогда на жадного врага
Ополчились нивы и луга,
Разъярился даже горицвет,
Дерево – и то стреляло вслед.
Била немцев каждая клюка,
Их топила каждая река,
Их закапывал, крехтя, мороз,
И луна их жгла, как купорос.
Шли с погоста деды и отцы,
Пули подавали мертвецы,
И косматые, как облака,
Врукопашную пошли века.
Шла Урала тёмная руда,
Шли, гремя, железные стада,
Шёл смоленщины дремучий бор,
Шёл худой, зазубренный топор.
Шла винтовка, верная сестра,
Шло глухое, смутное «Ура!»
Шли пустые, мёртвые поля,
Шла большая русская земля!
– Не забывайте грозные года,
Когда кипела волжская вода,
Земля тонула в ярости огня
И не было ни ночи и ни дня.
– Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны и рядовым,
Поклонимся и мёртвым, и живым
Всем тем, которых забывать нельзя.
Поклонимся, поклонимся, друзья!
(Хором)
Всем миром, всем народом, всей землёй,
Поклонимся за тот великий бой!
(Инсценирование отрывка из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)
Действующие лица:
- Старшина Васков – ученик 10 класса
- Кирьянова – ученица 10 класса
- Рита Осянина– ученица 10 класса
- Евгения Комелькова – ученица 10 класса
- Лиза Бричкина – ученица 10 класса
- Галина Гурвич – ученица 10 класса
Ведущий: Шел май 1942 года. На западе обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне, на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу, на севере шла ожесточенная борьба за морские пути; на юге только – только приходил в себя блокадный Ленинград. А здесь, на 171 – м разъезде, зори были тихими – тихими. И никто не мог знать, что директива Имперской службы СД за № с 219/702 с грифом «только для командования» уже подписана и принята к исполнению.
Р: Товарищ комендант! Товарищ старшина!
Вас.: Что?
Р: Немцы в лесу!
Вас.: Так… Откуда известно?
Р: Сама видела. Двое с автоматами, в маскировочных накидках.
Вас.: Погоди тут (Рита переминается с ноги на ногу, ежится от холода).
Вас.: Команду в ружье: боевая тревога. Кирьянову ко мне. Бегом. Стройте людей.
Кир.: Построены, товарищ старшина.
Вас.: Строй, нечего сказать. У одной волосы, как грива, до пояса, у другой какие – то бумажки в голове. Вояки! Чеши с такими в лес, лови немцев с автоматами. Вольно…
Р.: Женя, Галя, Лиза…
Вас.: Погодите Осянина! Немцев идем ловить – не рыбу. Так, чтоб хоть стрелять умели, что ли.
Р: Умеют
Вас.: Да, вот еще. Может немецкий кто знает.
Гурв.: Я знаю
Вас.: Что – я? Что такое я? Докладывать надо!
Гурв.: Боец Гурвич.
Вас.: Ох – хо – хо! Как по – ихнему «руки вверх»?
Гурв.: Хенде хох
Вас.: Точно. Ну, давай Гурвич. Идем на двое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов…по пять обойм. Подзаправиться. Ну, поесть, значит, плотно. Обуться по – человечески, в порядок себя привести, подготовиться. На все – сорок минут. Разойдись! Кирьянова и Осянина со мной.
Вас.: Значит на этой дороге встретила?
Ос.: Вот тут. А прошли мимо меня, по направлению к шоссе.
Вас.: К шоссе? А чего ты в лесу в четыре утра делала?
Ос.: Просто по ночным делам.
Вас.: Ночным? Для ночных дел я вам самолично нужник поставил. Или не вмещаетесь?
Ком.: Знаете, товарищ старшина, есть вопросы, на которые женщина отвечать не обязана.
Вас.: Нету тут женщин! Нету! Есть бойцы и есть командиры, понятно? Война идет, и покуда она не кончится, все в среднем роде ходить будем… К шоссе, говоришь, пошли?
Осян.: Черта им у шоссе делать! Там по обе стороны еще в финскую лес сведен, там их живо прищучат. Нет, товарищи младшие командиры, не к шоссе их тянуло…(чешет за ухом). Там кусты и туман. Мне казалось…
Вас.: Креститься надо, если кажется. Мыслю я, что они шли на железку.
Осян.: Если так. Если так, то надо охране на железную дорогу сообщить.
Вас.: Кирьянова сообщит. Мой доклад – в 20 – 30 ежедневно, позывной «17». Так. Разуться всем! С этой обувкой много не навоюешь, через три километра ноги собьете до кровавых пузырей. Осянина, покажи, как правильно портянки намотать (переобуваются)
Вас.: противника не бойтесь. Он по нашим тылам идет, значит, сам боится. Но близко не подпускайте, потому как противник все же мужик здоровый и вооружен специально для ближнего боя. Если же случится, что рядом он окажется, тогда затаитесь лучше. Только не бегите, упаси бог! В бегущего из автомата попасть – одно удовольствие. Ходите только по двое. В пути не отставать и не разговаривать. Если дорога попадется, как надо действовать7
Лиза Брич.: Знаем. Одна – справа, другая слева.
Вас.: Скрытно. Порядок в движении такой будет: впереди – головной дозор в составе младшего сержанта с бойцом. Затем в ста метрах – основное ядро: я – с переводчицей. В ста метрах за нами – последняя пара. Идти, конечно, не рядом, а на расстоянии видимости. В случае обнаружения противника или чего непонятного. Кто по – звериному или, там, по – птичьему кричать может? (захихикали все). Я серьезно спрашиваю! В лесу сигналы голосом не подашь: у немца тоже уши есть.
Гурв.: Я умею. По – ослиному: и – а! и – !
Вас.: Олы здесь не водятся. Ладно, давайте крякать учиться. Как утки. (показывает). (все крякают). Идем на Вопь – озеро. Глядите сюда. Ежели немцы к железке идут, им озера не миновать. А пути короткого они не знают: значит, мы раньше их там будем. До места нам верст двадцать – к обеду придем. И подготовиться успеем, потому как немцам обходным порядком да таясь не менее чем полста отшагать надо. Все понятно, товарищи бойцы?
Все: понятно.
Вас.: Младшему сержанту Осяниной проверить припас и готовность, через пять минут выступаем. Готовы?
Все: Готовы.
Вас.: Заместителем на все время операции назначаю младшего сержанта Осянину. Сигналы напоминаю: два кряка – внимание, вижу противника, три кряка – все ко мне. (девчонки засмеялись). Головной дозор, шагом марш! (все остальные машут вслед).
Ведущий: А зори – здесь тихие – тихие. И чистые – чистые, как слезы.
(На экране кинохроника битвы на Курской дуге)
– В июле 1943 года состоялось великое сражение на Курской дуге. В ходе битвы было разгромлено около 30 самых отборных вражеских дивизий, вооружённых новейшей военной техникой: танками «тигр» и «пантера», самоходными орудиями «фердинанд».
– Под Курском наши войска сломали хребет немецко – фашистским захватчикам. От этого поражения гитлеровцы уже не смогли оправиться до самого конца войны.
– До конца войны ещё оставалось 642 дня, до Берлина – 1500 км. И мы с вами знаем, что дорога от Курска до Берлина не была гладкой и лёгкой. 642 дня и 1500 км! Миллионы русских людей погибли на этой дороге, на пути к торжеству Победы.
– 72 года прошло со дня Победы… С каждым годом всё меньше остаётся ветеранов, встречающихся 9 мая в скверике у Большого театра, с каждым годом становится всё меньше…
– Тем, кому в 1945 году было 20 с небольшим, теперь уже за 90. Военкомы всё чаще снимают с учёта некогда совсем юных бойцов. И дети солдат Великой Отечественной войны стали значительно старше своих погибших отцов. И у каждого из них…
– И у каждого из нас своя дорога жизни. Но, чтобы не сбиться с пути, не остановиться на полдороге, мы проверяем наш жизненный курс по компасу тех дней войны, проверяем свои маршруты ориентирами той самой дороги.
– Дороги войны… Они прошли по шоссе и просёлкам, нескошенному лугу и невспаханному полю, по лесным тропам и снежной целине.
– А вдоль их обочин, чем дальше на запад, тем больше братских могил, фанерных пирамидок со звёздочкой или просто безымянных холмиков с памятной зарубкой на сосне…
(Чтецы читают письма. Луч прожектора переходит с одного на другой. Звучит мелодия из кинофильма «Первый день мира»)
– «Не знаю, будете ли вы когда – нибудь читать мои последние слова, но всё же напишу. Через несколько часов приведут в исполнение смертный приговор. Суд был 13 мая, и поэтому у меня было достаточно времени передумать свою жизнь. Оглядываясь на прожитые годы, мне не в чем себя упрекнуть. Я был человеком и борцом в эти столь роковые дни для человечества. Хоть бы будущее было лучшим и счастливым, оно таким должно быть!»
(на экране фото Героя Советского Союза Иманта Судмалиса)
– Это последнее письмо Героя Советского Союза, руководителя рижского подполья Иманта Судмалиса, казнённого гестаповцами 25 мая 1944 года.
(На экране фотография Героя Советского Союза, рязанца Алексея Каширина. Звучит мелодия из кинофильма «Первый день мира»)
– «Впервые в жизни пробую писать при лунном свете… Замечательная лунная ночь, редкая в эту осеннюю пору! Много я видел красивых ночей, но эта особенно поражает меня. Ночь перед боем… Я воюю уже более трёхсот дней. Я стал воином, суровым человеком, и никто не скажет, что 10 месяцев назад я был юношей, который ничего не знал, кроме мечты об учёбе и любимой девушки… Я не взял свою долю у жизни, я люблю жизнь. Я хочу жить! Я говорю об этом не потому, что боюсь, что завтра меня убьют, не потому, что трус. Нет! Я не буду щадить себя. Я знаю: моя молодость служит делу человечества. Быть может, мне и не удастся вернуть её, но я верну её моим младшим братьям, и они будут гордиться теми, кто сражался с врагом».
– Автор этого письма – рязанец Алексей Каширин, Герой Советского Союза, грудью закрывший амбразуру вражеского дзота.
– Европа дрожала от наших сапог,
От скрежета танков земля содрагалась,
Остался последний бросок,
Последняя битва осталась.
Дороги, политые кровью и потом,
Они сговорились, и все как один
Вливались в большую дорогу, и ротам
Кричали: «Вперёд на Берлин!».
– Весна, победа, родина, народ.
Слова дороже сыщутся едва ли,
Мы с этими словами шли вперёд,
Мы с этими словами погибали.
Мы пали, укрепляя плоть земли,
Вошли, как сваи в русские равнины.
Дорогою Победы полегли
До самого проклятого Берлина.
И не вернулись мы домой назад,
Просрочили заветные свиданья,
И выплакали матери глаза,
И высохли невесты в ожиданьи.
Но наш огонь бесследно не угас,
Жизнь, как известно,– вечное движенье.
И пробил час, и мы воскресли в вас,
Вы – наша память. Наше продолженье.
Мы верим в вас! Мы знаем, что не зря
За ваше счастье шли навстречу смерти,
Хоть, между нами, честно говоря,
Так не хотелось умирать, поверьте!
Хотели мы допеть, дотанцевать,
Дожить и доучиться так хотели,
Невест своих хоть раз поцеловать,
Ведь многие и это не успели.
– Как вы, такими мы хотели быть,
И вам за нас шагать по всей планете,
За нас дожить, достроить, долюбить,
И в будущем за прошлое ответить.
(На экране текст записки. Звучит мелодия из кинофильма «Первый день мира»)
– «Боря, нас ночью убьют; поганые чувствуют, что им скоро конец. Я им в лицо сказала, что наша возьмёт. Боря, ты прости, что я тебя огорчала, знаешь, не всегда так говоришь и делаешь, как хочется. Вчера, когда очень били, я про себя повторяла: «Боренька…» Я им ничего не сказала. Боренька, ты прощай, спасибо тебе за всё…»
– Это записка девятнадцатилетней подпольщицы из города Слуцка, зверски замученной фашистскими палачами. Фамилия её осталась неизвестной.
(На экране фотография Смирнова Юрия Васильевича)
– Я комсорг 2-го батальона гвардейского 79-го стрелкового полка гвардии старший лейтенант Кустов Пётр Алексеевич, находясь в боевых порядках своего полка, прорвавшего оборону немцев вблизи деревни Шалашино Дубровинского района Витебской области, проходил немецкими позициями и зашёл в штабной блиндаж. Взглянув на правую стену блиндажа, я увидел прислонённого, как мне показалось, человека, обнажённого, с раскинутыми руками. Подойдя ближе к доскам, я разглядел, что человек этот прибит гвоздями к доскам блиндажа. Тело его было распято на специальной крестовине из досок. Одна доска проходила вдоль спины, а вторая – поперёк, на высоте плеч. Руки человека были прибиты гвоздями. Гвозди были большие и загнаны по самые шляпки. 2 гвоздя торчали во лбу. Ноги распятого были прибиты гвоздями. На груди виднелись глубокие разрезы и ножевые раны. Лицо распухло. Оно было обезображено ударами холодного оружия. Оглядев помещение внимательно, я увидел на столе красноармейскую книжку и раскрытый комсомольский билет. Я прочёл эти документы и установил, что они принадлежат гвардии рядовому 1-го батальона 77-го гвардейского стрелкового полка Смирнову Юрию Васильевичу.»
(Звучит ария «Все люди спят, но мать не спит сейчас...» Читает старшеклассница, исполняющая роль матери, в чёрном платке)
– Ой, зачем ты, солнце красное,
Всё уходишь, не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
Сын, не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу,
Прилечу орлицей быстрою.
Отзовись, моя кровиночка,
Маленький, единственный.
Не могу найти дороженьки,
Чтоб заплакать над могилкою,
Не хочу я ничегошеньки,-
Только сына милого.
За лесами моя ластынька,
За горами, за громадами.
Если выплаканы глазыньки –
Сердцем плачут матери.
(На экране кинохроника: бомбёжки в ДНР, ЛНР, кадры жертв современного терроризма. Фонограмма из кинофильма «Первый день мира»)
– С тех пор прошло 72 года. Но за все эти годы не было ни одного дня, чтобы где-нибудь на земле не убивали людей. Сегодня, сейчас, в эту минуту где-то на нашей маленькой планете от бомб или от пуль, от голода или напалма погибают люди, корчится раненый, плачет ребёнок, чья-то мать проклинает убийцу…
– Вот почему мы сегодня вновь и вновь вспоминаем Великую Отечественную войну. Вот почему бередим старые раны. Ибо кое – кому сегодня хочется, чтобы люди забыли, вычеркнули из жизни эти 1418 дней, чтобы канули в лету страшные преступления фашизма против человечества, объясняя их служебной халатностью, досадным стечением обстоятельств, нелепой ошибкой, личными недостатками какого – то одного человека.
– Освенцим – случайность?
Бабий Яр – халатность?
Хатынь – стечение обстоятельств?
45 миллионов погибших человеческих жизней – ошибка одного человека?
– Отгремела война, свой кровавый собрав урожай.
Сколько лет пронеслось, сколько новых забот пережито!
Время мчится вперёд, время к новым спешит рубежам,
Но никто не забыт, и навеки ничто не забыто!
Наша жизнь, наша светлая радость в жестоких боях
Вашим подвигом, доблестью, жертвою вашей добыто,
В вашу честь на земле обелиски до неба стоят.
Нет, никто не забыт, и навеки ничто не забыто!
В каждом доме вы живы и в каждом свершившемся дне,
В каждой детской улыбке звучите победной сюитой,
В каждом сердце стучите, приходите в каждой весне.
Нет, никто не забыт, и навеки ничто не забыто!
– 9 мая 2015 года, в день 70-летия Победы корреспондент агенства печати «Новость» на площади перед зданием ООН в США взял интервью у молодых американцев. Вслушайтесь в их ответы.
Вопрос: Знаете ли вы, что сегодня исполняется 25 лет Победы над фашистами?
Ответ: Нет. Вы первый человек, который напомнил мне об этом.
Вопрос: Кто и против кого сражался во Второй мировой войне?
Ответ: Германия, Япония и США против Советского Союза.
Вопрос: Сколько американцев погибло во Второй мировой войне?
Ответ: О, очень много. Очень. Тысяч 50, я думаю.
Вопрос: А русских людей?
Ответ: Не знаю, но, конечно, не так много, как американцев.
Вопрос: Война как-нибудь повлияла на жизнь вашей семьи?
Ответ: Нет.
(Ведущий обращается в зал)
– Скажите, пожалуйста, война как – нибудь повлияла на жизнь вашей семьи?
– Да, прадед погиб.
– А вашей?
– Да, прадед погиб.
– А вашей? И т. д.
(Звучит мелодия из кинофильма «Первый день мира»)
– 45 миллионов погибших. 80 миллионов калек и раненых. Больше половины из них пришлось на долю Советского Союза – таков итог Великой Отечественной войны.
– Более 180.000 рязанцев не вернулись с полей сражений этой жестокой войны. Память о них вечно нерушима. Немеркнущей славой озарены имена 300 Героев Советского Союза. 60 рязанцев стали полными кавалерами Ордена Славы, свыше 70 тысяч награждены орденами и медалями.
(Звучит Реквием Кобалевского, начинается поверка Героев: чтецы выстраиваются в строй; один называет фамилию Героя, другие делают шаг вперёд, отвечая возвращаются в строй. На экране – фотографии героев-рязанцев)
Алексей Каширин. Рязанец. При освобождении Прибалтики 23 января 1945 года в критическую минуту боя закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Леонид Рытиков. Рязанец. 15 февраля 1945 года в бою за населённый пункт Хибе (Польша) закрыл своим телом амбразуру вражеской огневой точки. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Фёдор Полетаев. Рязанец, национальный герой Италии. Погиб 2 февраля 1945 года, вызвав огонь на себя. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Алексей Хлобыстов. Рязанец. Герой Советского Союза. Совершил 3 воздушных тарана фашистских самолётов, 2 тарана – олько в одном бою. Погиб смертью храбрых в 1943 году.
(Звучит мелодия песни на слова Р.Гамзатова «Журавли». На экране фотографии обелисков)
– «Пал смертью храбрых в боях за Родину…» Чтобы произнести эту короткую фразу 27 миллионов раз, нам понадобилось бы беспрерывно днём и ночью повторять её в течение почти пяти лет… Это дольше,чем длилась война.
– Вечная слава героям, павшим в боях за честь, свободу и независимость нашей Родины!
(Заучит «Вокализ» Глиэра, концерт для голоса с оркестром. На возвышении стоит фанерная пирамида со звездой. Слева и справа выходят 2 старшеклассника в военной форме, в касках и плащпалатках. У первого в руках каска, у второго – макет автомата. Они кладут к подножию обелиска каску и автомат и становятся на одно колено. Солдат из фляжки выливает в пустую каску спирт, другой солдат поджигает спирт. Оба, сняв каски, склоняют головы.)
На сцену медленным шагом поднимается группа учащихся начальных классов с венком.
К обелиску подходит старшеклассницы в образе Матери, в чёрном. Она кладёт цветы, опускается на колени, застывает в глубоком поклоне.
(На экране хроника Вечного огня, Могилы Неизвестного Солдата.)
– Вспомним всех поимённо.
Горем вспомним своим…
Это нужно не мёртвым!
Это надо живым!
Помните!
Через века, через года,-
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,-
Помните!
…Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами,
Жизнью просторной,
Каждой секундой,
Каждым дыханьем
Будьте достойны!
– Люди! Покуда сердца стучатся,-
Помните!
Какою ценой завоёвано счастье,-
Пожалуйста, помните!
… Детям своим расскажите о них,
Чтобы запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
…Люди Земли, убейте войну,
Прокляните войну, люди Земли,
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!...
Но о тех, кто не придёт уже никогда,-
Заклинаю – помните!
– Мы просим встать тех, чьи родные и близкие воевали на фронтах ВОВ…
(В зале встают люди)
– Мы просим встать тех, чьи родные и близкие погибли в годы ВОВ…
– Мы просим встать тех, чьи родные и близкие были в эвакуации, пережили лишения и голод в годы ВОВ…
– Мы просим встать тех, чьи родные и близкие работали на фронт, ковали победу в тылу…
– Вечная слава героям, павшим в боях за честь, свободу и независимость нашей Родины!
(Звуки метронома. На экране могила Неизвестного солдата. Объявляется минута молчания)
– Мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне не потому, что жаждем мести за прошлое, а потому, что беспокоимся о будущем.
– Глядят на нас, глядят фронтовики,
Глядят на нас исчезнувшие роты,
Глядят на нас ушедшие полки,
Глядят на нас с надеждой и заботой.
Ну как мы тут, и что у нас за жизнь?
Куда идём семьёю многоликой,
Готовы ль так же Родине служить,
Достойны ли Истории великой?
Нет, в нас не сомневаются они,
Но нам в себе их верой надо верить,
Не грех порой сегодняшние дни
Вчерашними, военными измерить.
– Прошла война. Притихло в мире.
И яблок нам солдат привёз,
Никем не виданных в Сибири.
Раздал по одному на нос.
А в школе не хватало книжек,
Война сусеки подмела.
Солдат одаривал детишек,
Всю безотцовщину села.
Деревня выстрадала беды
Своей израненной страны,
И были яблоки Победы
Незабываемо вкусны.
А на крыльце, как на пригорке,
По – детски откровенно рад,
Стоял в линялой гимнастёрке
И чудеса дарил солдат.
(Звучит мелодия песни «День Победы». На экране – салют Победы)
– Пусть мы родились
После сорок пятого,
И детству нашему
Не угрожал военный смерч…
Даём сегодня,
В День Победы,
Клятву Вам –
Герои, победившие
Фашизм и смерть.
(Выходит в современной военной форме старшеклассник с макетом автомата)
– Я, ребята, в должности высокой –
Русский воин. Рядовой солдат.
На меня с надеждою глубокой
Все народы пристально глядят.
Мне б растить колосья урожая,
Мне б вести упорно кладку стен,
Здания над миром возвышая,
Небеса захватывая в плен.
Но опять на свете неспокойно,
И народ наш русский неспроста
Мне не подавал команды: «Вольно!»
И не разрешал уйти с поста.
Я клянусь: без устали, повсюду
Охранять родимые края.
Я тебе достойным сыном буду,
Мать солдата, Родина моя.
– Именем солнца,
Именем Родины
Клятву даём.
Именем жизни
Клянёмся:
То, что отцы не допели,-
Мы допоём!
То, что отцы не построили,-
Мы построим!
– Над планетой проносятся смерчи,
Жаждут нелюди править людьми.
Человечество, встань против смерти!
Голос мира за мир подними!
Всё тревожней от края до края
Перекличка зловещих зарниц.
Пахнет порохом, ветер играет
Опалёнными крыльями птиц.
Не хотим, чтобы небо ослепло,
Чтоб земля овдовела навек,
Чтоб черней бухенвальдского пепла,
Падал чёрными хлопьями снег.
Встаньте люди на всей земле!
У порога стоит беда,
Не дадим взорваться войне!
Преградим ей путь навсегда!
(Все в зале поют песню «Бухенвальдский набат» В.Мурадели)
– Пусть в этом зале вспыхнет Вечный Огонь, символ памяти подвига русского солдата в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 г.
(Танец Вечного Огня исполняют старшеклассницы. На экране фотографии Площади Победы с Вечным огнём в Рязани)
– Выступления ветеранов. Вручение цветов и подарков дорогим гостям.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.