На фронтах Гражданской войны
Задачи:
- познавательные: систематизировать материал по теме, определить по карте основные очаги войны, определить территории, подвергшиеся нападению со стороны иностранных государств;
- развивающие: повысить познавательную самостоятельность в изучении истории своего края, развивать творческую активность, инициативность и монологическую речь учащихся;
- воспитательные: показать глубину трагедии российского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, усилить в сознании учащихся неприятие войны и силовых методов разрешения проблем в обществе.
План урока
- Организационно-мотивационный этап
- Актуализация знаний
- Постановка учебной задачи
- Изучение нового материала
- Первичное осмысление и закрепление
- Рефлексия
Оборудование: учебник «История России. Начало XХ – начало XXI века» (авторы: О. В. Волобуев, С. П. Карпачёв, П. Н. Романов), презентация, компьютер, проектор, карточки с заданиями, открытки с фотографиями памятников.
Формы и методы работы: лекция учителя, беседа по основным вопросам темы урока, групповая работа учащихся с карточками, изучение фотоматериалов.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный этап
Деятельность учителя: эмоционально-психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению материала. Просит выдвинуть предположение о теме, цели и плане предстоящего урока. Проводит беседу по обсуждению темы, целей и плана урока (слайд 1).
Деятельность учащихся: организуют рабочее место, выдвигают предположения о теме, цели и плане урока, слушают вопросы учителя и отвечают на них, составляют план урока, формулируют его задачи.
Предметные результаты: уметь устанавливать причинно-следственные связи.
Формирование УУД:
- регулятивные — планируют путь достижения цели, ставят познавательные задачи; принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности;
- коммуникативные — обсуждают свои предложения по поводу темы, цели и плана урока; предлагают свой вариант темы, цели и плана урока.
2. Актуализация знаний
Деятельность учителя: проводит беседу по вопросам (слайд 2).
- Что такое Гражданская война?
- Когда началась гражданская война в России?
- Что явилось пусковым механизмом начала Гражданской войны?
- Основные противоборствующие силы Гражданской войны.
-
Кто возглавлял Красных и Белых в Гражданской войне?
Деятельность учащихся: включаются в работу, вспоминают изученные ранее факты.
Предметные результаты: знать основные даты, факты, имена и события, относящиеся к периоду Гражданской войны.
Формирование УУД:
- познавательные — вспоминают историческую информацию;
- регулятивные — обучающиеся осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль понимания и выполнения задания, корректируют свои ответы;
- коммуникативные — отвечают и дополняют ответы друг друга.
3. Постановка учебной задачи
Деятельность учителя:
- вопрос — где произошли решающие для победы Красных события Гражданской войны?
- задание — попробовать показать на карте самые важные события Гражданской войны (слайд 3).
Деятельность учащихся: формируют первичные точки зрения на основе полученных ранее знаний, приходят к выводу, что информации недостаточно.
Предметные результаты: уметь выдвигать свое отношение к событиям и личностям.
Формирование УУД:
- познавательные — формулировать проблему и определять способы ее решения, устанавливать причинно-следственные связи;
- регулятивные — определять и формулировать цель деятельности на уроке, составлять план и последовательность действий;
- коммуникативные — уметь работать в группе и строить продуктивное взаимодействие.
4. Изучение нового материала
Деятельность учителя: организует работу в группах. Учащиеся рассматривают определенный участок фронта:
- группа 1 — Восточный фронт;
- группа 2 — Южный фронт;
- группа 3 — Западный фронт;
- группа 4 — Северный фронт;
- группа 5 — Северо-западный фронт.
Каждая группа отвечает на вопросы:
- покажите расстановку сил на фронте в указанный период;
- назовите основные события на фронте;
- кто возглавлял Белых и Красных на фронте?
- каковы итоги боевых действий в данном регионе?
На слайде 5 представлен план, по которому происходит работа. Каждая группа должна представить краткое выступление с характеристикой своего вопроса. В ходе ответов учащиеся заполняют хронологическую таблицу (слайд 6). Во время кратких ответов учитель демонстрирует слайды 7–19.
Деятельность учащихся: делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы. Участвуют в обсуждении. Группы работают с учебником (§7–8), картами в учебнике.
Предметные результаты: работать с историческим источником, осуществлять поиск исторической информации. Уметь систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, уметь определять, объяснять и аргументировать свое отношение к событиям и личностям; уметь анализировать историческую информацию.
Формирование УУД:
- познавательные — осуществляют анализ текста, устанавливают причинно-следственные связи событий и явлений;
- регулятивные — принимают и осуществляют учебную задачу, планируют свои действия, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок. Учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, вносят необходимые коррективы;
- коммуникативные — уметь слушать и вступать в диалог; уметь выражать свои мысли, уметь работать в группе.
5. Первичное осмысление и закрепление знаний
Деятельность учителя: «мозговой штурм» в условиях ограниченного времени. Сделайте вывод в группах: какую роль сыграл данный фронт в ходе гражданской войны? Задание на слайде 20: соотнесите события и этапы Гражданской войны.
Деятельность учащихся: высказывают свою точку зрения, приводят аргументы, вспоминают фактическую информацию.
Предметные результаты: уметь определять, объяснять и аргументировать свое отношение к событиям и личностям. Уметь соотносить события и даты.
Формирование УУД:
- познавательные — обобщение полученной информации;
- регулятивные — осознают качество и уровень усвоения материала;
- коммуникативные — построение монологического высказывания, умение слушать и понимать ответы одноклассников.
6. Итоги урока. Рефлексия
Деятельность учителя: оценивает деятельность учащихся по итогам работы на уроке. Слайд 21.
Деятельность учащихся: оценивают свою работу. Проговаривают, что они узнали нового на уроке, чему научились, как оценивают усвоенные ими знания.
Предметные результаты: уметь устанавливать причинно-следственные связи.
Формирование УУД:
- регулятивные — проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- коммуникативные — уметь слушать и вступать в диалог, уметь выражать свои мысли.
Домашнее задание: §7–8, вопросы и задания в конце параграфа. Слайд 22.