Мир сказок. Ханс Кристиан Андерсен «Пятеро из одного стручка». 2 класс. Конспект урока
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Начиная с 1 класса, по программе Ефросининой Л.А. дети знакомятся с творчеством Х.-К.Андерсена. Ценностью сказок Х.-К.Андерсена является то, что обращены они не только к разуму ребенка, но и к его сердцу, так как истории сказочника мудры и добры.
Учебные задачи:
- Формировать умение работать с текстом; расширять читательский опыт через слушание и самостоятельное чтение; систематизировать знания о сказках Х.-К. Андерсена.
- Развивать читательские и речевые умения; интерес к сказкам, творческие способности, умение размышлять.
- Воспитывать чувство прекрасного; учить проявлению чувств доброты, сострадания, радости.
Оборудование:
- Сундучок с предметами.
- Листки для моделирования, цветные карандаши.
Материал к уроку:
Для учителя:
- Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2013 г.
- Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие / Л.А. Ефросинина– М.: Вентана-Граф, 2012 г.
- Иллюстрации к сказкам В. Сутеева, Ш. Перро, Д. Родари
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН. Институт русского языка.– М.: АЗЪ,1993
Для ученика:
- Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч.1/ Л.А. Ефросинина – М.: Вентана-Граф, 2013 г.
- Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч.1 / Л.А. Ефросинина – М.: Вентана-Граф, 2013 г.
Ход урока
I. Выявление читательского опыта учащихся
1. Моделирование
Учитель:
– Посмотрите на иллюстрации к литературным произведениям. Что их объединяет? (На этих иллюстрациях герои литературных сказок.)
– Какой темой объединены эти произведения? («Произведения о детях и для детей»)
– Произведения, каких жанров мы уже читали? (рассказы, стихи, сказки, басни)
– Не ошибусь, если скажу, что все дети и даже взрослые любят читать сказки!
-Какие бывают сказки?
Схема:
– Вспомните фамилии русских и зарубежных писателей-сказочников и назовите их произведения. (учащиеся называют авторов и заголовки произведений)
– Молодцы, вы знаете много писателей-сказочников.
– Сделайте модель обложки своей любимой сказки.
– Поднимите и покажите листочки с моделью.
Комментарий: Упражнение с моделями формирует у учащихся учебные действия: самостоятельно выполнять учебные задания; умение осуществлять контроль и самоконтроль; умение рационально организовывать свой учебный труд. Данная работа способствует высокому уровню вовлеченности и погружения всех учащихся в учебную деятельность, т.е. реализуются принципы личностно-ориентированного обучения. Работа с моделями обложек позволяет плавно перейти к следующему этапу работы.
2. Актуализация знаний о сказках Х.-К. Андерсена
Учитель:
– Перед вами сундучок. В старину в таких сундучках хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности. Их берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность. А в нашем сундучке хранятся сказки. Догадайтесь, из каких литературных сказок находящиеся здесь вещи:
- Скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка»)
- Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик»)
- Зеркало («Снежная королева»)
- Зонтик («Оле-Лукойе»)
– Что объединяет эти литературные сказки? (Их автор – Х.-К. Андерсен)
– Удивительный мир сказок Х.-К. Андерсена! Он мог самые обычные вещи превратить в сказочных героев. Иногда от какой-то незначительной мелочи может измениться настроение, состояние души и даже вся жизнь! На такие размышления меня натолкнула сказка Х.-К. Андерсена «Пятеро из одного стручка».
Комментарий: Введение «волшебного сундучка» активизирует внимание учащихся, настраивает на сказку и учебное сотрудничество учителя и учеников, создает эмоциональный настрой на уроке, а также выявляет читательский опыт учащихся по сказкам великого датского сказочника Х.-К. Андерсена. На данном этапе происходит развитие мыслительной деятельности, умение анализировать и классифицировать, а также делать выводы.
II. Работа с новым произведением
1. Чтение сказки Х.-К. Андерсена «Пятеро из одного стручка» ( учебник стр.94-99)
Слушание 1 части произведения (читает учитель).
Чтение вслух учащимися 2 части.
Самостоятельное чтение 3 части.
Комментарий: Этот этап урока формирует у учащихся учебные действия, необходимые для получения и первичной обработки учебной информации: умение читать вслух, молча, а также формирует все виды чтения: ознакомительное, просмотровое, изучающее.
2. Выявление первичного восприятия произведения
Учитель:
– Какие чувства вызвала у вас эта сказка? (радости, сочувствия, сострадания, грусти, печали)
– Когда вам было особенно грустно?
Комментарий: На этом этапе развивается речь учащихся: умение высказать свое мнение, выразить свое отношение к прочитанному, проанализировать поведение героев.
3. Словарная работа
Учитель:
– В тексте сказки встретились слова, значение которых нужно уточнить.
На доске записаны слова:
каморка, бечевка, кровельный жёлоб, голубиный зоб, чердачное окошко, дощатый подоконник, тщедушный, блаженство
Дифференцированная работа:
– Значения слов: каморка, бечёвка, зоб, тщедушный, блаженство прочитают по толковому словарю ученики –консультанты …
– Значения слов: кровельный жёлоб, чердачное окошко, дощатый подоконник – коллективный разбор.
Комментарий: Толкование незнакомых и устаревших слов на уроке учит не только внимательно относиться к слову, понимать его значение в контексте, раскрывать его смысловой оттенок, но и отрабатывает навык чтения, умение ориентироваться в тексте. Учащиеся читали значение слов в толковом словаре и повторно находили эти слова в тексте, зачитывали предложения или абзацы, таким образом, развивая просмотровое чтение. Эта работа формирует у учащихся умение свободно читать и работать с текстами, а также функциональную грамотность – умение свободно пользоваться справочниками и словарями. Часто на уроке использую работу учеников – консультантов, учащимся нравится выполнять эту «роль».
4. Работа с содержанием текста
Учитель:
– О чем мечтали горошины? (оказаться на воле)
– Найдите в тексте и прочитайте слова, которые говорили горошины, улетая в широкий мир.
– Понаблюдайте за характерами горошин, все ли они одинаковые? Выберите из списка слов те, которые соответствуют характеру горошин.
Слова на доске:
скромная, сонная, покорная, мечтательная, хвастливая
– Куда попала пятая горошина? (на старый дощатый подоконник)
– Кто там жил? (мать, дочь подросток)
– Как они жили? Зачитайте.
– Какой мы видим девочку? В каком состоянии она была (тоненькая, тщедушная, болела уже целый год)
– Какое чудо произошло? (горошек подбодрил девочку, и она выздоровела)
– Можно назвать выздоровление девушки чудом? Найдите в 3 части слова, которые это подтверждают.
– Расскажите, что случилось с остальными горошинами.
– Какая горошина оказалась самой замечательной? Почему? (она спасла девушке жизнь, помогла выздороветь)
– Чему учит сказка? (приносить людям пользу, делать добрые дела)
Комментарий: Формирование познавательных универсальных действий, которые подразумевают осуществление различных мыслительных операций: анализ, сравнение, выделение основной идеи, главной мысли; умение классифицировать, обобщать и делать выводы, абстрагироваться, синтезировать один из важных этапов урока. На протяжении всего урока слышна речь учащихся, которые учатся высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению своих сверстников. На уроке реализуются и воспитательные задачи: дети учатся добру и человечности, формируются такие духовно-нравственные качества, как сострадание, отзывчивость, великодушие.
III. Групповая работа
Каждая группа получает разные задания.
1 группа: найти и зачитать самый красивый эпизод сказки.
2 группа: выбрать пословицы к этой сказке.
3 группа: расположить кадры диафильма.
Комментарий: Дифференцированная коллективная работа учащихся в парах или в составе малых разноуровневых групп над материалом, адекватным по трудности, объёму и характеру, под руководством лидера группы и наблюдением учителя – важная составляющая урока. Эта форма работы обеспечивает высокую плотность урока и дает возможность ученикам общаться по учебному материалу, а именно: делать выбор, решать, каким будет способ учебных действий, вести поисковую деятельность.
IV. Итог урока, домашнее задание
Учитель:
– Какой предмет можно еще положить в наш сундучок? (горошину)
– Видите, даже маленькая горошина принесла большую пользу! Что уж говорить о нас с вами – мы можем сделать гораздо больше. Нужно только чаще оглядываться вокруг. Может быть, кому-то нужна наша помощь. Вдруг надо помочь маме, позвонить бабушке или поддержать расстроенного друга добрым словом. Ведь каждое наше доброе дело не пропадет, оно, как горошина пустит росточек и зацветет красивым цветком в сердце того человека, которому мы помогли.
– Оценивание работы учащихся.
Домашнее задание: тетрадь стр. 40-41.
По выбору:
- подобрать пословицы,
- пересказ сказки,
- дополнительное чтение «Принцесса на горошине»,
- составить список сказок Х.К.Андерсена.
Комментарий: «Волшебный сундучок» не забыт: в конце урока полнили его еще одним предметом – маленькой горошиной, сотворившей чудо. Нравственная беседа о прочитанном носит воспитательный характер, глубокий философский смысл – смысл жизни. Учащиеся в этом возрасте способны понять его и эмоционально откликнуться на примере сказки Х.К.Андерсена «Пятеро из одного стручка».
Разноуровневые домашние задания по выбору позволяют учащимся найти «свое» задание по уровню и интересу и выполнить его с удовольствием.