Плавление и отвердевание
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: ознакомить с агрегатными состояниями вещества, с процессами плавления и отвердевания тел., а также с графиками плавления и отвердевания тел
Образовательная цель - раскрыть понятия плавления и отвердевания; экспериментально подтвердить полученные теоретические знания.
Развивающая цель – создать условия для развития исследовательских и творческих навыков; навыков общения и совместной деятельности.
Воспитательная цель – способствовать привитию культуры поведения, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.
Демонстрации:
- Модели кристаллических решеток;
- Наблюдение за процессами плавления и кристаллизации;
- Свеча и спичка.
- Лаборатория Л-микро «Датчики», плавление и отвердевание.
- Набор кристаллических и аморфных тел.
№ урока, тема |
Содержание урока |
Вид деятельности ученика |
13/13. Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание (§ 12, 13) |
Агрегатные состояния вещества. Кристал- лические тела. Плавление и отвердевание. Температура плавления. Анализ таблицы 3 учебника. Демонстрации. Модель кристаллической решетки молекул воды и кислорода, модель хаотического движения молекул в газе, кристаллы. Опыты. Наблюдение за таянием кусочка льда в воде |
— Приводить примеры агрегатных состояний вещества; — отличать агрегатные состояния вещества и объяснять особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел; — отличать процесс плавления тела от кристаллизации и приводить примеры этих процессов; — проводить исследовательский эксперимент по изучению плавления, делать отчет и объяснять результаты эксперимента; — работать с текстом учебника |
Оборудование:
- Набор тел, 2 чашки
- Свеча и спички
- Парафин, гор вода, холл вода.
- Цифровая лаборатория Л-микро
- Калориметр, термометр, пробирка с аморфным веществом, секундомер.
- ЦОР
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/61f8437f-688f-dc72-4ea9-e1cb37845bbf/index.htm
- Рабочие листы к уроку.
Структура и содержание урока
Структура урока |
Деятельность учителя |
Оборудование |
1. Оргмомент. |
Приветствует класс. Надеюсь на плодотворную работу! Разберите тела на кристаллические и аморфные. В каком состоянии находятся эти вещества? |
Набор тел, 2 чашки Консультанты проверяют по рядам |
2. Повторение |
«История свечи» Майкл Фарадей цитата Дем. Свеча и спичка в 4см загорается. Почему загорается спичка? (от конвекции до внутренней энергии) Какие еще виды теплопередачи вам известны? Что такое теплопередача? Какая энергия называется внутренней? |
Свеча и спички |
3. Актуализация знаний. |
Прочитайте последние новости из Нобелевского комитета Подчеркните знакомые физические термины (фазы материи, фазовые переходы, три состояния вещества)
|
статья |
4. Целеполагание и мотивация.
|
Напоминаю Технику безопасности при наблюдении за горящей свечой
Зажгите свечи. Какой процесс вы наблюдаете? Потушите свечи. Как называется наблюдаемый переход? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Какую цель вы ставите перед собой? |
Свечи и спички
На доске тема урока «Плавление и отвердевание»
Цель: изучить особенности в поведении вещества при переходе из тв. состояния в жидкое и обратно. |
4.Изложение нового материала |
1) Плавление Дем. Плавление парафина на листе и отвердевание в холодной воде. Дайте определение процессу плавления. Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое называется плавлением. Что нужно для того, чтобы тело плавилось? Нагревать, передать некоторое количество теплоты. |
Парафин, гор вода, холл вода.
|
2)Температура плавления Дем. Температура плавления Л-микро или ресурс 27, урок 13 «Электронного пособия» При какой температуре плавится лед? При какой температуре плавится парафин? Как вы это определили? Кристаллические тела плавятся при определенной температуре. Как бы вы назвали температуру, при которой плавится тело? |
Л-микро, парафин.
|
|
Применение знаний в новой учебной ситуации
|
3)Таблица 3 температур плавления Вопросы. (Устно). Давайте поработаем с таблицей группами: 1 ряд вопросы 1 и 3; 2 ряд вопросы 2 и 4. Придумайте свой вопрос по таблице. 1ряд задает вопросы второму и наоборот.
|
Групповая работа
|
Физкультминутка
|
4) Фазовые переходы: под музыку учащиеся показывают взаимное расположение и способ движения молекул в различных агрегатных состояниях. |
|
Сам работа
|
5) Отвердевание (работа в парах) Запишите краткие ответы на вопросы Дайте определение процессу, обратному плавлению, отвердеванию (кристаллизации). При каком условии начинается отвердевание? Тело должно остыть, отдать энергию. Как называется температура, при которой тело отвердевает (кристаллизуется)? |
Работа в парах
|
Фронтальная экспериментальная работа
|
6)Исследование плавления аморфного вещества. Заполнение таблицы. Имеет ли аморфное тело температуру плавления? Вернемся к опыту Ставит проблемный вопрос: «Почему не изменяется температура парафина при передаче ему количества теплоты?» Чтобы решить проблемную задачу, обратимся к модели плавления тела (компьютерная модель явления). сопоставляют два процесса и сделают вывод: «При плавлении парафина количества теплоты идет на разрушение кристаллической решетки, а не на увеличение температуры». |
Калориметр, термометр, пробирка с аморфным веществом, секундомер. Смотрят на экран и анализируют модель физического явления. ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/61f8437f-688f-dc72-4ea9-e1cb37845bbf/index.htm
|
5. Закрепление |
Чем отличаются графики зависимости температуры от времени при отвердевании кристаллических и аморфных тел? Как по графику изменения температуры вещества при нагревании от времени определить температуру плавления кристаллического тела? |
Участвуют в фронтальной беседе, отвечая на вопросы учителя. |
6.Домашнее задание. |
Параграф 13, практическая работа: построить график плавления аморфного тела, по желанию вырастить кристалл. |
Записывают в дневник. |
7. Рефлексия. |
Заполните карточку для подведения итогов работы на уроке Что узнали на уроке? Что понравилось на уроке? Сегодня на уроке вы познакомились с процессами плавления и отвердевания; узнали, что такое температура плавления и отвердевания, что температура не меняется, пока вещество плавится или кристаллизуется. А почему так происходит, вы узнаете на следующем уроке. |
Высказывают свои суждения. |
Карточка для подведения итогов работы на уроке.
Что происходит при плавлении?
- Количество теплоты расходуется на увеличение кинетической энергии молекул.
- Количество теплоты расходуется на увеличение скорости движения молекул.
- Количество теплоты расходуется на увеличение амплитуды (размаха) колебаний молекул.
- Количество теплоты расходуется на увеличение температуры вещества.
- Количество теплоты расходуется на увеличение размеров молекул.
- Количество теплоты не поступает к веществу, оно плавится само.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.