Методическая разработка литературной конференции на тему: «У войны не женское лицо» (по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»)
Класс: 8 а,в.
Тема мероприятия: Литературная конференция «У войны не женское лицо» (по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»)
Цели мероприятия:
Образовательные:
- углубление и расширение знаний произведений о Великой Отечественной войне, развитие интереса к их чтению;
- совершенствование навыков смыслового чтения, умения анализировать прочитанное;
- расширение знаний по теории литературы.
Воспитательные:
- продолжение формирования мировоззрения учащихся посредством анализа произведений классической русской литературы: раскрытие духовно-нравственного смысла поступков героев повести;
- воспитание у учащихся уважительного отношения к ветеранам, старшим членам семьи, воспитание необходимости заботы о них;
- патриотическое воспитание подрастающего поколения: формирование духовно-развитой личности на основе обобщения и систематизации великого исторического наследия страны;
- развитие когнитивных способностей: воспитание стремления к системным знаниям по литературе и к самоанализу;
- развитие речи учащихся: ответы на вопросы, монологическая речь, инсценированное чтение;
- развитие мыслительных процессов: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, систематизировать материал;
- развитие воли: целеустремлённости, выдержки, самообладания, сопереживания;
- формирование умения слушать и оценивать художественное чтение;
- организация самостоятельной работы учащихся и создание условий для проявления их творческих способностей.
Вид мероприятия: литературная конференция.
Оборудование: текст повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…», литературные дневники учащихся, ЦОРы: Презентация «У войны не женское лицо» (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»), интерактивная доска, меловая доска, мультимедийный проектор, компьютер.
Пояснительная записка
Данная литературная конференция была проведена в апреле 2015 года в гимназии №2 г. Чехова Московской области. Она была органично встроена в систему уроков литературы в 8-х классах в качестве внеурочного мероприятия, посвященного Дню Великой Победы.
Подготовка данного мероприятия проводилась в течение месяца: ученики двух классов распределились на 8 команд и выбрали капитанов; в результате жеребьевки капитаны получили темы докладов для выступлений (Приложение 6); далее ребята готовили проекты самостоятельно, консультируясь по различным вопросам с учителем. Формат выступления (инсценировка, музыкально-литературная композиция, буктрейлер и т.п.) команды выбирали сами. Перед капитанами ставилась многоаспектная задача: задействовать всех членов команды, используя потенциал каждого; наиболее полно и самобытно представить основную идею своего выступления, понимая, что доклад каждой группы – это часть общего замысла по раскрытию смысла названия повести, в котором отражена основная мысль этого произведения; передать дух эпохи – атмосферу неуклонного движения в Великой победе.
Оценивание проектов проводилось на нескольких уровнях. Жюри из 5 человек оценивало выступление команд согласно листу оценивания докладов конференции (Приложение 2), а учитель анализировал результативность работы команды и отдельных ее членов на основе заполнения кластера* (Приложение 1) и составления сопоставительной таблицы «Система образов повести» (Приложение 4), а также листа анализа работы членов группы (Приложение 5), который оформлялся капитаном по результатам конференции.
В результате получился грандиозный, но в то же время очень трогательный праздник, который ребята подготовили практически самостоятельно, включив в свои выступления многие незапланированные моменты: Минута молчания, инсценировки песен военных лет, буктрейлер повести и т.п. Проведение данного мероприятия положило начало доброй традиции подготовки Литературных конференций, посвященных произведениям о Великой Отечественной войне.
Патриотический настрой участников конференции выражался не только в ношении Георгиевских ленточек и военной формы тех лет, но и в речи ведущих и выступающих. Для раскрытия смыла определений, употребляемых в названии данного исторического события, в речи учителя намеренно использовался лексический повтор: Великая Отечественная война. Этим оправданным повтором подчеркивалось величие подвига нашего народа, всей нашей многонациональной Родины.
Примечание. Один член команды в течение мероприятия должен был заполнить кластер – в данном случае схему комплексного анализа текста, – на основе которого оценивалась результативность работы команды. Если с методикой заполнения кластеров ребята не знакомы, то данный вид познавательно-систематизирующей деятельности можно исключить.
Ход мероприятия
Этапы мероприятия |
Цели этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Примечание |
|||||||||||||
1. Организационный момент. (1') |
Вызвать доверие, готовность сотрудничать, настроить на плодотворную работу. |
Приветствие участников конференции: Уважаемые Члены президиума, члены команд, гости! Сегодня мы проводим наше занятие в необычном формате: в формате литературной конференции. Позвольте Литературную конференцию, посвященную Семидесятилетию Победы в Великой Отечественной войне, считать открытой! |
Приветствие участников конференции. |
Музыкальное сопровождение – песни и мелодии военных лет. |
|||||||||||||
2. Мотивация. Постановка цели и задач. (10')
|
Побудить к совместной деятельности, погрузить в учебный материал, сформировать информации-онное поле мероприятия
|
* * *
На носилках, около сарая,
И бойцы вокруг нее толпятся
Через много лет в глазах любимой,
Вздрогнет он и отойдет к окошку,
Там, где возле черного сарая, Слово учителя: Мы прослушали стихотворение Юлии Друниной «На носилках, около сарая…». Как вы поняли, речь сегодня пойдет о Великой Отечественной войне, о цене Великой Победы, а точнее, о роли женщины в годы войны. Одним из самых пронзительных, глубоких и правдивых произведений о Великой Отечественной войне является повесть Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие…».
Борис Васильев – участник ВОВ, в послевоенное время – военный инженер, затем кинодраматург. Повесть «А зори здесь тихие…» – это его первое прозаическое произведение, которое было опубликовано в 1969 году в журнале «Юность». Потом появились и другие произведения разных жанров: «Самый длинный день», «Иванов катер», «Не стреляйте в белых лебедей». Но начало его литературной деятельности было положено именно этим произведением. Как вспоминает сам Борис Львович, замыслом повести послужил «толчок памяти». Когда, будучи вчерашним выпускником одной из смоленских школ, 9 июля 1941 года в качестве бойца комсомольского истребительного батальона по борьбе с диверсантами он вышел на свое первое задание в лес. «И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине…., я увидел двух мертвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага… Я потом видел немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог… Сами понимаете, что от этой, не стираемой годами картины до сюжета повести – большая и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь…». |
Чтение учеником 7 класса стих. Ю. Друниной «На носилках, около сарая…» |
Название темы на ИД: презентация (слайд 1).
На столе каждой команды лежит кластер (Приложение 1), Памятка для работы в группах, Лист анализа работы членов группы для капитанов (Приложение 5). На столе жюри лежат листы оценивания докладов (Приложение 2), темы докладов для жюри (Приложение 3). Сопоставительные таблицы «Система образов повести» (Приложение 4) выдаются каждому участнику индивидуально. |
|||||||||||||
Итак, тема нашей конференции – «У войны не женское лицо». Так называется документальная книга очерков советской писательницы Светланы Алексиевич. Именно это название-тезис наиболее полно отражает задачи, которые ставит перед нами, читателями, автор повести «А зори здесь тихие…» Борис Васильев. Целью же нашей литературной конференции будет доказательство этого утверждения. В этом нам помогут кластеры, которые лежат перед вами. |
Выступление учеников. |
||||||||||||||||
Чтобы достигнуть этой цели, мы будем параллельно решать несколько задач:
Для наиболее плодотворной работы на столе каждой команды лежит памятка по работе в группах. |
Поэтапное заполнение кластера. |
||||||||||||||||
3. Переход к освоению нового материала. (1') |
Актуализировать опорные знания. |
Вписываем название и автора повести в соответствующие овалы. |
Поэтапное заполнение кластера с использованием записей в литературном дневнике. |
Эпиграф на ИД (слайд 2).
|
|||||||||||||
4. Освоение нового материала. (40')
|
Визуализировать образ (реализация принципа наглядности)
|
Выступление команд, вопросы ученикам. В любом классическом произведении литературы, так или иначе, отражены все законы мироздания, а поскольку еще древние говорили, что «человек есть мера всех вещей», то и законы развития человеческой души. Т.е. анализ произведения мы начинаем с сопоставительной характеристики образов героев данной повести. |
Выступление команд. |
||||||||||||||
Кто же в системе образов данного произведения является основным, стержневым, связывающим между собой другие? (Сержант Васков) |
Поэтапное заполнение кластера. |
||||||||||||||||
Итак, первый доклад по теме ….представляет команда…(номер или название команды).
Образ сержанта Васкова в повести Б. Васильева
Время выступления – 3 мин. Обращаю ваше внимание на то, что критерием истинности в литературе является текст произведения, т.е. цитирование фрагментов текста или уместный сжатый пересказ эпизодов. Уважаемые члены жюри, просьба это учитывать при оценивании работы команд. Далее команды выступают в порядке, зафиксированном в файле «Темы докладов на ЛК»:
|
Использование записей в литературном дневнике. |
||||||||||||||||
Слово учителя: Мы услышали выступления всех команд, и пока жюри оценивает защиту проектов, команды заполняют итоговые овалы кластера «Смысл названия повести» |
Завершающий этап работы с кластерами: дискуссии внутри команд |
||||||||||||||||
4.1. Пауза для отдыха (5') |
Поддержать интерес к изучаемому материалу, предупредить утомляемости участников ЛК. |
Жюри подводит итоги, команды завершают работу с кластерами, а я, уважаемые зрители и участники групп поддержки, рада представить еще одного призера поэтического турнира «Если мы войну забудем, снова к нам придет она», который проводился в рамках Декады русского языка и литературы. (ФИ ученицы) ученица 6 класса. ***
Нет, это не заслуга, а удача
С восторгом нас, девчонок, не встречали:
Смотрю назад, в продымленные дали: |
Чтение стих-я Ю. Друниной
«Нет, это не заслуга, а удача Завершающий этап работы с кластерами: дискуссии внутри команд |
|
|||||||||||||
5. Обобщение и систематизация знаний. Закрепление изученного. (8') |
Проанализи-ровать и систематизи-ровать полученные знания. |
Вопросы ученикам: Итак, каков же смысл названия данной повести, по вашему мнению? Что хотел донести до нас, потомков, Борис Васильев? От чего предостеречь? С какой стороны автор раскрыл для вас сущность Великой Отечественной войны? |
Устные ответы представителей каждой из команд. |
|
|||||||||||||
Сдаем кластеры. |
Сдают кластеры |
||||||||||||||||
6. Итог |
Обобщить материал по теме ЛК, проверить достижение целей мероприятия, сделать вывод. |
Слово учителя: Члены жюри на основании листов оценивания докладов конференции подсчитали баллы, которые в совокупности набрала каждая команда. Слово предоставляется председателю жюри …(ФИО). Выступление членов жюри. |
|
|
|||||||||||||
Вопросы ученикам:
Обобщающий вывод учителя: Тема нашей конференции – «У войны не женское лицо» – наиболее полно отражает замысел повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…», который вы мастерски сумели раскрыть в своих выступлениях. Именно это противопоставление сцен мирной жизни суровым картинам военных дней, заложенное автором и в название, и в композиционную структуру текста, отражает бесчеловечный, антигуманный характер любой войны. |
Устные ответы учащихся. |
||||||||||||||||
7. Задание на дом. (2') |
Закрепить изученного с помощью создания художествен-ного образа и речевого высказывания. |
|
Запись д/з. |
Слайд 7 (д/з) |
* Работа с кластерами на уроках литературы в этих классах имеет системный подход – ребята достаточно хорошо овладели навыками подобного вида познавательно-систематизирующей деятельности, поэтому подробно это не рассматривалось.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.