Методическая разработка «День родного языка»
Цель: Познакомить детей 4-5 лет с существованием праздника – посвященному дню родного языка.
Задачи:
- воспитывать гражданско-патриотическую позицию;
- знакомить с разными национальностями, с традициями хакасского народа;
- систематизировать и закреплять знания о своей малой Родине.
Ход мероприятия
Ведущий:
Изеннер, арлыг аалчылгар!
Хакас тiлiне чарыдылган
кунунде пiс сiрернl удурлапчабыс.
Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на празднике, посвященном родному языку.
Ребёнок 1:
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
Ребёнок 2:
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Ребёнок 3:
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Ведущий: 21 февраля все на планете отмечают международный день родного языка. Давайте мы перенесемся с вами на много лет назад в разные страны.
В этих странах, люди говорят на своём коренном языке и не думают о его происхождении.
Ребята, а вы знаете, что в нашей стране проживает самое большое количество различных национальностей (это видно по разнообразию костюмов, и у каждого народа имеются свои черты в костюме и свои национальные обряды.
Ведущий: Скажите ребята, какие бывают языки?
Дети: Язык – во рту, языки пламени, язык у ботинка ещё говорят – злые языки.
Ведущий: В нашем городе, Абакане, живут люди с разным говором. Предлагаю поприветствовать друг друга на разных языках. По-русски мы говорим "здравствуйте", на хакасском – «изенер».
Нам ребята сегодня приготовили номера, давайте посмотрим танец хакасских народов, танец русских народов. Чем же они отличаются?
Дети: В хакасских танцах отражен их быт, их среда жизни, то что они делают, а русский – проведение гуляний.
Ведущий: Язык каждого народа интересен, самобытен и уникален, он отражает культуру и традиции народа, образ жизни. Подобно нашему имени мы обретаем родной язык в своей семье, в детстве. Знание языка помогает нам общаться и понимать друг друга, и открывает перед нами многообразный мир, но к сожалению не все люди общаются словами, существует и язык жестов. Уважение всех языков позволяет сохранить мир во всем мире. Слагаются притчи и поются песни. И я вам предлагаю сейчас вспомнить песню хакасского народа "Сурлагастер".
Ведущий: О чем, ребята, поется в этой песни?
Дети: О дожде, о природе, о чудесах вокруг.
Ведущий: А теперь проверим вашу смекалку. Отгадайте мои загадки.
Загадки:
- Русской речи государь
По прозванию.
(словарь) - Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим.
(язык) - Тридцать три подружки
Школьницы-девчушки.
Друг за другом встанут,
Все слова составят.
(буквы)
Ведущий: Смотрю засиделись вы, давайте – ка с вами косточки разомнем.
Игра на русском языке: "Заря – заряница"
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:
Заря – зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые-
За водой пошла.
С этими словами водящий отдает ленту одному из играющих, который, взяв ленту бежит в противоположную сторону от водящего. Тот, кто останется без места, становится зарей – заряницей. Игра повторяется.
Ведущий: Знакомство с людьми, говорящими на других языках, дает возможность понять, что все люди разные, мы узнаем о их традициях и учимся почитать их. Если человек знает и говорит лишь на одном языке, то он не сможет понять своего собеседника, другой национальности. Поэтому изучать другие языки очень полезно и важно. Мы с вами чтим традиции своих предков и создаём свою памятную книгу, в неё помещается огромное количество традиций ваших семей и предков, буквы и слова, на языке – который нам может быть уже и не знаком, но он храним вашими родными.
Ребёнок 4.
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нём.
Ребёнок 5.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной.
Ребёнок 6.
Родной язык – народа достоянье,
Он с детства каждому из нас знаком,
Стихи и проза, сказки и преданья,
Всё мило нам на языке родном!
Конкурс “Собери слово”
Предлагается разгадать всем вместе слово и собрать его из букв:
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык)
Подготовить на карточках буквы. Разложить их на ковре в хаотичном порядке и выбрать из всех букв, только нужные. Дети находят нужные буквы и собирают слово.
Ведущий: Хакасский народ живет в степях и основное занятие – это коневодство. Давайте сыграем в хакасскую национальную игру «Кони в степи»
Национальная игра «Кони в степи»
Дети делятся на две команды, у каждой команды по лошади. Оббегая цель – обруч, в конце пути, наездник возвращается обратно.
Ведущий: Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Сколько книг мы с вами уже прочли и прочтем ещё, а какие книги группы, мы с вами сделали!
Тысячи лет опыт народа создавался многими поколениями наших предков и передавался из поколения в поколение, и каждое слово в нем – это крупица чистого золота!
В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой -
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес!
И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина – родной!
Ведущий: Вот и время пролетело, как годы жизни наших предков, праздник заканчивать пора. Храните тайны своего языка и познавайте новое и интересное в жизни! Храните традиции и ценности своего народа.
Звучит песня "С чего начинается родина".
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.