Математика в начальной школе: индивидуальные маршруты подготовки к ВПР
ВПР — экстренная ситуация, которая приводит к стрессу не только на самом экзамене, но и в период интенсивной подготовки. Если ориентироваться на Всероссийскую проверочную работу уже сейчас, в начале учебного года, то впоследствии школьнику будет гораздо комфортнее. Один из авторов популярного УМК по математике Оксана Рыдзе представляет рекомендации по подготовке младшеклассников к ВПР по математике, с учетом построения индивидуальных маршрутов.Индивидуальный маршрут при подготовке к ВПР
Перед современным учителем начальной школы стоит вопрос: каким образом организовать подготовку младшеклассника к проверочным работам с учетом его возраста и особенностей, не отодвигая на второй план изучение предмета, развивая универсальные учебные действия? Когда педагог задумывается о ВПР заранее, он имеет возможность выстроить индивидуальные маршруты и перейти от подготовки класса к подготовке каждого ученика в урочное время.
Универсального индивидуального маршрута нет, поскольку все дети в классе разные. Если предстоит работа с большим количеством учеников, можно составить маршруты для групп: для успешных учеников, для тех, у кого есть трудности с математикой.
Общие правила составления индивидуальных маршрутов:
-
Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
-
Опора на достижения ученика.
-
Смысловое чтение текстов (инструкции, задания), специальных моделей.
-
Акцент на понимании хода решения.
-
Обеспечение наличия умений для выполнения задания.
Преодоление трудностей
Трудности в выполнении ВПР по математике бывают двух видов: предметного характера (ошибки в вычислениях, неумение решать текстовые задачи, проблемы в работе с геометрическими объектами) и метапредметного характера (непонимание смысла задания, частичное выполнение задания, логические ошибки и т.д.). Особенно часто наблюдаются ошибки в текстовых задачах, поскольку дети их недосчитывают или используют не всю данную информацию.
Маршрут по предупреждению и преодолению трудностей в решении текстовых задач:
-
Проведение стартовой, диагностической работы. Цель: достоверная информация о предметной подготовке ученика.
-
Конкретизация трудностей, выделение предметных и общеучебных (понимание текста, представление текста на модели, планирование хода, выбор действий, вычисления, запись ответа).
-
Отбор упражнений и включение их в деятельность ученика.
-
Контроль хода решения.
Решение текстовой задачи | ||||
Этап | Характеристика упражнений. Условия успешного завершения | Ученик: | ||
Понимание текста, анализ задачи | Работа с инструкцией задания (без выполнения) | Анализ текста задания (на вычисление, на построение) | Обсуждение текста задачи: «Верно ли что..?», «Достаточно ли?» | Отвечает на вопрос: «Что нужно сделать?» |
Представление текста на модели | Выбор модели, объяснение соответствия задаче | Представление текста разными способами | Поиск и обсуждение ошибок | Самостоятельно делает модель к типовой задаче |
Особенности пособия «Разноуровневые проверочные работы»
Корпорация «Российский учебник» представляет пособие «Подготовка к ВПР. Математика, 4 класс. Разноуровневые проверочные работы», авторства О.А. Рыдзе и К.А. Краснянской. Есть две версии пособия: раздаточные материалы и рабочая тетрадь. Цель каждой работы — объективная оценка индивидуальных достижений младшего школьника по математике. Известно, что ВПР проверяет результаты выборочно — задания же в пособии помогают учителю и родителям определить, все ли результаты достигнуты, насколько ребенок готов к средней школе. К задачам даны верные ответы и примечания, поэтому родители могут подключиться к подготовке к ВПР и предлагать работу ученику дома.
Читайте ещё:
Объекты контроля:
-
Способность применять правила и алгоритмы в стандартных ситуациях (Работа 1, 23 задания).
-
Способность применять правила и алгоритмы в стандартных и нестандартных ситуациях (Работа 2, 20 заданий).
-
Готовность увидеть и решить математическими методами проблему на новом предметном содержании (Работа 3, 20 заданий).
Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в средней школе, его нужно хотя бы познакомить с заданиями разного уровня сложности — этот подход реализован в пособии. Также учтена оценка достижений совместно с учеником. Если мнение учителя и ребенка не совпадают, ученик получает возможность самостоятельной найти ошибку — так повышается вероятность, что он не допустит ее снова. Качественная оценка достижений и включение ребенка в эту оценку помогает повысить результаты и избегать трудностей, а также выстроить индивидуальный маршрут.
Примеры задач
Работа 1, № 1. Укажи наименьшее четырехзначное четное число. А) 12 152 Б) 7 284 В) 9 482 Г) 6 549
Работа 1, № 3. В каждое «окошко» впиши знак арифметического действия ( +, —, · , : ), чтобы получились верные равенства. 1) 3 ο 0 = 3 2) 3 ο 3 = 0 3) 1 ο 4 = 4 4) 4 ο 4 = 1
Работа 1, № 16. В новую школу привезли 250 парт. В каждый кабинет нужно поставить 30 парт. Укажи, сколько кабинетов можно полностью оборудовать этими партами. А) 280 Б) 220 В) 9 Г) 8
Работа 3, № 18. Мама и Рита собирали в огороде помидоры. Мама наполнила большую корзину, а Рита — маленькую корзинку. Треть помидоров из маминой корзины взяли для приготовления томатного сока, а треть помидоров из Ритиной корзинки порезали в салат. На что взяли меньше помидоров — на томатный сок или на салат? Запиши ответ и объясни его.
Работа 1, № 24. В многосерийном фильме 29 серий. Каждую неделю по вторникам, средам и субботам показывают по одной серии фильма. На какой неделе по счету от начала показа зрители увидят последнюю серию?
#ADVERTISING_INSERT#