Масленичный квест - 2018
Цель: доставить детям радость, приобщать к традициям и культуре русского народа.
Задачи:
- создать благоприятную праздничную обстановку;
- дать общее представление о празднике «Масленица», его традициях, обычаях и забавах;
- воспитывать любовь и прививать интерес к традициям русского народа;
- формировать представления детей о русской избе;
- знакомить с народными хороводными и подвижными играми.
Участники – дети младших и средних групп.
Ведущие – Скоморох, Хозяюшка, Баба Яга, Кошка, Коза-дереза
Формы организации деятельности детей:
- общение, беседа;
- разучивание стихов, песен;
- разучивание танцев, хороводов;
- подвижные игры;
- отгадывание загадок.
Начало квеста происходит в группе. Накануне дети пишут в почту Учёного кота и спрашивают, почему на Масленицу пекут блины и жгут чучело.
Детям в группу в день проведения квеста приходит ответ: «Дорогие ребята, я с удовольствием расскажу вам про Масленицу. Но для этого вы должны отправиться в весёлое путешествие. Посылаю вам путеводитель, он приведёт вас к моим помощникам. И ещё альбом, в который вы вложите символы Масленицы. А картинки с символами вы получите, если справитесь со всеми заданиями, которые встретятся вам на пути. Учёный Кот»
Дети начинают своё путешествие, предварительно взяв с собой путеводитель, альбом для картинок и разучив масленичную закличку.
Варианты закличек:
«Веселись, народ:
В гости Масленка идет
С пирогами и блинами, —
Весну под руку ведет!
Будем петь, гулять, —
Весну-матушку встречать!
На санях кататься,
Блинками баловаться!»
«Здравствуй, Масленица-Матушка!
Принесла ты нам оладушки,
Чаши полные сметанки,
Шаньги, пироги, баранки!»
«Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.»
«Идет Масленица по льду,
Несет блинов сковороду.
Принимайте молоду —
Разбирайте по блину!»
«Масленица — блиноеда
Накормила до обеда.
И сама — за плетень,
На весь день, на весь день.
Полизала сыр и масло,
А сама потом погасла.»
Заходя в гости к каждому персонажу, дети сначала выкрикивают закличку.
Мини-музей «Русская изба» (Хозяюшка)
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! (Поклон с рукой от сердца)
Дети: Здравствуй, хозяюшка! (Дети кланяются)
Хозяюшка: Милости просим! Проходите. Вставайте поудобнее. Вы любите отгадывать загадки? Вот моя первая загадка.
Стоит жилище,
Деревянные бочища
Внутри печь да дрова
Это русская (изба)
Во многих сказках говориться про дом, жилище. Давайте вспомним их: «Теремок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Три поросёнка», «Гуси-лебеди».
Раньше, когда входили в избу, то приходилось нагибаться, кланяться, так как порог был высокий, а верх низким. Почему так делали двери? (Чтобы меньше холода попадало в избу). А сколько было комнат? (одна). И жила в ней большая семья, 12 -13 человек в одной комнате.
Отгадайте следующую загадку:
Она стоит в русской избе
От неё тепло везде
Вы поймете, о чём речь
Это русская (печь)
Печь делали из кирпича и обмазывали глиной. А делал печь печник. На печи спали, готовили еду, сушили ягоды, грибы, одежду.
Отгадайте следующую загадку:
Чтоб в морозы печь топить,
Мы должны их нарубить.
И в сенях или в сарае
Их поленницей сложить. (дрова)
Как вы думаете, какими дровами топили печь? (берёзовыми). Правильно, они дают много тепла и хорошо горят.
Следующая загадка:
Чёрный конь
Прыгает в огонь (кочерга)
Кочерга нужна, чтобы перемешивать угли в печи.
Отгадайте следующую загадку:
Рогат, да не бык
Хватает, да не сыт
Людям отдаёт,
А сам отдыхать идёт. (ухват)
Ухват нужен брать горшочек и ставить в печь.
Отгадайте следующую загадку:
Не коробка и не ящик,
Но в себе секреты прячет.
Бабки наши вместо шкафа
Там хранить все рубахи. (сундук)
Одежду хранили в сундуках.
Следующая загадка:
Гладит платья и рубашки
Отутюжит все кармашки
Он в хозяйстве верный друг
Имя у него… (утюг)
Ещё одна загадка:
Ножек 4, шляпка одна
Нужен, коль станет обедать семья. (стол)
Раньше делали длинные и большие столы, чтобы поместилась вся большая семья. А лавки делали широкие, потому что на них спали, как на кровати.
Отгадайте следующую загадку:
Стоит толстячок
Подбоченивши бочок
Шипит, пыхтит
Всем чай пить велит. (самовар)
Внутрь самовара засыпали угли, и через трубу выходил дым.
И снова загадка:
Таять может, да не мёд
Не фонарь, а свет даёт. (свеча)
Раньше не было электричества, и освещались дома свечами. А до свечей лучинами.
Ещё одна загадка:
Кручусь, верчусь
Не потею
Только больше всё толстею. (веретено)
Была в избе колыбель. А колыбель, которую подвешивали к потолку называлась зыбка.
Мать качала дитя и пела колыбельные песни. А в праздники пели звонкие песни, весёлые частушки и играли на музыкальных инструментах.
Слушайте снова загадки:
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)
Три струны, играет звонко
Инструмент тот — «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это? (Балалайка)
Молодцы, все загадки отгадали,
Многое про русскую избу узнали.
И раз уж у нас сегодня Масленица, давайте споём весёлую песню про блины.
Дети вместе с хозяюшкой исполняют песню «Блины».
После песни Хозяюшка вручает детям картинку с символом Масленицы – самовар.
Музыкальный зал (Кошка)
Кошка: Здравствуйте, мои дорогие. Слышали поговорку «Не всё коту Масленица»? Это про нас, про кошек. Уж очень мы любим сметанку, творог, молочко, да сырок. А на Масленицу вся неделя вкусненькая! А ещё кошки очень любят на печке лежать, да с ребятами играть. А вы любите играть? (дети отвечают)
Тогда, народ,
Становись в хоровод!
Проводятся игры, аттракционы.
1. Игра «Кто быстрее»
Атрибуты: «блин» на палочке, изготовленный из любого материала желтого цвета.
Ход игры: Дети встают в хоровод. В середине круга – водящий. В руках у него «блин» на палочке, изготовленный из любого материала желтого цвета. Дети двигаются в хороводе по солнцу. Водящий – противоходом. Дети поют песенку:
«В нашей печке много места,
Для блинов замесим тесто,
Напечем их дюжину,
Пригласим всех к ужину!»
В конце песни водящий останавливается и протягивает «блин» между двумя детьми, рядом с которыми он оказался. Они и будут соревноваться. Соревнующиеся поворачиваются спиной друг к другу и по команде остальных детей:
Тин-тинка,
Подай блинка!
Обегают детей за кругом и возвращаются к своим местам. Победит тот, кто первым возьмет «блин», он же становится ведущим.
2. Игра «Блин на горячей сковородке»
3. Игра «Подснежники»
Кошка: Спасибо, что поиграли со мной. А теперь слушайте, почему на Масленицу блины пекут. Блин – он круглый и горячий, как солнышко. Вот напекут много блинов, да всех угощают
Чтобы солнышко ярче светило,
Чтобы снег и лёд растопило.
Увидит Весна, что её ждут и придёт скорее к нам.
Кошка вручает детям картинку с символом Масленицы – блины.
ИЗО-студия (Баба Яга)
Баба Яга: Фу-ты, ну-ты, русским духом пахнет. Ну, здравствуйте, касатики. Давненько не виделись.
Никто ко мне не захаживал,
Никто блинами не кормил, не ухаживал.
Зачем пожаловали?
Дети отвечают, что хотят получить картинку с символом Масленицы и узнать, зачем на Масленицу жгут чучело.
Баба Яга: Ладно, расскажу. Только сначала вас спрошу. А вы отвечайте, да не кричите, а если правда – руками хлопайте, если нет – ногами топайте.
1. Проводит игру «Верно-неверно»:
- Снег весной тает?
- На деревьях листочки появляются зимой?
- Снегурочка любит зиму?
- Снежинки танцуют в воздухе весной?
- Метели и снегопад – весенние явления?
- Елочка белого цвета?
Молодцы, а теперь, игра на внимание.
Есть у меня блиночки,
Только все они разрезаны на кусочки.
Нужно вам блинок собрать,
Что получится – сказать.
2. Проводится игра «Собери блин».
Инвентарь: разрезные картинки по количеству детей. Каждый блин разрезан на 4 части. Дети находят свою команду, складывают пазлы и говорят, что у низ нарисовано на картинке (кошка, птичка, собачка, матрёшка, неваляшка, солнышко, цветочек).
3. Рассказ об экспонатах мини-музея кукол-оберегов.
Куклы-обереги — важная часть повседневной жизни наших предков. Их просили о помощи, ими восхищались, любовались и делились с ними переживаниями.
Существуют различные виды кукол. Они отличались и по назначению, и материалами. Самые первые куклы делались из золы, и только позже их стали делать из льна или соломы. Также для изготовления кукол подходила глина, ткань, дерево и даже тесто.
По назначению куклы делились на игровые, обрядовые и обережные.
Игровые куклы служили детям для игр. Их могли делать даже в виде зверей или птиц, как и некоторые обрядовые куклы.
Обрядовые делали, чтобы отметить какой-либо календарный праздник. Например, широко распространена была кукла Коляда, которая создавалась на зимнее солнцестояние. Она выражала победу света над темными силами. Иногда её сжигали со специальными наговорами, а в некоторых случаях сохраняли как оберег до следующего года.
Обережные куклы защищали ребенка от болезней или сглаза, оберегали молодых девушек или парней, защищали благополучие семьи, помогали в делах.
Например, кукла Берегиня — хранительница семейного очага. Обычно её вешали над входной дверью, чтобы не дать злу просочиться в дом.
Бессонницу делали для маленького ребенка, который часто просыпался по ночам. Считалось, будто она отгоняет бессонницу и кошмары, приносит хорошие сны.
Наши предки верили, будто только безликая куколка может служить во благо. В обратном случае, в неё через глаза может вселиться злой дух. Поэтому у обережных кукол, особенно у тех, которые предназначались детям, никогда не вышивали и не раскрашивали лицо.
Для обережных кукол обычно использовали нитки красного цвета, а для обрядовых и игровых брали и белые. Также раньше в куклу клали различные травы или зерно.
4. Рассказ о сожжении чучела.
Чучело Масленицы – это тоже своего рода кукла, только большая. Набивали её соломой, наряжали в сарафан с аппликациями, бахромой, надевали узорчатый фартук. На голове завязывали, концами назад, непременно красный платок. Чучело возили по улицам, а в последний день, в прощенное воскресенье сжигали.
С сожженным чучелом уходили все напасти и невзгоды прошлого. В костер бросали старые вещи, изношенную одежду, всяческий мусор, чтобы все это вернулось в обновленном виде, принесло достаток и благоденствие в дом. Люди находились в радостном ожидании нового, теплого, светлого. Именно поэтому действие всегда сопровождалось хороводами, песнями и плясками. Пепел развеивали по полям.
Так зачем на Масленицу сжигают чучело? Люди сжигают куклу, отправляют в костер все неприятности и свято верят в то, что впереди их ждут лучшие дни.
Баба Яга: Теперь получите, распишитесь, вот вам символ Масленицы – чучело.
Баба Яга вручает картинку с изображением чучела. Дети благодарят, уходят.
Групповая комната (Скоморох)
Скоморох:
Наша Масленица, ты широкая,
В детский сад к нам пришла
И веселье принесла!
А кого на масленой неделе
Не катали на карусели?
Малыши, ко мне сбегайтесь
И бесплатно покатайтесь!
1. Игра «Карусель» (катает по очереди девочек и мальчиков)
Инвентарь: зонт с разноцветными лентами.
2. Игра «Летает – не летает»
Скоморох: Скоро весна придёт, прилетят перелетные птицы, полетят бабочки. Я знаю игру «Летает – не летает». Поиграете со мной? Если летает, будем летать, если не летает, нужно присесть и замереть.
Комары да мушки?
Зеленые лягушки?
Бабочки? Стрекозы?
Белые березы?
Мухоморы красные?
Пауки ужасные?
Галки? Перепелки?
Очень злые волки?
Воробей? Скворец?
Тут игре конец!
3. Игра «Петушиный бой»
Инвентарь: обруч.
Ход игры: 2 участника встают в обруч, руки убирают за спину. Начинают прыгать на одной ноге о выталкивать соперника из круга. Кто первым выйдет за обруч, тот проиграл.
Скоморох: На Масленицу всегда смех, да веселье. Мальчишки удалью своей мерялись, а девочки плясали, да частушки пели. Вот и вы порадуйте меня.
А ну, малыши,
Попляши от души!
Скоморох даёт детям разноцветные платочки, они под весёлую музыку свободно пляшут.
После этого Скоморох вручает детям картинку с символом Масленицы – гармонь.
Физкультурный зал (Коза-дереза)
Коза-дереза:
Собирайся, народ,
Весна идет!
Что вы, дети, тут стоите?
Аль, играть вы не хотите?
1. Игра "Шёл козёл дорогою".
Шел козёл дорогою, дорогою широкою,
Нашел козу безрогую, безрогую козу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
И хвостикам помашем, помашем, помашем,
И весело попляшем, попляшем, попляшем.
Головкой покачаем, качаем, качаем
И снова начинаем, начинаем, начинаем.
Игра проводится 2-3– раза с ускорением.
2. Игра «Три ноги».
Инвентарь: 2 стойки, 2 верёвки.
Ход игры: участники разделяются по двое, каждой паре связываются вместе ноги (левая нога одного человека и правая другого). В результате с помощью трех «конечностей» пара старается как можно скорее добежать до финиша.
3. Игра «Передвижение на метле».
Инвентарь: кегли– 8 шт., метла – 2 шт.
Ход игры: На полу располагаются кегли в ряд, и нужно пробежать между ними на метле, сбив как можно меньшее их количество.
После игр Коза отдаёт детям картинку с символом Масленицы.
Пройдя по всем станциям путеводителя, дети возвращаются в группу, угощаются блинами.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.