«Люби и изучай великий русский язык»
Мероприятие проходит в коррекционном интернате для детей с умственной отсталостью в рамках НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА как итоговое. Проводим как Праздник Русского языка. Принимают участие учащиеся 5-9 классов.
Цель:
- Привитие любви к родному языку
- Углубление знаний о русском языке.
Задачи:
- обучающая – учить выразительному чтению; понимать смысл загадок;
- коррекционно-развивающая – развивать память, мышление, навыки и умения работать с текстом, стихотворениями;
- воспитывающая – воспитывать в детях патриотические чувства, любви к природе и окружающему миру.
Методы: беседа, работа с наглядными материалами, выступления учащихся, мультимедийный комплекс.
Ход мероприятия
I. Слово учащимся
Язык имеет важное значение в жизни человека. Мы получаем информацию, передаем её. Русский народ говорит об этой особенности, создавая пословицы и поговорки: «Язык – стяг, дружину водит», «Без языка, как без рук», «Слово не стрела, а пуще стрелы разит». На протяжении всей нашей истории могучее русское слово объединяло людей, вело на борьбу за независимость, за укрепление нашего государства. Русский язык является ценнейшим достоянием и ценнейшим достижением русской нации.
II. Выступления учащихся
1. Нашими первоучителями являются Кирилл и Мефодий.
а) выступление.
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается
Ныне братья Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Кирилл давно мечтал создать азбуку, понятную славянам. Для этого нужно было придумать славянские буквы. По просьбе моравских князей они взялись за это дело, Кирилл много работал. И вот азбука готова. Надо было ещё перевести книги с греческого языка на славянский. Это оказалось трудно, один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат. Первая книга, которую перевели на славянский язык, – Евангелие. Это событие произошло в 863 году. На Руси письменность пришла после ее крещения. Это было в 988 году. Великий князь Владимир крестил Русь. С тех пор алфавит несколько раз менялся, но до сих пор мы используем для письма азбуку, сочиненную в древности братьями – просветителями Кириллом и Мефодием. Каждый год 24 мая славяне отмечают особый праздник – День славянской письменности.
(Презентация)
У русского языка есть языки-братья: чешский, болгарский, хорватский, польский. Но ближе всего ему украинский и белорусский языки.
(Чтение стихотворений на украинском и белорусском языках).
б) Русские писатели, собирая и изучая богатства народного языка, создали образцы сильной, точной и выразительной речи. В своих произведениях они ярко раскрыли жизнь нашего народа, нарисовали чудесные картины родной природы. (чтение стихотворения Бунина, Есенина)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небе, что оконца
Лес пахнет дубом и смолой,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
(И.Бунин)
БЕРЕЗА
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
(С. Есенин)
III. Беседа
а) Мы любим свой язык, поэтому должны много читать, учиться грамотно писать, следить постоянно за своей речью и речью товарищей. (Послушайте отрывок. Узнаете себя?)
Чтение рассказа «О сквернословии»
Конец лета. Во дворе собрались ребята. Каждый из них рассказывает о том, как отдохнули, где были, что видели. Рассказывает Квочкин.
-На море был. Много чего позырил. Такого , блин, что вам тут и не снилось. Такой фильмец про ганстеров зырил, что закачаешься. Они там банк ограбили, а другие ганстеры их подкараулили, а это драпать, а те с собаками, а эти вжих-лассо, а те – бац! По тыкве так им настучали. В общем знатный фильмец. А ещё один прикол был. Купаюсь в море, вдруг какой-то шкет, блин, тонуть стал. Я подплываю, за чакан его хватаю, толкаю к берегу. А он, чумовой, хватается за меня клешнями, боится. Еле выгреб к берегу. Передрейфили оба, но ниче, потом дружбанами стали. Я его надрюкал плавать, когда уезжал, уже классно плавать стал.
б) Язык – зеркало культуры, поэтому мы должны следить за своей речью, чтобы не осквернять наше великое звание – русский человек.
Чтение высказывания И.С. Тургенева («Во дни сомнений…»)
Как вы понимаете эти слова?
в) Русский язык – удивительный язык. В нем много слов, которые имеют несколько значений, слов с противоположным значением. Поэтому он труден для изучения для иностранцев. Много в нем удивительного.
Сколько значений у слов? (коса, лук, лист)
г) Чтение стихотворения М. Исаковского
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых
И, расправив бодро
Молодые крылья
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
– Какой ветер у поэта?
– На кого он похож?
д) Послушайте отрывок Т.Говоровой «Осень»
Первый месяц осени похож на хитрого рыжего лиса. Неслышно крадется он по земле, ловко прячется среди веток деревьев, лишь кое-где сначала мелькает среди зелени его рыжий хвост. А потом вдруг все вокруг рыжеет, словно на каждом дереве, на каждом кустике рассядутся огненные звери. Потом золотым дождем спрыгнут они на землю, и ветер станет гонять по дорогам их стаи. На зеленую траву упадут пестрые листья.
– Почему осень сравнивается с рыжим лисом?
IV. Проведение викторины
1. А сколько загадок, пословиц, поговорок есть в русском языке. Каждое слово точно передает то, что загадываем. Это наши жемчужины.
Чтение загадок.
Белые «пчелы» на землю сели,
Пришел огонь, их не стало (Снежинки)
На странице букваря
33 богатыря
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей (Алфавит)
Есть совсем другая птица,
Если сядет на страницу,
То с поникшей головой
Возвращаюсь я домой. (Двойка)
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу, и сиделка на носу? (Очки)
2. Продолжи пословицу.
Век живи….(век учись)
Жизнь дана… (на добрые дела)
Чужой ум хорошо, а … (свой лучше)
Добрая слава лежит , а …(дурная по свету бежит)
Дружба крепка не лестью, а …(правдой и честью)
3. Послушайте стихотворение «Выучи русский язык» В. Липко
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник –
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик,
Сын мой, работай, будь людям полезен –
Выучи русский язык!
– Почему надо изучать русский язык?
4. Каждый день мы постигаем этот великий язык, учимся правильно писать и говорить. Давайте вспомним некоторые правила.
– Как пишутся имена (с большой буквы)
– Как пишется начало предложения? (с большой буквы)
– Как пишутся в словах сочетания жи-ши? Какие еще сочетания знаете?
– Как пишется предлог?
– Назовите вежливые слова.
– Как называется общая часть родственных слов? (корень)
– С помощью каких частей слова образуются новые слова?
– Что меняется в слове? (окончание)
V. Заключение
Молодцы! И в заключении хочется сказать: «Любите, уважайте, цените русский язык»
Чтение стихотворения «Родной язык»
Язык наш прекрасный
Богатый и звучный
То мощный и страстный,
То нежно – певучий.
В нем есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных, волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.