Ковалентная неполярная связь. Химия. 8 класс. Конспект урока
УМК «Химия. 8 класс» О. С. Габриеляна.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: продолжить знакомство учащихся с типами химической связи.
Задачи:
- познакомить с ковалентной химической связью и её видом – неполярной связью;
- научить записывать схемы образования ковалентной неполярной связи;
- формировать понятие о кратности связи;
- формирование умение выделять главное, делать выводы;
- стимулирование познавательной активности учащихся, развитие познавательного интереса к предмету.
Использованные источники:
- Габриелян О.С. Химия. 8 класс – М.: Дрофа, 2012г.
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс – М.: Дрофа, 2012г.
- Штремплер Г.И. Химия на досуге. Загадки, игры, ребусы - М.: Просвещение, 1993г.
- Алигберов А.И.Занимательная химия- М., Просвещение, 2002 г.
Оборудование: периодическая система химических элементов, магнитофон, «Следы колобков», карточки с заданиями.
Уроки изучения нового материала, проведенные в необычной игровой форме, особенно на начальных этапах изучения химии помогают развитию познавательного интереса к предмету, снимают психологические моменты (трудность восприятия, сложность предмета), помогают привлечь в работу на уроке максимальное число учащихся.
Одним из таких уроков является урок изучения нового материала с необычным названием «Волшебный конверт» (детективная история). В основу – положен игровой момент – «подслушанный разговор ночной разговор известных детских киногероев Колобков», который и обыгрывается потом на уроке. Поэтому, необходимо создать соответствующий настрой – музыкальное сопровождение беседы Колобков (монтаж из фильмов), портреты Колобков, спрятанные по кабинету «следы» и т. д.
Ход урока
I. Актуализирующее начало
Случилось это вчера вечером. Было уже совсем поздно... На улице темно и неуютно.… Все дома заснули - а я всё готовлюсь к урокам. Нервничаю... Переживаю.… Устало опускаю голову и, о, боже засыпаю. … И в это короткий миг между сном и явью мне вдруг показалось, что слышу я чьи – то голоса.… Всё … Галлюцинации. … Не может быть. … Нет снова … Голоса все громче и громче ... Спорят. … Ругаются. Прислушиваюсь и узнаю их. Да это же Колобки…
Да и история очень уж интересная. Слушаю …. Удивляюсь. … Ухмыляюсь.… Просыпаюсь.… Смотрю в окно. … И всё забываю.… Решаю – галлюцинации. Прихожу в школу, открываю кабинет. И …. Вижу их портрет и записку. Прочитаем?
Уважаемая Ирина Александровна! Услышанная вами история является чистой правдой!!!! Нам кажется, что эта история будет полезной и познавательной для всех восьмиклассников, ведь в город, в который мы совершили путешествие по анонимному звонку женщины, вам как химикам, тоже будет полезно побывать. Но чтобы попасть в этот город Вам надо воспользоваться нашими подсказками… Следы от наших ног еще не смыла вода. P. S. Чтобы следы оказались полезными напишите электронную и молекулярную формулы тех веществ, о которых идет речь. Дерзайте !!! |
II. Анализ знаний учащихся
(Работа учащихся у доски по составлению электронных и молекулярных формул веществ с подробными комментариями)
** Это чисто «алюминиевый минерал» – боксит состоит из двух элементов:
Из глины я обыкновенной
Но я на радость современный
Я не боюсь электротока
Бесстрашно в воздухе лечу
Служу на кухне я без срока
Мне все задачи по плечу
Горжусь своим я именем:
Зовусь я … алюминием!
Я жилец квартиры восемь
Я могу зажечь на спор
Спичку, свечку и костёр
Кто вам всем дышать даёт,
Атмосферный кислород.
*Рубин (карбункул) – это окрашенная в кроваво–красный цвет, прозрачная разновидность минерала корунда (его формулу вам и надо написать) – «кто яхонт червленый при себе носит, снов страшных и лихих не видит» - прозрачная, блестящая, окрашенная в синий
цвет другая разновидность корунда называется сапфиром.
(задание следа дифференцировано и рассчитано на разные классы: обязательно написание молекулярной формулы, а электронной только в сильном классе)
Расположите следы по порядку и прочитайте слово.
- Какая связь существует между полученным словом и отгаданными нами веществами?
- Какой тип связи во всех этих веществах?
- Что такое ион?
- Какие силы лежат в основе притяжения ионов?
- Как образуются ионы? Как образуются положительно заряженные ионы? Как образуются отрицательно заряженные ионы?
- Какое еще определение ионной связи можно дать?
Ой, что это? Еще одна записка?! Действительно. …
И как мы её не заметили? Прочитаем.
III. Изучение нового материала
(Идёт параллельно чтению записки и работой с картинами – загадками)
Молодцы! Вот вы и дошли до пункта назначения.… Не забудьте, заветное слово вам еще пригодится. А вот он и город. Посмотрите вокруг.… Удивились? … Мы тоже – одни близнецы – двойники. Да такие дружные.…* Жаль, что разговаривать с вами они не будут. Но мы всё записали – читайте. Угадали вещества? Но чтобы приблизиться к разгадке тайны, воспользуйтесь подсказками нашей коллеги – криминалиста Колбочкиной:
Ирина Александровна! Вы не спите? Подсказывайте…** Молодцы!!! Много узнали нового? Мы тоже… Так кто же пригласил нас в этот город? Мы догадались. А вы? Кто она – химическая связь? Какие её типы Вы знаете? А чтобы быть уверенными, напишите на наших визитках ответы на наши вопросы (не забудьте указать координаты!)*** До свидания! Не прощаемся! До скорой встречи! |
*Вниманию учащихся предлагается макет дома, квартиры в котором занимают картинки с изображением близнецов. Учащиеся читают задания на картинках и отгадывают загадки. После этого продолжается чтение записки и выполнение заданий с подробными комментариями.
Жили в этой квартире 2 старичка. Ростом они были невелики, зато глаза у них были большие и голубые. На месте не стояли ни минутки. Говорили много. Хвастались. - Сколько нам лет? - Не помним! Родились … в 1787 году,… а может быть раньше… - Как зовут? - «Рождающие воду»…, а вообще… не помним…»
Н2 Н–Н |
А здесь живут высокие поэты. Их стихи пользуются неизменным успехом
Поэзия есть тот же кислород. Но стихи их нам бывает понять тяжело. Одно мы поняли – без них умрем мы.
О2 О=О |
Странные эти братья. Не от мира сего. А главное – высокого мнения о себе. Парят в облаках и постоянно смотрят на всех свысока. Ведь, как они говорят, без них нет жизни на Земле. Они - составная часть, какой – то белковины, которую плетут круглосуточно с самого рождения.
N2 N≡N |
**Объяснение учителя (подробное объяснение учителя механизма образования ковалентной связи, её кратности, длины, электронных и структурных формул, запись основных положений в тетрадь)
Подводим итог, связь, образующаяся за счет обобществления электронов, называется ковалентной связью.
Ковалентная связь – это связь, возникающая в результате образования общих электронных пар (запись в тетради).
Ковалентная неполярная связь – это связь, возникающая в результате образования общих электронных пар между атомами одного и того же элемента – неметалла.
IV. Закрепление знаний
Вот такая история приключилась с нами. Именно её я просто забыла. А вот колобкам спасибо! Ведь именно они помогли мне объяснить новый материал. Спасибо колобкам! Спасибо Вам!
Домашнее задание §10.