Корень слова с чередованием согласных
- Организовать наблюдение за чередованием согласных звуков в конце корня
- чередование согласных в корне, корень слова, однокоренные слова, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Рубрика «Давай подумаем» — наблюдение за чередованиями в корнях, подготовка к восприятию материала рубрики «Обрати внимание». Выполняется устно, обсуждение проходит фронтально. Ученикам пока не предлагается найти корень слов, чтобы избежать ошибочного выделения корней -ре-, -бе-, -у-, -све-, -дру-. Важно, чтобы дети осознали родственность слов с чередованием согласных в корне. |
3 | 3. Введение нового материала | Работу с рубрикой «Обрати внимание» следует завершить обсуждением следующих вопросов: почему мы говорим о чередовании звуков на конце одного и того же корня, а не о разных корнях? Почему в словах берег — бережок нельзя выделить корень -бере-, не включая в него чередующиеся звуки? |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Выполняется фронтально, устно упражнение 1 в учебнике — дальнейшее наблюдение за чередованием согласных в конце корня и запоминание наиболее частотных чередований. После прочтения каждой строчки учитель, в зависимости от уровня подготовки класса, просит учеников либо подобрать ещё несколько примеров на данное чередование, либо выбрать примеры среди написанных на доске пар слов. Запись на доске: снег — снежок ставить — ставлю дробить — дроблю верх — вершина верблюд — верблюжонок лепить — леплю век — вечный друг — дружок сапог — сапожок рука — ручной медведь — медвежонок греметь — гремлю гасить — гашу отец — отеческий смех — смешной |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Выполняется самостоятельно, письменно упражнение 2 в учебнике — отработка правильного обозначения корня в словах с чередованием. |
6 | 6. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 (трудное) в учебнике помогает ученикам осознать следующие явления: во-первых, корни с чередованием абсолютно тождественны по своему значению, чего нельзя сказать про пару жучок — сучок; во-вторых, чередование согласных наблюдается в конце корня, в данном же случае Серёжа подобрал слова с разными первыми звуками. Дополнительный вопрос. Будет ли прав Серёжа, если в качестве примеров корней с чередованиями приведёт пары слов рак — рачок (+); мак — рак (–); му́ка — муха (–); му́ка — мучной (–); мука́ — мучной (+)? |
7 | 7. Дополнительный материал | Прочитать написанную на доске песенку-потешку, подобрать к подчёркнутым словам однокоренные с чередованием согласных в корне. Записать слова парами, выделить корень. Дедушка Ежок, Не ходи на бережок: Там растаял снежок, Заливает лужок. Ты промочишь ножки, Красные сапожки. Ответить на вопрос: можно ли назвать подчёркнутые слова именами существительными? В качестве доказательства положительного ответа учащиеся должны указать, что эти слова называют предметы и отвечают на вопрос что?. |
8 | 8. Каллиграфическая минутка | Вспомнить особенность написания строчной и прописной буквы ф, Ф. Прописать строчку ф, Ф. |
9 | 9. Рефлексия. Домашнее задание | Учитель подводит итоги работы на уроке, озвучивает домашнее задание: упр. 4 в учебнике — закрепление материала. |