Конспект внеурочного мероприятия на тему "Женщины и мужчины: кто лучше и лучше ли кто-то вообще?"
В разработке представлен план внеурочного мероприятия по психологии, приуроченный к празднованию Дня защитника Отечества и 8 марта.
Цель: профилактика сексизма среди старшеклассников и способствование улучшению отношений между полами.
Задачи:
- знакомство с понятиями: пол, гендер, стереотип, предубеждение, дискриминация;
- введение в проблему гендерных стереотипов и сексизма;
- диагностика представлений учащихся о представителях своего и противоположного пола;
- разбор типичных стереотипов о мужчинах и женщинах;
- рассмотрение различных источников стереотипов;
- рассмотрение вопроса влияния гендерных стереотипов на мужчин и женщин;
- смещение акцента в восприятии человека с принадлежности к определенному полу к его личностным особенностям.
Целевая аудитория:старшеклассники (учащиеся 9-х – 11-х классов)
Необходимые материалы:ручки, листы бумаги по количеству участников, флеб-чат/доска, компьютер, проектор, карточки с гендерными стереотипами.
Ход внеурочного занятия
Слова ведущего:«Здравствуйте, ученики! Тема сегодняшней нашей встречи: «Женщины и мужчины: кто лучше и лучше ли кто-то вообще?». Эта тема одна и вечных, так как всегда люди сравнивали и, вероятно, будут сравнивать представителей различных полов. А что, собственно говоря, значит для Вас слово «пол»? Пол и гендер для Вас – это одно и тоже?»
Фасилитация (5-10 минут)
Цель: создать общее понятийное поле.
Ведущий спрашивает у участников группы о том, что они подразумевают под полом и гендером. Далее он записывает все ответы участников на доске, на основании ответов, дает рабочее определение этих понятий.
Пол – системная совокупность биологических свойств, отличающих мужчин и женщин. Гендер – социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
Фасилитация (5-10 минут)
Цель: создать общее понятийное поле.
Ведущий спрашивает у участников группы о том, что они подразумевают под стереотипом, предубеждениями и дискриминацией. Далее он записывает все ответы участников на доске, на основании ответов, дает рабочее определение этих понятий.
Стереотип – относительно устойчивая и упрощённая «картинка в голове» относительно того или иного человека и/или социальной группы. Предубеждения – стереотипы со знаком «-». Дискриминация – негативное поведение по отношению к определенным лицам на основании их принадлежности к той или иной группе.
Слова ведущего:«Какие виды стереотипов Вы знаете? Назовите известные Вам стереотипы. Спасибо. На сегодняшнем занятии речь пойдет о гендерных стереотипах и о таком виде предубеждения как сексизм. Знакомы ли Вы с этими словами? Как Вы думаете, что они обозначают?»
Фасилитация (5-10 минут)
Цель: создать общее понятийное поле.
Ведущий спрашивает у участников группы о том, что они подразумевают под гендерными стереотипами и сексизмом. Далее он записывает все ответы участников на доске, на основании ответов, дает рабочее определение этих понятий. Гендерные стереотипы – распространенные в обществе представления об особенностях и поведении представителей различных гендеров, в первую очередь мужчин и женщин. Сексизм – негативные установки, предубеждение или дискриминация, направленные на кого-либо вследствие его (ее) половой принадлежности.
Упражнение 1. «Типичный (ая) юноша/девушка» (10-15 минут)
Цель: диагностика представлений учащихся о типичных представителях своего и противоположного пола.
Инструкция: Напишите не менее 5 вариантов завершения следующих фраз:
А) Типичная девушка…
Б) Типичный юноша…
Ход упражнения
Учащиеся записывают свои варианты ответов. Далее ведущий просит самостоятельно оценить каждый свой вариант по следующим критериям: положительное (+), отрицательное (-) и нейтральное (0) отношение, затем подсчитать количество определенных символов в каждом вопросе. Ведущий отмечает на доске количество положительных, отрицательных и нейтральных высказываний в адрес типичных юношей и девушек. Далее идет обсуждение полученных результатов.
Упражнение 2. «Типичные гендерные стереотипы» (15-20 минут)
Цель: Разбор типичных стереотипов о мужчинах и женщинах. Способствование формированию объективного представления о мужчинах и женщинах.
Ход упражнения
Каждому ученику раздаются карточки с распространенными гендерными стереотипами (один учащийся – одна карточка) (Приложение 1). Затем учеников просят в порядке очереди высказать свое мнение относительно выпавшего стереотипа, при этом отвечая на следящие вопросы:
– За или против?
– С чем связан такой ответ?
После высказывания каждый из участников может в конструктивной форме высказать свое согласие/несогласие с одноклассником и аргументировать свой ответ.
Мини-лекция: «Источники гендерных стереотипов и объективные параметры мужского и женского психотипа» (информация представлена в презентации) (10-15 минут).
Упражнение 3. «Влияние распространенных гендерных стереотипов на мужчин и женщин» (15-20 минут)
Цель: «Показать последствия гендерных стереотипов для мужчин и женщин»
Ход упражнения
Учащиеся по принципу «Компота» делятся на 4 группы:
- 1 группа пишет возможные положительные последствия для женщин распространенных стереотипов о них;
- 2 группа – возможные отрицательные последствия для женщин распространенных стереотипов о них;
- 3 группа – возможные отрицательные последствия для мужчин распространенных стереотипов о них;
- 4 группа – возможные положительные последствия для мужчин распространенных стереотипов о них.
Далее от каждой мини-группы выбирается спикер и доносит до всех учащихся точку зрения своей группы.
Слова ведущего:«Мы сегодня с Вами рассмотрели распространенные гендерные стереотипы и их влияние для мужчин и женщин. В заключении хочу Вам сказать, что воспринимать и относится к людям не только на основании его принадлежности к тому или иному полу, а мыслить и другими категориями. Вне зависимости от пола каждый человек – индивидуален. Он/она – это он/она и это – прекрасно! И хочу теперь услышать Ваш ответ на вопрос: «Женщины и мужчины: кто лучше и лучше ли кто-то вообще?»»
«Аплодисменты по кругу»
Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.