Конспект урока по окружающему миру "Благотворительность вчера и сегодня"
Задачи урока: помочь учащимся осознать благотворительность, как одно из морально-этических ценностей в обществе; учить соотносить благотворительность и добрый поступок
Цели урока:
- ознакомить учащихся, как можно помогать обществу, природе
- расширять знания учащихся о родственных словах
- показать на конкретных примерах благотворительность в современном мире
Ожидаемые результаты:
- Дети смогут составить представление о понятии благотворительность
- Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
- Осознавать, для чего людям нужна благотворительность
Ход урока
На сегодняшний день благотворительность – это, пожалуй, единственная территория, где люди не пытаются реализовать свои амбиции и достигать каких-либо целей, кроме одной – бескорыстная помощь человеку.
К. Хабенский
І. Оргмомент. Мотивация
Добрый день, ребята! Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.
Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.
Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?
ІІ. Актуализация знаний
Учитель читает притчу
Не приходилось ли тебе слышать историю о том, как в окрестности столичного города Лу залетела морская птица? Правитель Лу по этому случаю устроил пир у алтарей предков, исполнил мелодии Девять шао, преподнес птице лучшее мясо от жертвоприношения нюйлао. А птица сидела, вытаращив глаза, и не съела ни куска мяса, не выпила ни глотка воды. Через три дня она околела.
Работа в парах.
Обсудите, почему так произошло?
Послушаем некоторые размышления.
– не знаем
– правитель был добр, всё делал для морской птицы
Проблемная ситуация: почему птица погибла, ведь правитель был добр, устроил пир, приподнёс мяса птице и т.д.
Дослушаем притчу до конца.
Так получилось оттого, что правитель Лу на самом деле заботился о себе, а не о птице. Тот, кто действительно хотел сделать птице добро, пустил бы ее на волю в густые леса, позволил бы ей плавать на озерах и реках, кормил бы ее водяной живностью, дал бы ей жить так, как ей хочется.
Кто понял, в чём был не прав правитель?
Вы встречали на улице бездомных животных? Вы помогали им?
Давали еду, как правитель? А знаете, как надо поступить правильно?
Дать бездомному животному приют. Взять домой или отнести в приют. Можно приходить в приют и ухаживать за животными, а взрослые дают деньги на корм животным.
Приюты для животных – это благотворительная помощь.
Кто может определить тему урока? (Благотворительность)
ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока.
Что такое благотворительность?
Откуда возникло это слово?
Благотворительность была всегда?
Как я могу участвовать в благотворительности?
ІV. «Открытие» новых знаний.
1. Работа с определениями.
Работа в группах.
Каждая группа получает конверт и лист бумаги. В конвертах разбросаны части слов, которые надо собрать и наклеить на лист и попытаться определить значение этих слов.
На доске прикрепляются листы с восстановленными словами:
- благотворительность
- благодарность
- благополучие
- благославить
- благоразумный
Какая часть в этих слова одинаковая? (благо)
Что это означает?
2. Работа со словарём В.И.Даля.
Благо – доброе, полезное, хорошее.
Объясним полученные слова.
Благодарность – благодарят кого-то, говорят спасибо (наши девочки получили Благодарность за выступление).
Благоразумный – рассудительный, умный.
Благославить – хвалить, распускать добрую славу
Благополучие – счастье
Благотворительность – качество благотворящего – благотворитель – благотворительный – готовый делать добро, помогать бедным, строить для хворых и неимущих учреждения.
3. Институт Склифасовского.
Примером благотворительности в далёком прошлом может служить институт Склифасовского – современная больница. А построил это здание на свои деньги граф Н.Шереметьев. Когда умерла его жена, простая крестьянка, он решил построить Странноприимный дома для больных, бедных, бездомных. Сам же граф содержал это заведение, платил врачам, закупал лекарства.
Было подсчитано, что за сто лет существования Странноприимного дома графа Шереметева его благотворительностью воспользовалось примерно 2 миллиона человек. На это было израсходовано свыше 6 миллионов рублей.
Странноприимный дом
Институт скорой помощи им. Н.В. Склифасовского
4. Третьяков Павел Михайлович (1832-1898). Купец-предприниматель
Родился в потомственной купеческой семье. С 14 лет занимался торговыми делами: семья вначале владела "лавками с палатками", потом магазином, а позднее и фабриками в Костромской губернии.
Любовь к искусству сделала Павла Михайловича страстнымколлекционером, а любовь к Отчизне помогла ему составить уникальную коллекцию картин русской школы. Принесенная в дар Москве, Третьяковская галерея и по сей день является музеем мирового значения.
Этот дар современниками оценивался в два млн. рублей серебром и затмил благотворительную деятельность, а ее размах также впечатляет
5. Благотворительность сегодня.
Благотворительность — оказание помощи (безвозмездной или на льготных условиях) тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания помощи.
– Экс-солистка группы «ВИА Гра» Вера Брежнева организовала собственный фонд помощи детям под названием «Луч Веры». Известная актриса Чулпан Хаматова занимается проведением творческих концертов и встреч, доходы от которых всегда идут на помощь детским домам по всей стране.
– Благотворительный Фонд Константина Хабенского был создан в 2008 году. Фонд занимается организацией помощи детям с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями головного мозга. Основные направления работы Фонда: помощь в организации обследования и лечения детей, покупка медикаментов, организация реабилитационных программ, помощь профильным отделениям российских медицинских учреждений, повышение квалификации врачей и информационная работа с родителями, направленная на улучшение ранней диагностики тяжелых заболеваний головного мозга.
Миссия фонда — вовремя оказаться рядом и помочь, ведь тогда ребенка с заболеванием головного мозга можно спасти!
6. Благотворительность в нашей школе.
Шестой год у нас в школе будет проходить школьная благотворительная акция "Собираем игрушки в коробку храбрости" для маленьких пациентов Морозовской больницы в отделениях нейрохирургии и гематологии.
Игрушки, настольные игры и т.д. – всё это вы решаете с родителями, приносите по желанию. Но что же сделать для больных детей своими руками?
Да, сейчас мы нарисуем им плакаты, которые их подбодрят. Подумайте, что можно нарисовать и написать. Работы должны быть светлыми, добрыми.
Учащиеся выполняют работы.
V. Рефлексия. Оценка
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
1. Закончи предложение.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Урок дал мне для жизни…
VІ. Итог занятия
Дети осознали, что помощь нуждающимся, социально незащищенным, сиротам, инвалидам, создание различных фондов и организаций – все это подпадает под определение благотворительности.
Через неделю "Коробка храбрости" учащимися 1 – и была собрана. Дети и родители не остались равнодушными к акции. Многие приносили по 10 и больше игр, игрушек. В коробку дети положили свои рисунки, в которых звучала поддержка и надежда на лучшее маленьких пациентов больницы.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.