Конспект игровой ситуации по ознакомлению с миром природы с детьми старшей группы «Что такое погода?»
Место игровой ситуации в образовательном процессе: утро, дневная прогулка.
Цель: Сформировать у детей представление о значении понятия «погода».
Задачи:
- Закрепить знания детей о природных явлениях.
- Познакомить детей с понятием «погода».
- Раскрыть значение прогноза погоды в жизни человека, растительного и животного мира.
- Познакомить детей с назначением метеорологической станции.
- Познакомить с профессией метеоролога.
- Познакомить детей с приборами – помощниками и их назначением (термометр, флюгер, осадкомер, барометр, ветряной рукав, солнечные часы).
- Учить устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями природы.
- Совершенствовать умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
- Развивать связную и диалогическую речь, помогать детям логично и понятно высказывать суждение.
Предшествующая работа: летом в ДОУ установили метеоплощадку и дети имели возможность её исследовать.
Беседы: «Для чего метеоплощадка?», «Кто интересуется погодой?», «Метеоприборы», «Как нарисовать погоду?». Рассматривание иллюстраций «Природные явления», «Метео помощники»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе к игровой ситуации:
- Иллюстрации «Осень», с изображением деятельности людей в это время года.
- Набор картинок «Метеоплощадка. Метеоприборы»: термометр, флюгер, осадкомер, барометр, ветряной рукав, солнечные часы.
- Набор картинок «Природные явления».
- Календарь погоды.
Материалы и оборудование: Метеоплощадка на территории ДОУ, ИКТ, Презентация «Что такое погода?», кубик с цифрами, колокольчик, набор картинок «Метеоприборы»: термометр, флюгер, осадкомер, барометр, ветряной рукав, солнечные часы.
Словарная работа: погода, природные явления, туман, роса, смерч, метель, вьюга, пурга, снегопад, прогноз погоды, метеостанция, метеоплощадка, метеоприборы, метеоролог, синоптик, термометр, флюгер, осадкомер, барометр, ветряной рукав, солнечные часы, садовник, огородник, фермер.
1 этап: способствует формированию у детей внутренней мотивации к деятельности. |
|
Содержание и обратная связь на высказывания детей |
|
Дети вернулись из столовой и после гигиенических процедур, воспитатель собирает их на общий утренний сбор (в ДОУ имеется столовая). Звенит в колокольчик и говорит:
Колокольчик мой звенит – Дети подходят к воспитателю и слушают сообщение: – Ребята, я хочу вам рассказать историю одной девочки, хотите послушать? (Ответы детей.) – Я рада, что вы готовы меня выслушать. – Тогда присаживайтесь удобнее. Стулья стоят полукругом перед мультимедийной доской. Воспитатель показывает слайд с рассказом В. Сухомлинского «До свидания, Солнышко»: |
|
|
СЛАЙД 2. Вечером маленькая девочка прощалась с Солнышком. Оно садилось за горизонт. – До свидания, Солнышко, – сказала девочка. – До свидания, девочка, – ответило Солнышко. Ложись спать. Я тоже отдохну. Рано утром я проснусь и ласково встречу тебя. Жди меня вон в том окошке. Легла девочка спать. Снится ей голубое небо. Вот и Солнышко взошло. Ласковым лучом дотронулось оно до лица девочки. Проснулась девочка и говорит: – Добрый день, Солнышко! Как я рада тебе! |
2 этап: способствует планированию детьми их деятельности |
|
|
СЛАЙД 3. Воспитатель продолжает диалог, а дети высказывают свои предположения.
– Ребята, а вы бы хотели быть ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ солнца? (Ответы детей) – Тогда я вас посвящаю в исследователи! – приклею вам эмблему «Солнышко»! Хотите? – Но помните, чтобы быть исследователем надо наблюдать за солнцем и много о нем знать. – А для этого мы сейчас с вами потренируемся! |
|
СЛАЙД 4. – Вот например, а вы бы хотели узнать, что такое погода? (Ответы детей) – Какие вы у меня смышлёные! – Правильно, погода – это характеристика природных явлений. |
|
СЛАЙД 5. Игра «Назови природное явление» Воспитатель бросает ребенку мяч, а ребенок называет природное явление. – Вот это да! Вы такие наблюдательные! Точно исследователи! – Ребята, я хочу чтобы вы запомнили, что облака, ветер, дождь, снег, град, туман, радуга, молния, гроза, иней – эти явления, происходят в природе сами по себе, независимо от человека. – Как человек может узнать об этих явлениях? (Дети высказывают свои предположения) – Кто еще как думает? Молодцы! |
|
СЛАЙД 6. А теперь немного отдохнем и поиграем. Физминутка «Дождик»
Шлёп – шлёп – шлёп – иду по лужам. – Дети, а как вы думаете, что человеку нужно знать, чтобы одеваться по погоде? (Ответы детей) – Молодцы, правильно, человеку необходимо знать прогноз погоды. |
|
СЛАЙД 7.
(Дети высказывают свои предположения) – Хорошо рассуждали, молодцы. – Прогноз погоды – это научное предположение о будущем состоянии погоды в определённом пункте или регионе на определённый период. (Если дети затрудняются отвечать, воспитатель сама рассказывает.)
(Дети высказывают свои предположения) Если бы не было прогноза погоды по телевизору, по радио, в интернете, то люди не имели бы хоть какое-нибудь представление о том, какая завтра будет погода. И как человеку необходимо одеваться, и не только. Давайте сейчас в игре об этом и узнаем! А игра называется «Расскажи, кому и для чего нужны предсказания погоды». |
|
СЛАЙД 8.
Предлагаю вашему вниманию картинки, рассмотрите их. Правила игры. Кубик с цифрами. Дети бросают его по очереди, рассказывая по картинке, (кому и для чего нужны предсказания погоды) в зависимости от выпавшей цифры. Если выпала цифра, которая уже была, то ребенок выбирает самостоятельно другую цифру. Примерные суждения детей: «1» – Прогноз погоды нужен рыбакам, потому что клёв рыбы во многом зависит от погоды. «2» – Прогноз погоды нужен лётчикам, чтобы самолёт не потерпел крушение при сильном урагане и т.д. «3» – Прогноз погоды нужен морякам, чтобы не попасть в бурю… «4» – Прогноз погоды нужен, огородникам и садовникам, чтобы запланировать посадку растений и другие работы. «5» – Прогноз погоды нужен фермерам, чтобы во время скосить траву на сено для домашних животных. «6» – Прогноз погоды нужен людям, чтобы планировать свой отдых и решить, что надеть в этот день и взять ли с собой зонтик. – Как хорошо вы рассуждали! Умницы. – А можно я еще дополню? Так как мы с вами живем на Черноморском побережье, то для нас важными прогнозами являются штормовые предупреждения. Потому что они используются для защиты жизни и имущества людей. – Что можно еще дополнить? (Ответы детей) – Как много интересного мы сейчас с вами рассказали. |
|
СЛАЙД 9.
Давайте рассмотрим картинки. Вот на таких метеостанциях, ежедневно метеорологи (синоптики) проводят наблюдения за погодой. Они измеряют температуру воздуха, влажность воздуха, скорость ветра, атмосферное давление, количество осадков и степень облачности. Затем метеорологи передают данные о погоде средствам массовой информации. Ведь они обязаны вовремя предупредить о приближающемся урагане или наводнении, сильном ливне или снеге. – Ребята, вы запомнили, кто наблюдает за изменениями в погоде? (Ответы детей) – Правильно, молодцы! |
|
СЛАЙД 10.
Воспитатель рассказывает, для чего нужен метеоприбор, а дети добавляют название прибора (если дети затрудняются назвать прибор, можно показать его) 1. Наблюдать за температурой воздуха помогают приборы – термометр и барометр. 2. Наблюдать за ветром помогают – ветряной рукав и флюгер. – А как вы думаете, как можно еще узнать направление ветра? (Предположения детей) – Я согласна с вами, можно наблюдать по дыму, движению легких предметов в воздухе, наклону травы, ветвей деревьев. 3. Прибор для измерения времени по Солнцу – солнечные часы. 4. Атмосферные осадки, т.е. дождь, роса, их количество измеряется при помощи – осадкомера. 5. Измеряет высоту снега – линейка. |
3 этап: способствует проведению детской рефлексии по итогу деятельности. |
|
– Дети, вы сегодня были настоящими исследователями, так хорошо рассказывали, молодцы! – А можете мне напомнить, что такое погода? (ответы детей) – Для чего нужно знать состояние погоды? – Какие метеорологические приборы вы запомнили? – О какой новой профессии вы сегодня узнали? – В чем заключается работа метеоролога? |
|
4 этап: способствует подведению итога деятельности. |
|
– Ребята, а вы хотите каждый день наблюдать за изменениями в погоде? (Ответы детей). – На прогулке мы пойдем на метеоплощадку и вместе с вами определим, какая сегодня погода, и отразим ее в календаре. Если мы каждый день будем наблюдать за изменениями в погоде, нас можно назвать метеорологами? (Ответы детей). Спасибо всем. Ребята, вы молодцы! |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.