Конференция «Вопросы обновления содержания общественно-научного образования в российской школе». День 3
Вопросы преподавания региональной географии и истории и краеведения. Девиз дня — «Россия сильна провинцией» (Н.М. Карамзин)Пленарное заседание конференции открылось докладом М.А.Никоновой, кандидата педагогических наук, доцента, председателя комиссии краеведения и учебной географии Московского отделения РГО о месте регионального компонента в школьном курсе географии: «Впервые о краеведении заговорил Петр I, в 1818 году он издал Указ присылать в Петербург из губерний раритеты. Это положило начало Кунсткамере. Потом Ломоносов разослал по России опросник о достопримечательностях тех мест, где живут люди. Спрашивать можно было и детей. Это были самые первые попытки изучения страны».
С тех пор прошло много времени, краеведение стало наукой. У нас есть государственное краеведение, учебное и общественное. Общественное представляет Русское географическое общество, основанное в 1845 году отечественными путешественниками. В 1950-х годах учебное краеведение было введено в программу, дети систематически изучали природу своей местности. Была продумана система экскурсий по природно-территориально комплексу своего края. Теперь же учителей лишили возможности выходить из школы…
Тренировочные и контрольные материалы для подготовки к ВПР по географии
Об актуальных организационно-методических подходах к содержанию курса отечественной истории (углубленный уровень) и потенциале регионального компонента рассказала О.Н. Журавлева, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социального образования АППО, Почетный работник общего образования РФ: «Региональный компонент очень важен для достижения результатов, заявленных в ФГОС, а также в ИКС, который прямо предписывает локальный и региональный компоненты. Но он совсем не востребован в итоговой аттестации, отсюда и необязательное отношение к нему», — поставила проблему Ольга Николаевна.
Где-то еще преподают отдельный курс, но в основном идет отход от него в сторону интеграции в содержание разных предметов — история, обществознание, география, литература, искусство, биология… в выходящих сейчас учебниках это предусматривается. Изучать отдельно тоже, конечно, можно — либо за счет часов на углубленное изучение, либо на дополнительных занятиях на добровольной основе. А хотелось бы прописанного системного подхода. Если в других странах изучение истории начинается с места, в котором живет ребенок, и далее расширяется спиралевидно до всемирной, то у нас сохраняется традиция параллельного движения — с риском пренебрежения родным и близким (ведь это лишь «компонент»).
Формирование картографической грамотности школьников: вопросы и ответы
Было подчеркнуто: последние изменения в нормативных документах доламывают хоть сколь-нибудь системный подход к историческому образованию, так как ЕГЭ по ИКС будет изменен не ранее 2019 года, и сейчас школы, уже начавшие учить по нему (а было распоряжение) — «в пролете». Поменявшие порядок прохождения тем, по факту — не к тому ОГЭ готовили.
ВПР по географии: все, что нужно знать учителю и ученику
В то же время введены ВПР (всероссийские проверочные работы), и в их задания включен региональный компонент как в 5-м, так и в 11-м классах. Задания есть, предмета — нет! Более того, нет согласия в понимании значения слов, например, в задании «перечислите памятники культуры своего края» что понимать под «памятниками»? У слова есть много значений. Впрочем, и слово «регион» содержит несколько толкований — это и область, и территория, и природные зоны… И в целом, налицо небывалая разобщенность образовательного пространства.
Между тем создание культурных продуктов — шаг к победе над хаосом. О.Н. Журавлева презентовала учебник под общей редакцией Тишкова «История России. 10-11 класс». В нем в готовом виде дана система работы ученика над историческим материалом. В частности, рубрика «проектная деятельность» — это как раз темы и идеи для исследования локальной истории, причем детям предлагается некое продуцирующее начало или культурный пример такой работы: чтение переписки, документов, работа с банками данных в интернете и пр. Такие задания — по разным периодам истории России — дают возможность дополнить знания личным опытом, навыками партнерского сотрудничества в период подготовки, в пределе — осуществить идею «рассыпанного» учебника, то есть дописанного материалами местной истории.
И хотя эта работа может показаться не относящейся к экзамену, на самом деле, 1) еще неизвестно, каким будет ОГЭ/ЕГЭ для тех, кого мы учим сейчас, 2) общее развитие никому еще не помешало.
«Вводить, готовиться надо, чтобы потом не попадать в ловушку не подводить детей», — уверена Ольга Николаевна.
Кстати, в этот день прозвучало и выступление В.А. Кумпана из Кубанского государственного университета о подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию с применением ресурсов регионоведения (кубановедения). Идут с опережением.
Образовательное сообщение «Регионоведение и краеведение в системе школьного и вузовского исторического образования» представила Е.В. Симонова, доктор исторических наук, профессор кафедры истории и археологии, руководитель Центра региональных исторических исследований ТГПУ им. Л.Н. Толстого, член регионального отделения РИО.
Как выяснилось, до сих пор нет целостного методологического аппарата краеведческой работы в школе. Регионы сами решают, как и что им изучать в этнокультурном компоненте. И тут встает вопрос «учености» тех, кто этим занимается. Хорошо, если идет популяризация исследований по истории родного края, а не пропаганда негативных воззрений и формирование ложной идентичности — страна большая, разная, система нужна.
Докладчик рекомендовала взять уже готовую, нормативно закрепленную, подписанную президентом Программу патриотического воспитания с там те же цели, там хорошо сформулированы задачи воспитания гражданской идентичности. Остается убрать уклон в военную тематику, и программа может стать системной основой для упорядочивания краеведческих изысканий.
Далее речь шла о самих изысканиях: сегодня библиотеки оцифровывают свои хранилища, на их сайтах можно найти много ранее не известного материала, можно адаптировать для школьников серьезные исследования местных специалистов, огромная информация по регионам содержится на сайте культура.рф.
Важный ракурс — педагогизация материала. Пока только Москва может похвастаться грамотным, красивым, выверенным, систематическим изложением региональной истории для школьников. Новый опыт создания учебников по региональной истории представил Б.В.Яблоков, кандидат исторических наук, доцент Государственного академического университета гуманитарных наук. «История России через историю регионов: опыт и перспективы реализации проекта Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания».
Докладчик — участник группы, координирующей создание региональных учебников истории в концепции «История России ЧЕРЕЗ историю региона». Эта концепция, по идее, снимает существующее противоречие между требованиями ИКС и этноконфликтными формулировками, к которым подчас прибегают региональные историки.
«Универсального алгоритма тут нет, но федеральная история и истории регионов должны быть сбалансированы», — считает Борис Яблоков. Споры о том, как изучать свой край — параллельно, синхронно, интегрированно и прочее — не так важны, как наличие перекосов и тенденциозности в освещении истории «малой» родины. В самом деле, опасная тема. Кто определит, где перекос, а где трудно переносимая правда? С какого события начинается история Калининградской области, например? А Хабаровского края? Кто здесь жил 100 и 1000 лет назад? А все эти кровавые братоубийственные распри в истории Владимиро-Суздальского княжества? А депортации народов Северного Кавказа? Рассказывать? Или «не сеять вражду»?
Не случайно Б.В.Яблоков, заметил: учителя не всегда в восторге от материалов. Привыкли думать и говорить иначе. Но как узнал об этом сам Борис Владимирович? Из обратной связи с учителями из регионов, она является важным этапом работы над учебниками.
Вопросов от участников было много, от «непонятно, где проходят границы регионов на самом деле» до «а куда эти книги делись, мы вот у себя про нас не видели».
Круглый стол для историков назывался «Преподавание региональной истории: из опыта решения проблем». О трудностях и результатах внедрения регионального компонента в школьное историческое и культурологическое образование рассказывали сотрудники Институтов развития образования Башкортостана, Нижнего Новгорода, Петербурга, Челябинска, Краснодара. В регионах проблему решают по-разному. Где-то опираются на инициативы учителей-энтузиастов, готовых проводить образовательные путешествия, квесты, создавать музеи и кружки (и систематизируют, оформляют этот опыт) — в таком случае собирается богатая методическая копилка. А где-то разрабатывают системы изучения истории родного края, и в таком случае идут через организацию и проведение краеведческих олимпиад для учеников и конкурсов для учителей, все в обязательном порядке пишут «историческое сочинение» и т.д. Таким образом неизбежно собирается огромный «полевой» материал, годный для создания уникальных учебных пособий. Но большой вопрос даже не кто их сделает, а как их издать, если грифуются и спускаются сверху иные пособия. Издательство «ДРОФА-ВЕНТАНА» обещало оказать поддержку. Примером могут послужить уже изданные здесь УМК «Модели изучения истории Урала в школе» В.М. Кузнецова, к.и.н., завкафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования».
Феерическим откликом было встречено выступление В.В.Барабанова, старшего научного сотрудника лаборатории дидактики географии ИСМО РАО, члена федеральной предметной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по географии. Тема его выступления — «Организация диагностики и контроля в условиях введения Всероссийской проверочной работы с использованием электронной формы учебника». Географические знания полезны: 40% новостной информации в СМИ — географическая, экологическая культура и природоохранные представления в упадке, хорошо бы знать, что гранит радиоактивен, и многое другое «природное» человеку неполезно и прочее, прочее. Но на предварительный ЕГЭ по географии-2017 в Москве записалось только 105 человек. Пришло того меньше. Кому нужна география?
Но теперь ситуация с географией в корне перевернулась: от небрежения к ней и добровольности изучения развернулись к тотальному контролю: ВПРы по географии планируется проводить каждый год во всех классах. В отличие от ОГЭ и ЕГЭ эта работа а) обязательная для всех, б) заданий меньше, в) можно использовать карты и атласы, г) включены задания с открытым ответом и, наконец, работу оценивает школа (учитель).
В связи с этим грядет коренной пересмотр географического образования после 2019 года: другая структура предмета, другое содержание, другие оценки результатов. Часов это, разумеется, не коснется. Практические работы будут прописаны (4 на 10 тем урока). Фактуальная информация уменьшится! Проблемы территорий будут изучаться комплексно… планируемые результаты четко прописаны. И — внимание — работа начнется уже осенью.
В таком разрезе ВПР воспринимается как первый шаг к обновлению географического образования. С детей спросят критическое отношение к информации, умение работать с картой погоды, умение точно распознавать географические объекты, связывать знания и жизнь… а то ведь они, может, что-то и выучили, а ничего не поняли. Непорядок. По мнению докладчика, тут на помощь приходит ЭФУ — ценны не только тренинги и контроль, но возможность дополнения материалов учебника новыми, своими.
Людмила Кожурина