классный час на тему «Уроки добра»
Возраст участников (9-10 лет).
Дети и родители организуют в городе приюты для бездомных животных.
Цели:
- Дать первоначальное представление об идеях благотворительности .
- Раскрыть понятия «добро», «благотворительность».
- Познакомить с понятием благотворительности, показать её роль в истории и современном обществе.
- Пробудить в детях стремление самим оказывать посильную помощь нуждающимся в ней.
Оборудование кабинета:
- плакат с изображением лепестков ромашки, где на каждом лепестке напечатано высказывание о добре;
- портреты благотворителей ;
- пословицы и поговорки;
- отдельные карточки с различными качествами людей
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы.
Ребята, как вы понимаете смысл пословицы «Богат не тот, кто много приобрёл, а тот, кто много раздал?»
Сегодня у нас с вами необычный урок, а о чём пойдёт речь на этом уроке, мы сейчас узнаем с помощью подсказки.
Учитель читает стихотворение
Добро – это ты и я!
Добро – это целая наша Земля!
Добро – это праздник в семье,
Добро – это песня ручья по весне,
Добро – это радости море и смеха,
Добро – это также прекрасно, как лето!
Когда мама с папою рядом – Добро!
И люди идут, улыбаясь в метро,
Ну, в общем, добро – это что-то такое,
Что объяснить не в силах порою!
– Итак, догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
– На уроке мы узнаем, что такое благотворительность, постараемся понять, в чем смысл благотворительности, и каковы цели благотворительности.
2. Основная часть
– Кто из вас знает, что такое благотворительность? (ответы детей)
– Кто занимался и занимается благотворительностью? (ответы детей)
– Кому же и почему предпочитают помогать? (ответы детей)
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим.
– Можно ли человека заставить быть добрым?
– Можно ли стать добрым на время? Поразмышляйте.
– Ребята давайте прочитаем пословицы и поговорки, записанные на доске, и объясним их смысл.
- Не хвались серебром, а хвались добром.
- Добрые умирают, да дела их живут.
- Худо тому, кто добра не делал никому.
- За добрые дела добром платят.
- Кто любит добрые дела, тому жизнь мила.
Здесь хочется вспомнить народную мудрость: «Самое плохое дело, имея возможность, не хотеть сделать добро тому, кто в нем нуждается»
– В старину добрые дела называли «благими», отсюда и произошло новое слово «благотворительность»
Благотворительность – это действия и поступки, направленные на общественную пользу, просто так.
– Ребята, подумайте и скажите, как можно назвать человека, который делает добрые дела, занимается благотворительной деятельностью (благотворитель).
– А кто может быть благотворителем? (один человек, родители, класс, предприятие, завод и т.д.)
Рассказ учителя. Благотворительной деятельностью может заниматься как один человек, так и огромное предприятие. Мы помогаем другим потому, что нам хочется это делать. Мы не отдаем долг, мы делаем сознательный выбор, поэтому процесс оказания помощи должен приносить радость нам самим. Как правило, помощь крупных предприятий выражается в выделении денежных средств на ремонт детских учреждений, на покупку компьютерных классов в школы, на приобретение игрушек и одежды в детские дома, на развитие детских творческих коллективов, спортивных секций. Очень часто артисты организуют большие концерты, спектакли, а все собранные за билеты деньги перечисляют в детские дома, в дома престарелых, интернаты для инвалидов, то есть безвозмездно помогают самым беззащитным людям.
Благотворительность может быть направлена на охрану памятников культуры, защиту окружающей среды. Некоторые люди дают деньги на научные исследования, дарят книги, картины, предметы старины библиотекам, картинным галереям, краеведческим музеям, музеям искусств.
Таких богатых людей, которые поощряют развитие науки, искусства, совершают любые добрые дела и начинания называют – МЕЦЕНАТЫ.
– Это слово является фамилией одного римского деятеля Гай Цильний Меценат, который жил в I веке до н.э., поклонник искусства, покровитель поэтов.
(Демонстрация фотографий с пояснением)
Приводятся примеры еще некоторых благотворителей и меценатов (с демонстрацией портретов)
Павел Михайлович Третьяков. Родился в потомственной купеческой семье. Любовь к искусству сделала его страстным коллекционером картин русских художников. 1892году Третьяков передал в дар Москве свою знаменитую галерею. Она и по сей день является музеем мирового значения.
Агнесса Гонджа Бояджиу известная миру как Мать Тереза. Эта женщина стала примером любви и заботы о ближнем. Еще девочкой она твердо знала, что ее служение Богу будет связано со служением бедным. Помогая больным и умирающим беднякам, она окружала их любовью, заботой, и удобством. Она организовала первую клинику для зараженных СПИДом, создала приюты для больных в Гарлеме. В 1779г получив Нобелевскую премию мира, полностью вложила ее в свою миссию.
Так, жена первого президента СССР Раиса Максимовна Горбачева была председателем международной ассоциации «Гематологи мира – детям», лично патронировала Центральную детскую клиническую больницу в Москве. Помогала детям с заболеванием крови.
Известен своей благотворительной деятельностью выдающийся российский музыкант Мстислав Ростропович – президент Благотворительного фонда, который оказывает помощь детским лечебным учреждениям Российской Федерации.
А знаешь ли ты, что в сегодняшнем 21 веке модно быть добрым, понимающим, сопереживающим, благо творящим?
Много лет подряд певица Анита Цой реализует программы по оказанию помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и детям, имеющим инвалидность.
– Давайте рассмотрим несколько примеров, когда помощь благотворителей спасала жизнь людей.
– Ребята, скажите, любой ли человек может стать меценатом? (ответы детей)
Методические комментарии
Обратите внимание на качества людей, написанные на доске. Обсудите и уберите те качества, которых не может быть у меценатов.
МИЛОСЕРДИЕ ЗАВИСТЬ ИСКРЕННОСТЬ ЖАДНОСТЬ |
ЭГОИЗМ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ДОБРОТА
|
ЛЕНЬ ХВАСТЛИВОСТЬ ХИТРОСТЬ
|
После выполнения задания учителю необходимо подвести детей к мысли о необходимости развития в себе качеств, присущих благотворителю.
Благотворительность нашла свое отражение даже в русских народных сказках. Вспомните сказку «Гуси-лебеди», какие добрые поступки совершила героиня этой сказки, не взирая на личные проблемы? (обсуждение: помогла яблоне сбросить яблоки, вытащила пироги из печи, убрала мешавшие речке камни)
«Курочка Ряба» (утешила рыдающих стариков – снесла золотое яичко)
– Ребята, а мы с вами можем оказывать какую – ни будь благотворительную помощь? Кому? Какую? (Например: детскому саду. Собрать книжки, подарить малышам игрушки, помочь расчистить снег на площадке, подмести дорожки, показать сценку детям из детского сада, смастерить и развесить кормушки для птиц…)
– И самое главное, что мы должны помнить, что благотворительность – это постоянная помощь, а не помощь один раз по настроению.
Добрый человек – тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде. Добрый человек любит природу. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
3. Рефлексия учащихся
– Что нового узнали на уроке?
– С какими новыми понятиями познакомились?
– Кто такие меценаты, что такое благотворительность?
– Какие выводы из услышанного и увиденного на уроке вы для себя сделали?
– Итак, объявляем начало операции «Книжкина неделя.» Посоветуйтесь дома с родителями, какие книги вы могли бы подарить детскому саду.
– А я хочу пожелать вам не закрывать душу для добрых дел и всегда быть готовыми помочь в трудную минуту любому человеку, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело, ты не должен кричать о том, какой ты благородный. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени. Будьте добры, и добро вернётся к вам.
– Спешите делать добрые дела, ребята. И пусть вашим попутчиком в добром деле станет песенка «Идем дорогою добра», сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова.
Исполнение песни детьми.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.