"Классный час Этих дней не смолкнет слава!"
Классный час для старшеклассников с предварительной подготовкой.
Цель: Знакомство с героическими страницами истории нашей Родины, воспитание чувства патриотизма через изучение истории родной страны.
Задачи: расширить знания школьников о Великой Отечественной войне; способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы организации деятельности детей: классный час, организованный в школьном музее.
Ход мероприятия
Учитель: Какой праздник наша страна отмечает 9 мая?
– Кто и когда начал войну?
– Сколько лет длилась Великая Отечественная Война?
– Сейчас мы закроем глаза и перенесемся в прошлое.
(Звучит мелодия песни «С чего начинается Родина». Автор текста– М. Матусовский, композитор – В. Баснер.)
Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом камыши. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничто не предвещало беды. И вдруг из репродукторов донеслась страшная весть о том, что фашистская Германия напала на нашу страну. Над нашей страной нависла угроза потери независимости, свободы.
1-й Ученик
И Кама, и Волга на битву сынов провожали,
И матери долго цветными платками махали.
Прощались невесты – косички девчоночьи мяли,
Впервые по-женски любимых своих целовали.
Гремели колеса, литые колеса гремели,
И пели солдаты, совсем по-мальчишески пели
Про белые хаты, про верную Катю-Катюшу...
И рвали те песни комбата отцовскую
Душу...
(М. Гриезане. “Обелиски”)
Учитель: 22 июня 1941 года… Многие люди помнят эту дату. В мирную жизнь нашего народа вошла война ненавистным воем, разрушенными городами и сёлами, миллионами убитых на фронтах.
2-й Ученик
Ах война, что ж ты сделала подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом – солдат…
До свидания мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад
(Б. Окуджава)
Учитель: Немецкие войска под командованием Гитлера двинулись вглубь страны с целью захватить Москву и Ленинград. Но народ не сломался. Он выстоял. К концу 1941 года враг был остановлен под Москвой. Советские войска сумели остановить мощную вражескую группировку буквально у стен столицы (в 12 км от современной границы севернее города). Битва под Москвой отмечена массовым героизмом и самопожертвованием советских людей.
(Звучит песня «Эх, дороги»)
Учитель: Ленинград был взят в блокаду, но в город немцев не пустили. Ленинград – огромный город. Один из крупнейших в мире. На север, на восток, на юг и на запад бегут от него дороги. Разные здесь дороги: железные, шоссейные, морские пути, речные пути, воздушные. Оборвались теперь дороги. Отрезали фашисты Ленинград от всей большой страны. Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции.
3-й Ученик
Над Россиею
Небо синее,
Небо синее над Невой,
В целом мире нет,
Нет красивее
Ленинграда моего.
Нам всё помнится: в ночи зимние
Над Россией, над родимою страной,
Весь израненный, в снежном инее
Гордо высился печальный город мой.
(А. Фатьянов, 1945)
Учитель: Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Нескончаем людской поток. У ленинградцев выработалась даже своя походка. Особая. Неповторимая. Ленинградская. Голод и холод делали своё дело. Сил у каждого оставалось всё меньше и меньше. Люди стали ходить всё тише и тише. Шаг у ленинградцев стал размеренный, движения плавные. Идут, не торопятся. Не обгоняют друг друга. Экономят свои силы. Даже дети и те потеряли свою обычную резвость. Посмотришь на них – не дети это вовсе, маленькие старички чинно идут по улицам.
Только в январе 1943 года развернулось стремительное наступление советских войск. Прорвали они полностью фашистскую блокаду города Ленинграда. Погнали врага на запад. Битвы за Москву, Ленинград и Новгород продолжались вплоть до 1942 года; Период коренного перелома (1942 – 1943 гг.) И всё-таки планы Гитлера рушились. СССР быстро встал на военные рельсы. Вся промышленность СССР в это время работала на военные нужды, советской армии удалось значительно увеличить свое вооружение и оказать достойное сопротивление. Армия СССР из обороняющейся превратилась в нападающую; Армии немцев и союзников постепенно начали отступать обратно к западной границе, множество иностранных легионов были разбиты и уничтожены.
В период с 1943 – 1945 гг. СССР начала отвоевывать оккупированные немцами земли и продвигаться в сторону Германии. Был освобожден Ленинград, советские войска вошли в Чехословакию, Польшу, а затем и на территорию Германии.
8 мая был взят Берлин, а немецкие войска объявили о безоговорочной капитуляции. Гитлер узнав о проигранной войне покончил с собой. Война закончилась.
Ученица
ЗАПАС ПРОЧНОСТИ
До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! – Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.(Юлия Друнина)
Война оставила след почти в каждой семье. Более 20 миллионов советских людей погибло в этой войне. Страшная трагедия украла у детей детство, забрала из семей отцов, матерей, братьев, сестер, сыновей, дочерей.
Учитель: Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе: кто потерял сына, кто – отца или мать, кто – сестру или брата, кто – друга. Во время войны почтовые конверты использовались только для похоронных извещений, а письма от родных и близких назывались треугольниками: они посылались без конвертов – бумагу сворачивали так, что внутри оказывалось письмо, снаружи писали адрес. С какой радостью встречали «треугольнички» от родных любимых бойцов в каждом доме!
(Учитель раздает бумагу детям и предлагает написать письмо будущему поколению, которые придут им на смену. Рассказать в письме о том, что они узнали о В.О. войне, героизме людей, о своем отношении к этой странице истории. Пожелание людям будущего.)
Подготовленный ученик показывает, как делаются треугольники. Дети складывают бумагу. Желающие зачитывают свое письмо.
4-й Ученик
УТРО ПОБЕДЫ
Где трава от росы и от крови сырая,
Где зрачки пулеметов свирепо глядят,
В полный рост, над окопом переднего края,
Поднялся победитель-солдат.Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина... Тишина... Не во сне – наяву.
И сказал пехотинец: – Отмаялись! Баста!-
И приметил подснежник во рву.И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
Ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат и к простреленной каске
Осторожно приладил цветок.Снова ожили в памяти были живые -
Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
Сапогом попирая колючий плетень.
За плечами пылала заря молодая,
Предвещая солнечный день.
1945 г. (Алексей Сурков)
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.