"Калевала рядом"
«Давайте детям больше содержания общего человеческого,
мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их
с этим через родные и национальные понятия»
(В.Г.Белинский)
Пояснительная записка.
Сегодня во всём мире 21 февраля отмечают День родного языка, и для нас это хороший повод произнести слова любви и уважения к своему родному языку и культуре.
Возможность говорить на родном языке – такое же естественное право человека, как право жить и дышать. Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. Многие ученые-языковеды отмечают, что язык – это не столько средство общения, сколько память и история народа, его культура, мировоззрение и психология, передаваемый из поколения в поколение багаж знаний о мире.
Наша республика – удивительный красивый край, где сплелись воедино древние корни русских и финно-угорских языков и традиций, породившие уникальную северную культуру.
В нашей школе, с этнокультурной направленностью, в День родного языка был проведен круглый стол «Калевала рядом», открывший неделю, посвященную Дню «Калевалы» — праздника в честь финского и карельского национального поэтического эпоса «Калевала».
Учащиеся 5 класса представили свои учебно–исследовательские работы. Особенностью мероприятия является представление работ в разных формах (презентация, доклад, инсценировка, лэпбук, макет, кроссворд). Выступления завершались обратной связью со слушателями круглого стола. Ребята предлагали слушателям различные задания: ответить на вопросы викторины, заполнить карту путешествия Э.Леннрота, исполнить рэп на карельском языке и др.
В ходе данного мероприятия были достигнуты цели и задачи, а также сформирован информационный и игровой банк по теме.
Цель: обобщение знаний по теме «Карело-финский эпос «Калевала»;
Задачи:
- способствовать развитию навыков научно-исследовательской деятельности обучающихся;
- стимулировать интерес обучающихся к дальнейшему изучению литературы и культуры родного края;
- развивать творческие способности и прикладные умения учащихся по теме этнокультурной направленности;
- развивать умение работать в коллективе, применять свои знания на пользу участников круглого стола.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, компьютер;
- флипчарт;
- кантеле;
- интерактивные стенды с изображением героев Калевалы;
- народные костюмы.
Ход мероприятия
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. |
Приветствует участников круглого стола: Приветствуем вас за нашем круглым столом и желаем интересной и продуктивной работы. |
Приветствуют учителя. |
2. Объявление темы. |
О чем говорит дата 28 февраля? Почему эпос Калевала имеет особое значение для жителей Карелии? 28 февраля отмечается День Калевалы. Сегодня мы вспомним, что такое Калевала и какое значение она имеет для нас. Разобраться в этом нам помогут … (представление участников круглого стола) |
Предполагаемые ответы учащихся: 28 февраля – День Калевалы. В школе мы изучаем карельский и финский языки. Эпос является достоянием Карелии и Финляндии. |
3.Защита учебно-исследовательских работ.
|
I. Что вы знаете об эпосе «Калевала»? Калевала – карело-финский эпос. Много веков назад в Карелии – в стране шумящих сосен и елей, в краю озер и порожистых рек – сложил народ эти придания и сказки. В 1835 году вышло первое издание, в 1849 году – второе. Подробнее об эпосе Калевала и местечке Калевала расскажет… (выступление участника круглого стола).
|
Предполагаемые ответы учащихся: Руны были собраны на территории Карелии. Собрал руны Элиас Леннрот. Первое издание эпоса вышло в 1835 году. Представление презентации о поселке Калевала и эпосе Калевала «Калевала» и Калевала» (Приложение 1) Рефлексия: экспресс-викторина о прослушанном. |
II. Сколько рун вошло в эпос Калевала? Калевала состоит из 50 рун(песен). Объединил руны в эпос Э.Леннрот. (выступление участников круглого стола об Элиасе Леннроте). |
Предполагаемые ответы учащихся: В эпосе 50 рун. Презентация лэпбука «Элиас Леннрот»: биография, работа над эпосом. Лэпбук (англ. lapbook) – интерактивная папка для детей на заданную тему. Рефлексия: выполнение заданий по содержанию лэпбука: продолжи фразу, отгадай загадку, найди лишнее, отметь на карте маршрут путешествия Э.Леннрота по Карелии. (Приложение 2). |
|
III. В поселке Калевала есть необычная достопримечательность, о которой ходит множество легенд. (Выступление участников круглого стола). |
Учащиеся читают стихотворение А. Бородина «Сосна Леннрота»:
Молодые стройные березы |
|
О чем это стихотворение?
|
Ответы учащихся: Стихотворение о сосне, под которой рунопевцы исполняли песни Э.Леннроту. Презентация макета сосны Леннрота и одной из легенд. (Приложение 3). |
|
IV. Какие особенности исполнения рун вы знаете? Исполнителями рун, как правило, были простые крестьяне из карел, ижор, ингермаландцев и финнов. Они пели руны в один голос, иногда – попеременно двумя голосами, часто сопровождая игрой на кантеле. |
Предполагаемые ответы учащихся: Руны исполнялись под звуки кантеле. Руны исполняли мужчины. Руны существовали только в устной форме. Учащиеся исполняют отрывок из руны о создании кантеле на карельском языке под звуки кантеле.
Vahnu, viizas Väinämöine (Приложение 4) |
|
V. О чем пели рунопевцы? Кто является главными героями эпоса? |
Предполагаемые ответы учащихся: Рунопевцы пели о жизни героев эпоса. Эпос повествует о Вянямейнене, Илмаринене, старухе Лоухи и др. Учащиеся разгадывают кроссворд, составленный выступающим. (Приложение 5) |
|
VI. Калевала уже более 150 лет вдохновляет талантливых людей: художников, скульпторов, писателей, поэтов… Известны ли вам такие люди? |
Предполагаемые ответы учащихся: Осмо Бородкин – репродукции к эпосу представлены в кабинете финского языка. Армас Мишин перевел Калевалу. Представление доклада «Вдохновение» о произведениях искусства, живописи, литературы и музыки, связанных с эпосом Калевала. (Приложение 6) Рефлексия: интерактивная игра «Автор-произведение» |
|
Одним из ярких примеров такого вдохновения служит актер Национального театра Андрей Горшков, который исполняет одну из рун на карельском языке в стиле рэп. |
Учащиеся смотрят видеоролик «Калевальская руна на новый лад». (Приложение 7) |
|
Что напоминает о Калевале каждый день? Что мы видим рядом в нашем городе и республике? |
Предполагаемые ответы учащихся: Кинотеатр «Калевала». Гора Сампо. |
|
Знакомы ли вам эти места? Хотели бы увидеть их? |
Представление галереи «Калевала рядом»: достопримечательности, связанные с эпосом, на территории Республики Карелии. (Приложение 8) |
|
4. Подведение итогов и рефлексия
|
Вернемся к проблеме круглого стола о значении эпоса Калевала для жителей Карелии. Смогли ли разобрать в поставленной проблеме? Давайте подведем итог работы круглого стола. Закончите фразу: Для меня эпос Калевала … Самым интересным в работе круглого стола было… Меня удивило… Меня вдохновило … |
Ответы учащихся. |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.